Фильм Тодда Филлипса "Джокер 2" несколько лет ждали во всем мире. Причин тому было несколько:
- коммерческий успех первой части;
- переосмысление жития одного из самых харизматичных злодеев из вселенной DC;
- звездный состав: главные роли достались Леди Гаге и Хоакину Фениксу.
Казалось бы, новые номинации на Оскар, масса восторженных отзывов и новые коммерческие рекорды гарантированы. Однако все произошло с точностью до наоборот.
Я попытался понять, почему к "Джокеру 2" можно применить любимую формулировку наших властей: "Отрицательный рост".
Причина первая - обман
На протяжении последнего года, СМИ, телеграм-каналы пестрили якобы постерами из фильма. На одном из них Джокер и Харви Квинн стоят на лестнице.
Зрители посмотрели фильм и не обнаружили не только этого эпизода, но также сходств с оригинальной картиной, пишет американское издание Deadline.
Люди стали жертвой маркетинга. И в этом нет ничего удивительно. Правила маркетинга Голливуда таковы, что студии не продают мюзиклы открыто - как мюзиклы, иначе никто не придет.
Им нужно создать иллюзию триллера, влюбить в свой продукт граждан, заставить их прийти в кинотеатр, а затем вылить на них ушат холодной воды в виде двухчасового музыкального фильма.
"Зачем на песни Гаги? Мы хотим душещипательную историю", - кричали вечером 6 октября посетители Century City AMC.
После премьерного показа в соцсетях начался кинобум. Он привел к тому, что продажи фильма "просели": за первый уикэнд фильм Тодда Филиппса в американском кинопрокате заработал 40 млн долларов.
Да, он его возглавил, но это пиррова победа. Стартовые сборы мюзикла оказались слабее первой части, которая заработала в первый уикенд 96 млн долларов.
Заработок в 40 млн долларов ниже прогнозов в 50-65 млн долларов. По данным Variety, производственный бюджет «Джокера 2» составил порядка 200 млн долларов. Для окупаемости ему необходимо собрать кассу в 450 млн долларов.
Учитывая, в какой хейт попала картина, эту планку она преодолеет вряд ли.
Причина вторая - сюжет
Еще одна беда сиквела - сюжет. Вот как его описывают американцы:
"уродливый", "скучный", "предсказуемый".
Зрители во всем винят сценаристов Скотта Сильвера, Боба Кейна, а также Тодда Филлипса, который также приложил руку к истории.
Насколько оправдан хейт зрителей? История в сиквеле подана через мироощущение Джокера/Артура Флека:
он жалеет себя;
недоволен социальной несправедливостью.
Героиня Леди Гаги должна была привнести свежести в сюжет, но, по факту, она осталась на вторых ролях. Ей уделили недостаточно экранного времени, а историю прописали крайне слабо.
Отмечу: Гага очень харизматичная и мощная актриса. Она старается из всех сил, когда появляется в кадре. Неудивительно, что сыгранная ею Харлин «Ли» Квинзель в каждом эпизоде попадает в "яблочко" - сердце зрителя.
А что Артур - он же Джокер? Его боль видна в каждом кадре. Феникс, который снова сильно похудел для роли, словно герой сошедший с картины нидерландского живописца Питера Брейгеля: его тело искажено вечными муками персонального ада.
Эту картину дополняет беспомощная агония рвотного, спазматического смеха. Да, красиво, но все это мы уже видели в первой части. Хотелось чего-то нового. Хотелось Гаги.
Но ее "Ли" в зале суда уходит на второй план. И без того снисходительный сценарий еще больше ослабевает.
Артур, который увольняет своего адвоката и защищает себя сам, забивает еще один гвоздь в крышку фильма: комик, который не был смешным, певец, который не умеет петь, стал самодовольным адвокатом, который не имеет ни малейшего представления о том, как выиграть свое дело. Не верю!
Причина третья - завышенные ожидания
Несмотря на красивые музыкальные эпизоды, стилизованные под 1940-е годы, несмотря на харизму Гаги, несмотря на талант Феникса, фильм провалился. Не такого сиквела ждали зрители.
На мой взгляд, фиаско произошло из-за завышенных ожиданий. Оригинальный "Джокер" задрал слишком высокую планку: не то, что превзойти невозможно, но даже дотянутся до его уровня крайне сложно. Отсюда столько хейта.
Напомню: студия Warner Bros. дала звездному режиссеру полную свободу творчества. Предоставила бюджет более чем в 200 млн долларов, который более чем в 2,5 раза превышает бюджет оригинальной картины. Ее бюджет был равен 70 млн долларам.
Ожидала ли студия при такой свободе творчества получить разгромные отзывы? Не думаю. Ниже один из них:
" 'Джокер' был суровым, напряженным психологическим триллером, который исследовал сложные темы психических заболеваний и общественного распада. Это был сырой, мрачный фильм, которому не нужны были уловки или ненужные изменения, чтобы сделать громкие заявления.
Кому пришло в голову опошлить хорошую идею мюзиклом? Это пощечина поклонникам оригинала. Мы не просили танцев и пения — мы хотели больше той же тревожной атмосферы, а не номеров в бродвейском стиле посреди обезумевшего Готэма. Я хотел увидеть хаос Артура Флека, а не на кричащую Гагу, которая полностью разрушает тон повествования.
Первый «Джокер» был шедевром. Сиквела отчаянно хочет казаться другим, не уважая суть того, что делало героя и его историю такими убедительными".
Что будет дальше? Касса покажет. Но что-то мне подсказывает, что Тодда Филлипса ждут мрачные времена.
Что касается меня, в новогодние праздники я пересмотрю второго "Джокера". Кто знает, может я изменяю свое мнение о нем, а пока жирная тройка.
А какую оценку вы поставили сиквелу? Пишите в комментариях, обсудим!