Вам знакомо это прекрасное чувство, когда клиент готов купить ваш продукт, стоит у кассы и уже достаёт кошелёк? Пожалуй это самый приятный момент для любого предпринимателя. Но не стоит терять бдительность: принимать оплату тоже нужно правильно. Рассказываем какие способы оплаты можно предлагать клиентам и что важно предусмотреть.
Чем больше способов оплаты — тем ниже риск, что клиент уйдёт без покупки.
Рассмотрим самые популярные:
— наличными
— банковской картой
— на сайте и в соцсетях
— на электронный кошелек
Оплата наличкой
Принимать такую оплату могут как юридические лица и ИП, так и самозанятые. Но только самозанятые могут работать без онлайн-кассы. Они формируют чеки в сервисе «Мой налог» и направляют их покупателям по email или в любом мессенджере.
А вот ИП и ООО в этом случае обязаны установить онлайн-кассу, которая будет передавать в налоговую данные о каждой операции. За передачу данных отвечает оператор фискальных данных (ОФД), с которым также нужно будет заключить договор. Актуальный список всех аккредитованных операторов доступен на сайте налоговой.
Закон предусматривает несколько исключений, когда можно обойтись без кассы. Например, продажа журналов и газет, ремонт обуви или торговля ценными бумагами. Во всех остальных случаях касса — неотъемлемый атрибут ответственного предпринимателя.
Если по закону предприниматель обязан использовать онлайн-кассу, но принимает платежи без неё, он может получить штраф:
для ИП — от 25% до 50% от суммы выручки, но не менее 10 000 ₽;
для ООО — от 75% до 100%, но не менее 30 000 ₽.
Выбрать кассу не просто, ведь существуют сотни разных моделей. Но все они делятся на 4 основных вида: смарт-терминалы, мобильные кассы, фискальные регистраторы и облачные кассы.
Смарт-терминал
Устройство хоть и похоже на обычный планшет, но является кассой, умеет печатать чеки и оснащено фискальным накопителем. Для подключения смарт-терминала потребуется wi-fi, сим-карта и провод. Заряда обычно хватает на полный рабочий день (держит до 14 часов без подзарядки).
Мобильная касса
Более компактная модель, которую легко можно взять с собой. Подойдёт тем, кто занимается торговлей и доставкой с оплатой при получении. Подключается через wi-fi и сим-карту, работает без подзарядки до 12 часов. Как правило в терминалах есть программа для товарного учёта и учёта скидок.
Фискальный регистратор
Подойдёт тем, у кого стационарная торговая точка и есть своя система товарного учёта. Например, супермаркетам, кафе и ресторанам, магазинам с одеждой и обувью.
Облачная касса
Отличие от обычной кассы в том, что она находится не на торговой точке, а в дата-центре. Все данные о расчётах собираются и хранятся в облаке, а у компании есть к ней удалённый доступ. Чеки в этом случае формируются либо через личный кабинет, либо с помощью модуля к CMS сайта, либо по API. Покупатель получит чек в электронном виде на email или в СМС.
Важно: подойдёт не каждому бизнесу. Использование облачных касс регулируется 54-ФЗ.
Вы не сможете использовать такую кассу, если принимаете оплату:
— в месте обслуживания клиентов (в офлайн-магазине, ресторане или кафе);
— в пункте самовывоза или выдачи заказов;
— за коммунальные услуги в офисе управляющей компании или ТСЖ.
Поэтому рекомендуем заранее уточнить можно ли использовать онлайн-кассу в вашей сфере.
Оплата банковской картой
Эквайринг предусматривает небольшую комиссию в адрес банка с каждой проведённой операции. Чем больше операций, тем меньше комиссия за каждую транзакцию. В разных банках ставки отличаются, но их легко можно сравнить на любом финансовом маркетплейсе, например, «Сравни».
Для самозанятых почти ничего не изменится: можно и дальше работать без онлайн-кассы, а принимать оплаты — на личную карту.
Юридическим лицам и ИП для приёма таких платежей нужно:
- открыть в любом банке расчётный счёт — туда и будут поступать деньги;
- установить или арендовать онлайн-кассу и поставить её на учёт в налоговую;
- установить POS-терминал — он считывает данные банковской карты, поэтому
- принять оплату без него не получится;
- подключить эквайринг, чтобы платежи доходили с карт клиентов до вашего счёта в банке.
Оплата на сайте и в соцсетях
Агрегаторы платежей, как и банки, будут удерживать небольшую комиссию за каждую операцию. Поэтому перед выбором внимательно изучите условия работы.
Если вы планируете принимать оплаты только онлайн, вы можете не покупать кассу, а взять её в аренду. Это когда оборудование хранится у арендодателя, а вы подключаетесь к нему через интернет, чтобы выдать чек. Принимать платежи с сайта совсем без кассы не выйдет: её в любом случае придётся купить или арендовать.
Всего каких-то 10-15 лет назад это казалось фантастикой, а сегодня любую услугу можно оплатить за пару кликов: банковской картой, со счёта мобильного телефона, через электронный кошелёк или терминал у дома.
Если вы самозанятый, принимать платежи с сайта можно с помощью интернет-эквайринга или агрегатора платежей, например, ЮKassa, Robokassa, PayOnline.
Вот как это будет работать:
- Банк или агрегатор предоставит вам форму приёма платежей;
- Её можно будет установить на сайт или открыть по ссылке;
- Клиенты оплачивают заказ на сайте или по ссылке, которую можно отправить им любым удобным способом;
- Средства поступают на ваш банковский счёт или счёт в агрегаторе, откуда их можно вывести на личную карту.
Если вы ИП или юрлицо, для приёма онлайн-платежей нужно:
- открыть расчётный счёт, чтобы выводить на него деньги, полученные от покупателей;
- установить онлайн-кассу с фискальным накопителем, чтобы покупатели
- получали чеки на электронную почту или в смс;
- подключить интернет-эквайринг у банка или агрегатора платежей;
- установить платёжный модуль на сайт, чтобы клиенты переводили деньги, или отправлять каждому покупателю ссылку на страницу оплаты.
Оплата на электронный кошелёк
Принимать оплаты на электронный кошелёк могут все: самозанятые, ИП и юридические лица. Но для компаний и ИП есть особые требования. Первым делом нужно заключить договор с платежной системой, у которой есть статус кредитной организации. К таким относятся, например, ЮMoney и QIWI. Кошелёк нужно будет привязать к расчётному счёту компании или ИП.
Также при открытии кошелька вы получите специальный плагин для вашего интернет-магазина, его нужно будет добавить на сайт. Дальше предстоит синхронизировать кошелёк, плагин и кассу. Когда всё будет готово, покупатели смогут оплачивать ваши продукты и автоматически получать чеки.
Важно помнить, что корпоративный кошелёк не сможет заменить расчётный счёт, ведь на него нельзя принимать платежи от юридических лиц.
________________________________________________________________________________________
Если вы в поисках современной бухгалтерии, позвоните нам по телефону 88003337826 или оставьте заявку в форме ниже. Сориентируем по возможностям сервиса, расскажем о подключении и подберём выгодный тариф.
А за свежими новостями для предпринимателей переходите в наш Телеграм-канал ➡️ https://t.me/knopkanews. Публикуем важные новости для бизнеса и оперативно отвечаем на вопросы в комментариях.