Найти тему
Телеканал "78"

Заграница нас оденет: откуда привозят в Россию осеннюю одежду и как на ней сэкономить

Осень-2024 выдалась неожиданно тёплой — и в Петербурге, и в других регионах России. Из-за этого спрос на осеннюю одежду сдвинулся вслед за холодами, а магазины спешно обновляют ассортимент и ценники. Что происходит на рынке осенней одежды в России, есть ли надежда на снижение цен и как сэкономить на покупке, разбирался 78.ru вместе с экспертами.

Коллаж 78.ru: freepik.com, unsplash.com
Коллаж 78.ru: freepik.com, unsplash.com

Одеваемся в чужое

Август и сентябрь 2024 года сильно изменили привычный порядок вещей на рынке осенней одежды: если раньше в это время люди уже начинали готовиться к грядущим холодам, то в текущем году из-за тёплой погоды этого не произошло. В результате продавцы начали жаловаться на снижение спроса: так, некоторые петербургские продавцы и производители сетовали на 20% падение продаж.

Нынешняя осень действительно удивила тем, что сентябрь стал фактически четвёртым месяцем лета, подтвердила в беседе с 78.ru предприниматель, дизайн-директор экспериментального цеха одежды Bahаr.Design Христина Судник. В итоге продлился сезон покупок летней одежды, что для предприятий, которые занимаются закупкой тёплых вещей, стало сюрпризом. Однако октябрь уже возвращает динамику в привычное русло: температура опускается, причём достаточно резко, и спрос на тёплые вещи приходит в норму.

— Кстати, многие импортёры сетуют на тёплый сентябрь, поскольку закупки любых линий одежды происходят за год, а если нет сейчас покупок, то и формирование новых заказов на следующий год проблематично, — констатировала эксперт.

К сожалению, большая часть одежды, в том числе осенней, сегодня поступает в Россию из-за границы. Конечно, импортозамещение постепенно идёт, и номинальные цифры в производстве одежды в стране радуют: так, как рассказала 78.ru руководитель Санкт-Петербургского отделения Ассоциации текстильщиков России, доцент кафедры таможенного администрирования Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат социологических наук Дарья Щербакова, в целом по России за первый квартал 2024 года оно выросло на 17%.

— Динамика на рынке текстильных изделий и одежды за первое полугодие относительно второго полугодия носит разноплановый характер. Отмечается рост на 19,2% в производстве тканей с ПВХ покрытием (в одежде применяются для производства непромокаемых изделий), рост на 23% трикотажных тканей, +36% по производству спецодежды и 21% роста показала обувь, — привела статистику эксперт.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Однако не по всем категориям цифры настолько радужные: так, сразу на 33,8% сократилось производство изделий из кожи, снизилось на 7,2% производство верхней одежды. По словам эксперта, больше всего беспокойства вызывает сокращение собственного производства хлопчатобумажных тканей — оно уменьшилось на 20% из-за запрета ввоза в Россию сырья из Узбекистана и отсутствия собственной сырьевой базы. Есть проблемы и из-за спроса: поскольку потребитель отдаёт предпочтение искусственным волокнам и по характеристикам, и по цене, сокращается производство шерстяной (на 18%) и льняной (на 79,7%) пряжи.

— Рынок складывается не в пользу России, стабильно растёт импорт год от года. <…> Всего мы произвели за первый квартал на 1 млрд долларов США. При этом только на «Вайлдберриз» за одну неделю продаётся одежды на 284 млн долларов США. То есть всё, что Россия производит за три месяца, один только WB продаст за месяц. Это чтобы понимать масштаб импортозависимости на рынке одежды. По факту около 71% одежды — импортная, — констатировала Дарья Щербакова.

К тому же, как рассказала Христина Судник, на рынке стало появляться большое количество новых брендов, которые организуют пошив за границей, в частности в странах СНГ. Впрочем, и производство в России они также создают, реализовывая свои товары с помощью маркетплейсов, офлайн-магазинов и соцсетей. Но на них, по словам Дарьи Щербаковой, влияют другие факторы: нехватка рабочей силы, возросшие цены на энергоносители — всё это стимулирует внутреннюю инфляцию.

Проблемы вовне и внутри

Поскольку внутри России одежды производится мало, на рынке сказываются все сложности, которые отмечаются на зарубежных производствах. Так, к примеру, одна из глобальных проблем — это тенденция к ухудшению материалов в массмаркете, рассказала Христина Судник.

— Связано это с тем, что большое количество текстиля традиционно в формате готовой одежды поставляется из-за границы, а изменение курсовой разницы и увеличившихся затрат импортёров заставляет экспериментировать с материалами, соответственно, увеличивается доля материалов из синтетики или, например, более тонкого хлопка, дабы сохранять психологически привычные цены для потребителя, — отметила она.

Ещё одна проблема связана с экономикой Турции, откуда традиционно поставляется в Россию большое количество одежды. В Турции в последнее время отмечаются серьёзные кризисные явления: ключевая ставка там держится на уровне 50%, при этом инфляция превышает 60% в годовом исчислении, а лира сильно ослабела за последний год. В итоге закупка одежды в Турции становится всё менее выгодной, в отличие от прошлых лет, как и работа самих турецких предприятий.

— Многие фабрики заказывали там товар с собственными торговыми марками, однако в связи с падением лиры для многих турецких компаний закупка итальянских тканей, из которых раньше шились костюмы, стала проблематичной, в связи с этим компании перешли на смеси, на вискозу и синтетику, дабы сохранять порог цены, — отметила Христина Судник.

В России любят турецкий текстиль, к примеру турецкие костюмы, за соотношение цена-качество, поэтому в последние годы подобные товары из синтетики и вискозы появились и в нашей стране, констатировала эксперт.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Поскольку большая часть одежды в Россию поступает из-за рубежа, на её ценах сказываются и все проблемы современного российского импорта. Так, например, на них влияют проблемы с платежами в Китай, хотя одежду в РФ везут не только из Поднебесной — как отметила Дарья Щербакова, заметен тренд на дифференциацию поставщиков, чтобы избежать глобальных рисков поставок. Поэтому одежду привозят и из Узбекистана, и из Турции, и из Индии.

— Учитывая, что завоз одежды осуществлялся заранее, а цены (таможенные пошлины) фиксируются на дату завоза, а курс у нас достаточно высокий последние месяцы, то одежда дешёвой сейчас не будет. Конечно, будут распродажи, но если сейчас нечего носить, то придётся покупать по тем ценам, что предлагает рынок, или идти на уступки в качестве, бренде, новизне изделия, — резюмировала Дарья Щербакова.

Сэкономить, не замёрзнуть и не промокнуть

Покупка осенней одежды на этом фоне — процесс ещё более сложный, чем выбор летней одежды и даже в какой-то степени зимней. Связано это с тем, что осень — климатически непредсказуемое явление, особенно в Петербурге, и одежда должна защищать от ветра, дождя и снега и в то же время не быть такой тяжёлой и жаркой, как зимняя, рассказала Христина Судник. И здесь тоже свою роль играет фактор импорта, который осложняет покупку.

— Очень много завозится в страну одежды, сделанной для более южных и тёплых стран, нежели наша, и, покупая в том же Интернете, вы можете получить какой-то пуховик, который от пуховика имеет только название, а на улице вы будете просто-напросто промерзать, — предупредила эксперт.

Поэтому первое правило покупки осенней одежды — проверять её офлайн. Можно выбрать модель в Интернете, но ощупать и проверить её теплосохраняющие способности вживую обязательно.

Есть и ещё несколько правил выбора одежды на осень, которых Христина Судник рекомендовала придерживаться. Так, лучше отдавать предпочтение многослойным вариантам, чтобы одежда могла прикрыть от холода и ветра всё тело. Кроме того, стоит выбирать одежду с наполнителем из натуральных материалов (гусиный пух и т. д.), однако только в том случае, если у вас нет аллергии.

Интернет не поможет оценить теплосохраняющие свойства одежды, однако способен помочь с её более экономичным выбором. Эксперт дала пару советов для этого. Например:

  • используйте сайты — агрегаторы цен
— Если приобретаете в Интернете, нужно определиться с продуктом, интересующим вас. Допустим, нужны «брюки классические чёрные, зауженные хлопковые». Находите интересующую вас марку и артикул. Идёте на сайт — агрегатор цен, который покажет вам самые низкие цены, и заказываете там, — описала процесс покупки Христина Судник.
  • мониторьте аккаунты марки в социальных сетях
— Там часто публикуются для привлечения подписчиков купоны на скидки, промокоды. Либо можно написать в техподдержку, попросить купон на скидку: зачастую первым покупателям компании идут навстречу и делают небольшой дисконт, — рассказала эксперт.
Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Если же осенняя одежда оказалась не такой тёплой, как предполагалось, её можно вернуть — об этом регулярно напоминает Роспотребнадзор. Однако она должна быть качественной и неповреждённой, не ношеной, со всеми бирками и ярлыками, и вернуть её можно только в течение 14 дней после покупки.

— Помните, если вы получили пуховик, а его тепловые свойства вас не удовлетворили и вы желаете его сдать, нужно беречь чистоту обшлагов рукавов и воротниковой зоны, так как это зачастую является препятствием со стороны продавцов, которые будут отказываться его принимать обратно, — уточнила Христина Судник.

Наконец, есть и ещё один способ сэкономить, более экстравагантный и подходящий не для всех: вместо покупки готовой одежды обратиться в ателье. Подойдёт этот способ тем, кто хочет сэкономить на покупке дорогих вещей, ведь сегодня, как обратила внимание Христина Судник, даже люксовые бренды стараются удешевить производство и предлагают синтетические материалы по высоким ценам. Даже с учётом работы ателье или частной швеи такая одежда будет стоить меньше, чем купленная в магазине, а качество её будет выше.

— Можно приобрести натуральные ткани премиальных итальянских марок, вроде той же Lora Piano, по довольно низкой цене и заказать пошить те же офисные рубашки, костюмы по приемлемой цене. Это и будет выглядеть дорого, и прослужит дольше, да и удастся сэкономить средства, — предложила эксперт.

А покупателям массмаркета остаётся надеяться на распродажи и собственное внимание: низких цен в сочетании с качеством для одежды на осень в ближайшее время ждать не стоит.