Лично у меня есть такое правило - прежде чем приступить к книге я стараюсь узнать побольше информации об авторе. Это важно - потому что среда, в которой находился автор, его мотивация к написанию и многое другое формируют его отношение к той проблеме, о которой он пишет. Поскольку мы все очень редко говорим о чём-то объективно, "отстранённо от себя".
Эрик Берн — канадо-американский психиатр и психолог, который стал известен благодаря разработке транзактного анализа (ТА) — метода, который помогает понять, как люди взаимодействуют друг с другом, и что скрывается за их поведением. Его подход оказал сильное влияние на психологию общения и до сих пор активно применяется в психотерапии, бизнесе и в личных отношениях.
Самое значимое из его трудов представлено в двух книгах:
- "Игры, в которые играют люди" (Далее "Игры")
- "Люди, которые играют в игры" (Далее "Люди")
Читаете эти две книги и вот вы уже немного психолог. Но если подойти к прочтению с толком и расстановкой, то жизнь может значительно измениться.
«Игры, в которые играют люди»
Данные издания представляют собой единую историю, логично выстроенную. Постепенно мы переходим от меньшего к большему. "Игры" начинает вводить нас в трансакционный анализ, знакомит нас с тем, какие роли человек примеряет на себе. И как эти роли в дальнейшем влияют на диалог.
Эрик Берн называет это тремя состояниями Я: ребёнок, родитель, взрослый. Автор довольно детально разбирает как формируются эти образы и какая цель у каждого из этих внутренних состояний. У этих состояний нет абсолютно никакой привязки к возрасту.
Родитель
Родительское состояние «Я» — это то, как человек воспроизводит модели поведения, принятые от родителей или других авторитетных фигур в его жизни.
• Функции Родителя:
• Может проявляться как Контролирующий Родитель: строгий, дающий указания, устанавливающий правила.
• Либо как Заботливый Родитель: поддерживающий, оберегающий, опекающий.
• Люди в роли Родителя часто критикуют или поучают, выражают нормы и правила, как их учили, но могут также заботиться и защищать.
Взрослый
• Взрослое состояние «Я» — это рациональная часть личности, основанная на анализе и объективной информации. Оно ориентировано на реальность и факты.
• Функции Взрослого:
• Взрослый принимает решения на основе фактической ситуации, анализирует, оценивает данные и реагирует логично.
• В этом состоянии человек действует без предвзятых эмоций, не руководствуется прошлым опытом или детскими чувствами.
• Взрослое состояние позволяет находить разумные решения, вести конструктивные диалоги и принимать взвешенные решения.
Ребёнок
• Детское состояние «Я» — это эмоциональная часть личности, связанная с детскими переживаниями, чувствами и спонтанными реакциями.
• Функции Ребёнка:
• Может проявляться как Свободный Ребёнок: творческий, спонтанный, эмоциональный, жаждущий удовольствия.
• Либо как Адаптивный Ребёнок: подчиняющийся, стремящийся к одобрению, боящийся наказания.
• Ребёнок может быть как радостным и игривым, так и тревожным, плачущим или бунтующим.
Эти три состояния постоянно сменяют друг друга в зависимости от ситуации и нашего восприятия. Идеальная ситуация — это сбалансированное использование всех трёх ролей в разных жизненных обстоятельствах: когда нужно — быть рациональным (Взрослый), иногда — проявлять заботу (Родитель), и не забывать о спонтанности и радости жизни (Ребёнок).
Основываясь на этой информации Эрик Берн начинает знакомить нас с тем, как эти роли взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие поддаётся структуризации и часто начинает иметь сходства. Берн как раз выделяет типичные модели межличностных манипуляций. Игры - это не что-то "плохое или хорошее". Да, их можно разделить на безобидные, деструктивные и т.п.
Автор подталкивает нас к тому, что вся жизнь состоит из игр. Так оно и есть! Мы день за днём, раз за разом повторяем одни и те же слова, в одной и той же форме. Мы сами себя зацикливаем.
- И как же разорвать этот порочный круг?
- Понять, во что вы играете, какие игры ваши любимые.
Добрая половина книги посвящена описанию игр. Подробнейше можно узнать о свей любимой игре. О своей мотивации к этой игре, о своих детских травмах, которые когда-то стали триггером и спусковым крючком, к тому, чтобы мы начали играть.
Ярчайшими примерами для нас становятся такие игры, как:
- "Почему бы тебе не... да, но"
- "Попался сукин сын"
- "Алкоголик"
- "Фригидная женщина"
- "Домохозяйка"
- "Посмотри, что ты заставил меня сделать"
И это ещё далеко не весь перечень.
Внутри игр мы также находим разделение на роли. И тут нас встречает треугольник Картмана.
Динамика треугольника
В каждой игре есть все три роли, вне зависимости от количества участников. Даже среди двух игроков можно встретить все три проявления, просто один участник навешивает на себя сразу две: спасателя и преследователя, например.
Люди в конфликте могут переходить между этими ролями, тем самым создавая замкнутый круг. Например, Жертва может обращаться к Спасателю за помощью, но если Спасатель не сможет решить проблему, он может начать чувствовать себя Переследователем, обвинив Жертву в том, что она не принимает помощь. Это создает цикл, который сложно разорвать.
Для выхода из этого треугольника людям необходимо осознать свои роли и работать над развитием более здоровых способов взаимодействия.
Как выйти из треугольника Картмана?
1. Осознание своих ролей: Признание того, какую роль вы играете в данной ситуации, и понимание динамики взаимодействия.
2. Смена роли: Постепенно переходить от ролей Жертвы и Спасателя к более зрелым позициям, таким как Взрослый (осознанный подход) или Равноправный партнер (без манипуляций).
3. Установка границ: Научиться отказывать, если ваше желание помочь приводит к ненужным обязательствам или манипуляциям.
4. Ответственность: Каждый участник должен взять на себя ответственность за свои чувства и действия, не сваливая вину на других.
Итогом книги "Игры" становится некое неощутимое новое состояние "Я". Берн показывает нам, читателям, что есть к чему стремиться. И этим стремлением должно стать состояние "Истинной близости". В этом случае мы становимся свободны от игр и восприятие отношений с людьми выходит на новый уровень.
«Люди, которые играют в игры»
Вторая книга Берна продолжает развивать идеи, изложенные в «Играх, в которые играют люди», но больше фокусируется на том, как осознанное понимание своих игр помогает личностному росту и изменению поведения. Она уделяет больше внимания тому, как можно выйти за пределы этих игр и начать взаимодействовать с другими более честно и открыто.
Основные идеи:
• Осознанность в общении: Книга помогает распознать собственные игры и научиться взаимодействовать с другими на более искреннем уровне, выходя из сценариев манипуляции.
• Развитие Взрослого состояния: Берн акцентирует внимание на развитии «Взрослого» в человеке — рационального и осознанного состояния, которое позволяет контролировать свои реакции и поведение.
• Личностный рост: В книге много внимания уделяется тому, как распознавание игр и отказ от них могут привести к большей свободе в межличностных отношениях и самореализации.
Как мы уже могли понять, жизнь состоит из набора игр. Этот набор глобально создан в нашем детстве и в совокупности складывается в "сценарий". Да, если у вас пошли такие ассоциации, как: театр, написанная книга, ощущение некоего режиссёра своей жизни. Всё это - прямо в точку. Нам предлагается, как разорвать его и начать осознавать себя, контролировать свои поступки и действия или кардинально повернуть свою жизнь в другую сторону.
Почему книга важна:
Эта книга делает шаг вперёд по сравнению с первой, предлагая практические решения для тех, кто хочет изменить свои модели поведения и выйти за рамки игр. Она более прикладная и помогает не только осознать проблему, но и начать её решать.
Почему стоит прочитать обе книги?
Обе книги Эрика Берна — это не просто психологическая литература, но и практические руководства для тех, кто хочет лучше понять себя и окружающих. Они учат осознанности, честности и глубине в общении, позволяя выйти за пределы шаблонов и манипуляций. Для тех, кто интересуется психологией общения или хочет улучшить свои отношения с другими людьми, эти книги — настоящая находка.