Найти тему
Книжное ДЭПО

Игры в отношениях: Как книги Эрика Берна помогают разобраться в себе и других

Оглавление

Лично у меня есть такое правило - прежде чем приступить к книге я стараюсь узнать побольше информации об авторе. Это важно - потому что среда, в которой находился автор, его мотивация к написанию и многое другое формируют его отношение к той проблеме, о которой он пишет. Поскольку мы все очень редко говорим о чём-то объективно, "отстранённо от себя".

Эрик Берн — канадо-американский психиатр и психолог, который стал известен благодаря разработке транзактного анализа (ТА) — метода, который помогает понять, как люди взаимодействуют друг с другом, и что скрывается за их поведением. Его подход оказал сильное влияние на психологию общения и до сих пор активно применяется в психотерапии, бизнесе и в личных отношениях.

Самое значимое из его трудов представлено в двух книгах:
- "Игры, в которые играют люди" (Далее "Игры")
- "Люди, которые играют в игры" (Далее "Люди")

Читаете эти две книги и вот вы уже немного психолог. Но если подойти к прочтению с толком и расстановкой, то жизнь может значительно измениться.

«Игры, в которые играют люди»

Данные издания представляют собой единую историю, логично выстроенную. Постепенно мы переходим от меньшего к большему. "Игры" начинает вводить нас в трансакционный анализ, знакомит нас с тем, какие роли человек примеряет на себе. И как эти роли в дальнейшем влияют на диалог.

Эрик Берн называет это тремя состояниями Я: ребёнок, родитель, взрослый. Автор довольно детально разбирает как формируются эти образы и какая цель у каждого из этих внутренних состояний. У этих состояний нет абсолютно никакой привязки к возрасту.

This presentation template was created by "Slidesgo", and includes icons by "Flaticon", and infographics+images by "Freepik".
This presentation template was created by "Slidesgo", and includes icons by "Flaticon", and infographics+images by "Freepik".

Родитель

Родительское состояние «Я» — это то, как человек воспроизводит модели поведения, принятые от родителей или других авторитетных фигур в его жизни.

Функции Родителя:

• Может проявляться как Контролирующий Родитель: строгий, дающий указания, устанавливающий правила.

• Либо как Заботливый Родитель: поддерживающий, оберегающий, опекающий.

• Люди в роли Родителя часто критикуют или поучают, выражают нормы и правила, как их учили, но могут также заботиться и защищать.

Взрослый

Взрослое состояние «Я» — это рациональная часть личности, основанная на анализе и объективной информации. Оно ориентировано на реальность и факты.

Функции Взрослого:

• Взрослый принимает решения на основе фактической ситуации, анализирует, оценивает данные и реагирует логично.

• В этом состоянии человек действует без предвзятых эмоций, не руководствуется прошлым опытом или детскими чувствами.

• Взрослое состояние позволяет находить разумные решения, вести конструктивные диалоги и принимать взвешенные решения.

Ребёнок

Детское состояние «Я» — это эмоциональная часть личности, связанная с детскими переживаниями, чувствами и спонтанными реакциями.

Функции Ребёнка:

• Может проявляться как Свободный Ребёнок: творческий, спонтанный, эмоциональный, жаждущий удовольствия.

• Либо как Адаптивный Ребёнок: подчиняющийся, стремящийся к одобрению, боящийся наказания.

• Ребёнок может быть как радостным и игривым, так и тревожным, плачущим или бунтующим.

Эти три состояния постоянно сменяют друг друга в зависимости от ситуации и нашего восприятия. Идеальная ситуация — это сбалансированное использование всех трёх ролей в разных жизненных обстоятельствах: когда нужно — быть рациональным (Взрослый), иногда — проявлять заботу (Родитель), и не забывать о спонтанности и радости жизни (Ребёнок).

Основываясь на этой информации Эрик Берн начинает знакомить нас с тем, как эти роли взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие поддаётся структуризации и часто начинает иметь сходства. Берн как раз выделяет типичные модели межличностных манипуляций. Игры - это не что-то "плохое или хорошее". Да, их можно разделить на безобидные, деструктивные и т.п.

Автор подталкивает нас к тому, что вся жизнь состоит из игр. Так оно и есть! Мы день за днём, раз за разом повторяем одни и те же слова, в одной и той же форме. Мы сами себя зацикливаем.
- И как же разорвать этот порочный круг?
- Понять, во что вы играете, какие игры ваши любимые.

Добрая половина книги посвящена описанию игр. Подробнейше можно узнать о свей любимой игре. О своей мотивации к этой игре, о своих детских травмах, которые когда-то стали триггером и спусковым крючком, к тому, чтобы мы начали играть.

Ярчайшими примерами для нас становятся такие игры, как:
- "Почему бы тебе не... да, но"
- "Попался сукин сын"
- "Алкоголик"
- "Фригидная женщина"
- "Домохозяйка"
- "Посмотри, что ты заставил меня сделать"

И это ещё далеко не весь перечень.

Внутри игр мы также находим разделение на роли. И тут нас встречает треугольник Картмана.

This presentation template was created by "Slidesgo", and includes icons by "Flaticon", and infographics+images by "Freepik".
This presentation template was created by "Slidesgo", and includes icons by "Flaticon", and infographics+images by "Freepik".

Динамика треугольника

В каждой игре есть все три роли, вне зависимости от количества участников. Даже среди двух игроков можно встретить все три проявления, просто один участник навешивает на себя сразу две: спасателя и преследователя, например.

Люди в конфликте могут переходить между этими ролями, тем самым создавая замкнутый круг. Например, Жертва может обращаться к Спасателю за помощью, но если Спасатель не сможет решить проблему, он может начать чувствовать себя Переследователем, обвинив Жертву в том, что она не принимает помощь. Это создает цикл, который сложно разорвать.

Для выхода из этого треугольника людям необходимо осознать свои роли и работать над развитием более здоровых способов взаимодействия.

Как выйти из треугольника Картмана?

1. Осознание своих ролей: Признание того, какую роль вы играете в данной ситуации, и понимание динамики взаимодействия.

2. Смена роли: Постепенно переходить от ролей Жертвы и Спасателя к более зрелым позициям, таким как Взрослый (осознанный подход) или Равноправный партнер (без манипуляций).

3. Установка границ: Научиться отказывать, если ваше желание помочь приводит к ненужным обязательствам или манипуляциям.

4. Ответственность: Каждый участник должен взять на себя ответственность за свои чувства и действия, не сваливая вину на других.

Итогом книги "Игры" становится некое неощутимое новое состояние "Я". Берн показывает нам, читателям, что есть к чему стремиться. И этим стремлением должно стать состояние "Истинной близости". В этом случае мы становимся свободны от игр и восприятие отношений с людьми выходит на новый уровень.

«Люди, которые играют в игры»

Вторая книга Берна продолжает развивать идеи, изложенные в «Играх, в которые играют люди», но больше фокусируется на том, как осознанное понимание своих игр помогает личностному росту и изменению поведения. Она уделяет больше внимания тому, как можно выйти за пределы этих игр и начать взаимодействовать с другими более честно и открыто.

Основные идеи:

Осознанность в общении: Книга помогает распознать собственные игры и научиться взаимодействовать с другими на более искреннем уровне, выходя из сценариев манипуляции.

Развитие Взрослого состояния: Берн акцентирует внимание на развитии «Взрослого» в человеке — рационального и осознанного состояния, которое позволяет контролировать свои реакции и поведение.

Личностный рост: В книге много внимания уделяется тому, как распознавание игр и отказ от них могут привести к большей свободе в межличностных отношениях и самореализации.

Как мы уже могли понять, жизнь состоит из набора игр. Этот набор глобально создан в нашем детстве и в совокупности складывается в "сценарий". Да, если у вас пошли такие ассоциации, как: театр, написанная книга, ощущение некоего режиссёра своей жизни. Всё это - прямо в точку. Нам предлагается, как разорвать его и начать осознавать себя, контролировать свои поступки и действия или кардинально повернуть свою жизнь в другую сторону.

Почему книга важна:

Эта книга делает шаг вперёд по сравнению с первой, предлагая практические решения для тех, кто хочет изменить свои модели поведения и выйти за рамки игр. Она более прикладная и помогает не только осознать проблему, но и начать её решать.

Почему стоит прочитать обе книги?

Обе книги Эрика Берна — это не просто психологическая литература, но и практические руководства для тех, кто хочет лучше понять себя и окружающих. Они учат осознанности, честности и глубине в общении, позволяя выйти за пределы шаблонов и манипуляций. Для тех, кто интересуется психологией общения или хочет улучшить свои отношения с другими людьми, эти книги — настоящая находка.