Пытаемся понять, какой из выпусков франшизы был самым классным, а какой невероятно всех выбесил
Уже совсем скоро, в 2025 году, выйдет Gothic Remake — переосмысление культовой ролевой игры, которая когда-то полюбилась миллионам игроков по всему миру (особенно русским, полякам и немцам). В предвкушении возвращения в Колонию вспоминаем все части «Готики» и пытаемся понять, какая из них лучшая.
Трейлер Gothic Classic
5 место: Arcania: Gothic 4 (2010)
Начнем мы с конца — игры, которая когда-то убила серию. Фанаты единогласно считают «Арканию» не только ужасной игрой, но и категорически отказываются признавать ее частью серии. В ней было плохо практически все: дурацкий сюжет, скучные квесты, пустой открытый мир, плоские персонажи и ворох технических проблем. Игроки с трудом узнавали в новой RPG «Готику», да и то только благодаря каким-то хорошо знакомым героям, у которых даже не было значительной роли в сюжете.
Это первая и последняя «Готика», разработкой которой занималась не Piranha Bytes — вместо них эстафету перехватила Spellbound Entertainment, а издала игру компания JoWooD Entertainment. Последняя изо всех сил пыталась зацепиться за именитую серию и удержаться на плаву. Однако всего через год после выхода Arcania: Gothic 4 издатель объявил о банкротстве. Иронично, но именно убитая JoWooD серия похоронила ее саму.
4 место: «Готика 3» (2006)
Несмотря на то что у третьей «Готики» есть свои фанаты, из всех игр серии, ответственность за которые лежала на Piranha Bytes, — «тройка» наименее любима в сообществе. Во многом все из-за ужасного технического состояния, в котором игра добралась до прилавков. В 2006 году «Готика 3» стабильно не работала ни на одном компьютере. Да что там, даже сейчас играть в нее без патчей сообщества можно только со скрипом.
По теме:
Вдобавок к этому, в попытках охватить более широкую аудиторию, в «Готике 3» оказуалили боевую систему, прокачку и многие другие механики. При этом сюжет стал еще более скучным, а второстепенные квесты начали походить на задания из ММО, в которых нужно принести кому-то 10 алебард или 20 кусков мяса. Мир хоть и стал значительно больше, сильно растерял в наполнении и грешит откровенно пустыми локациями, где совсем нечем заняться.
Многие считают, что проблема кроется в ужасном менеджменте со стороны издателя JoWooD Entertainment. Компания торопила разработчиков и не позволила потратить больше времени на полировку ролевой игры. В итоге часто можно услышать мнение, что если бы Piranha Bytes никто не торопил, то все мы получили бы «Готику» мечты. Так это или нет, мы, к сожалению, уже никогда не узнаем.
3 место: «Готика» (2001)
Игра, с которой когда-то все началось. RPG про каторжников в жанре «тюремного фэнтези» цепляла своей атмосферой, проработанным открытым миром и интересной историей, которая рассказывала о становлении простого заключенного в жестоком новом мире. Любой, кто играл в «Готику», никогда не забудет свою первую прогулку до Старого лагеря, первого убитого падальщика или первое столкновение с орками.
В игре была настолько потрясающая симуляция поселений, что игровые разработчики до сих пор не могут ее превзойти. Каждый NPC буквально жил по расписанию и все время занимался своими делами, а не ждал, пока к нему обратится главный герой.
Игра хоть и не была огромной — ее можно было пройти за 30-40 часов, но зато каждый уголок карты был наполнен чем-то запоминающимся, а каждый поворот сулил новые приключения. Переоценить значимость «Готики» невозможно — почти все разработчики ролевых игр от «Ведьмака» до «Смуты» в той или иной степени вдохновлялись творением Piranha Bytes, которое навсегда поселилось в сердцах фанатов.
2 место: «Готика 2: Ночь Ворона» (2002-2003)
«Готика 2» — идеальный пример, когда сиквел становится лучше и больше оригинала практически во всем. Выпущенная всего через год (!) после первой части, вторая смогла довести до ума все то, что плохо работало в «Готике».
Вышедший еще через год аддон «Ночь Ворона» лишь подкрепил культовый статус второй части и навсегда оставил след в игровой индустрии, как одно из самых качественных дополнений в истории. Да, оглядываясь назад, к нему можно выдвинуть ряд претензий. Например, баланс в «Ночи Ворона» оказался ужасным. Однако весь тот контент, который увеличивает и без того немаленькую игру в полтора раза, определенно стоит тех жертв.
Игра оказалась настолько крутой, что даже Piranha Bytes не смогли повторить свой успех, последующие двадцать лет в той или иной мере клепая клоны «Готики 2», до самого своего закрытия в 2024 году. Но, забегая вперед, кому-то все-таки удалось понять, за что так любят вторую часть, и повторить успех культовой RPG.
1 место: «Хроники Миртаны: Архолос» (2021)
Если вы большой фанат «Готики», то наверняка задумывались о том, как могла бы выглядеть «Готика 3», если бы пошла по тому же пути, что и сиквел. То есть, не меняя основных механик, сохраняя старый движок, но при этом став во всем еще лучше.
Исполнения мечты пришлось ждать почти двадцать лет, но в 2021 группа фанатов из Польши выпустила бесплатную модификацию «Хроники Миртаны: Архолос», которая рассказывает самостоятельную историю и переносит игроков на остров Архолос — место, которое лишь упоминалось в трилогии.
В игре появилось множество новых механик, включая готовку, крафт, рыбалку и другие мирные профессии. Сюжет, являющийся приквелом оригинала, оказался в разы приземленнее и оттого интереснее, чем в первых трех «Готиках». Там, где в оригинале слишком много времени уделялось драконам и противостоянии великому злу, в «Архолосе» на смену пришли дружба, взаимовыручка и любовь к семье.
Да, «Архолос» — не официальная часть серии, но от этого она не становится хуже. Это прекрасная ролевая игра, которая несмотря на движок 20-летней давности, умудряется быть одной из лучших представительниц жанра.
Если вы еще не играли в «Готику», то сейчас самое время попробовать дать ей шанс. Игры можно приобрести, например, на VK Play: «Готика», «Готика 2», «Готика 3», Arcania: Gothic 4. А какая ваша самая любимая часть серии? Пишите в комментариях.