Найти в Дзене
TroyTest

Утильсбор обрастает схемами для экономии

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

С 1 октября 2024 года изменились коммерческие ставки утилизационного сбора. В сторону повышения, разумеется. Но изменения касаются только физ и юрлиц, которые ввозят машины для дальнейшей перепродажи, а льготные ставки не изменились. Из-за этого появились схемы растаможки, позволяющие экономить на этой разнице. Однако эти схемы не стопроцентная гарантия того, что покупатель такой машины не поимеет с ней массу проблем в будущем.

“Китайская схема” для ввоза машин в Россию выглядит примерно так. Посредник получает доверенность на покупку автомобиля, что позволяет представлять интересы покупателя в Китае. Затем посредник покупает машину, оформляет документы на физическое лицо и по льготной ставке ввозит автомобиль в Россию, где передает его заказчику. И, скорее всего, заказчик будет вынужден год ездить на автомобиле по доверенности, поскольку иначе обман вскроется при перерегистрации автомобиля в ГИБДД. И тогда придется платить недоимку по утильсбору. Кто будет платить? Скорее всего, покупатель, а не посредник – так проще, поскольку имущество (автомобиль) можно арестовать, а дальше иди в самый гуманный суд в мире и доказывай, что не ты не Василий Алибабаевич и ничего ослиной мочой не разводил.

Единственной схемой, которая позволит избежать платежей – езда по доверенности в течение года с последующим переоформлением на реального владельца. Вот только кто согласится отдать несколько миллионов, чтобы получить не все права на имущество, а только доверенность на распоряжение им? А вдруг через год посредник откажется переоформлять машину (таких случаев полно)? А если посредник умрет и машина станет наследуемым имуществом (можно, конечно, в договор внести соответствующий пункт, но опять придется в суде все доказывать и где гарантия, что сделка не будет признана незаконной и не придется платить утильсбор и, вероятно, какой-нибудь штраф по полной программе)? Я бы на такое не согласился.

Почему “китайская схема” пользуется спросом? Ну, если взять категорию автомобилей с мотором от 1 до 2 литров, то коммерческий утиль на новые машины (до 3-х лет) в этой категории составляет 556 200 рублей. То есть, экономия с учетом льготной ставки 3 400 рублей за новый импортный автомобиль составит 552 800 рублей. Если же взять трехлитровую машину, то на нее сбор 1 794 600 рублей. Соответственно, экономия составит уже 1 791 200 рублей. Если что, именно столько вы переплатите официальному дилеру в салоне.

Какое влияние “схема” окажет на рынок? Думаю, что не особенно большое. Во-первых, государство бдит и будет бдеть, ведь речь об огромных суммах. Во-вторых, желающих получить головную боль минимум на год не так уж много. Да, это вызовет недовольство официальных дилеров, но сильно по ним не ударит. Большинство людей все же предпочитает совершать такие покупки с максимальной защитой сделки. Как мне кажется, единственный способ ввезти машину в Россию и пользоваться ею, не поимев массу проблем – некоммерческий импорт. То есть, вы ввозите машину для себя, платите по льготным ставкам 3 400 или 5 200 рублей (за новую или старше 3-х лет) и спокойно ездите год. А там уж оставите себе или решите продать – никого не волнует. Все законно и надежно, как бетонный блок.

Напомню, что с 1 октября 2024 года изменились ставки утилизационного сбора для юрлиц и физлиц, импортирующих автомобили для коммерческой перепродажи. Актуальные ставки в таблице на сайте.