Действительно, отопление в наших квартирах, если его включили вовремя, никаких вопросов не вызывает. Привыкли. Это вам не частные домовладения, у которых тепло в батареях появляется исключительно благодаря хозяину дома.
Итак, отопление включено, батареи горячие. И – ничего интересного. Но это не так, рассказываем мы в нашем телеграм-канале «Пробы Петра».
Позвонил мне сейчас сосед: «Слушай, тепло-то дали, а как воздух из батареи спустить?».
Спрашиваю: «У тебя краны Маевского на батареях стоят? Аккуратненько откручиваешь и выпускаешь воздух до первых капель воды…».
И тут я задумался: про эти краны в батареях я знаю, сам ставил.
Но кто такой Маевский??
Все мы регулярно пользуемся этими устройствами в батареях. Но откуда взялось такое название? Рассказываю.
Чеслав Брониславович Маевский – ленинградский инженер, разработавший вот этот кран, который и увековечил его имя. В батареи воздушный кран начали ставить в Ленинграде в 1933 году.
До разработки инженера в батареи в благоустроенных квартирах ставились обычные краны с барашком, которые также позволяли стравливать воздух из системы. Но наш советский народ использовал эти краны и для другого – сливали горячую воды из батарей для собственных нужд.
Горячее водоснабжение тогда тоже было привилегией.
Постоянный слив горячей воды из батарей приводил и к завоздушиванию систем отопления, что в морозы весьма опасно, и к переработке котельных. Этому явлению и должен был противостоять новый воздушный кран.
В 1931 году в постановлении Госплана №13 было сказано: «При низовой разводке не делать воздушных труб, а ставить воздушные краники при радиаторах». То есть даже меняли конструкцию всей системы.
И вот в 1933 году кран Маевского начали устанавливать повсеместно.
Но вот что интересно: первым на два года раньше – в конце 1931 года – воздушный кран разработал и внедрил сантехник из Минска С. А. Роев. В сезоне 1932 года его краны были испытаны и получили всеобщее признание.
Так почему же все лавры достались инженеру Маевскому?
Оба крана – Маевского и Роева – имели схожие конструкции. Но у Роева между запирающими деталями использовалась резиновая прокладка. А у Маевского – соединение «конус в конус», что оказалось проще. И именно эта конструкция в дальнейшем получила широкую известность.
Конечно, современный кран Маевского за почти век значительно переработан, модернизирован и имеет ряд модификаций. Но в целом устройство осталось тем же.
Кстати, у Маевского есть и другие разработки, названные в его честь – это вантуз Маевского и радиатор Маевского.
Вот такая сантехническая история сегодня…
-----------
** Больше новостей и историй - всё самое интересное и важное про Прибайкалье, Сибирь и окрестности