Найти тему

В Беларуси разработают стратегию развития легпрома и создадут собственный маркетплейс

Оглавление

В концерне «Беллегпром» начали разработку стратегии развития легкой промышленности до 2030 г. Этот документ призван решить ряд проблем, существующих в отрасли. Во время специализированной выставки BTI представители концерна обсудили эту тему с бизнесом и госорганами.

Каким видят развитие белорусского легпрома чиновники и предприниматели и зачем в стране нужно создать свой маркетплейс, узнала журналист «ЭГ».

Стратегический подход

О работе над стратегией до 2030 г. рассказал заместитель начальника управления внутренней торговли и выставочной деятельности «Беллегпрома» Алексей Ручанов. Чиновник подчеркнул, что документ будет носить страновой масштаб и затронет все предприятия отрасли, а не только концерна. Поэтому важно, чтобы в его обсуждении приняло участие как можно больше игроков рынка. Предполагается, что подготовка стратегии будет завершена в I квартале следующего года. Точные сроки, когда она будет принята, еще не определены.

«Наша отрасль, наверное, одна из самых конкурентных. Здесь сплетаются и ценовой фактор, и предпочтения потребителей, и модные тенденции. И нам сейчас нужно найти свое место, нишу, где мы могли бы развиваться. Стратегия должна определить, что для этого нужно», – подчеркнул А. Ручанов.

В легкой промышленности страны сейчас работают 2,5 тыс. предприятий. При этом, по словам представителя «Беллегпрома», последние два года у них падают как объемы производства, так и объемы экспорта. Кроме того, снижаются и продажи товаров на внутреннем рынке.

«Причина в том, что мы испытываем колоссальное давление со стороны импорта товаров стран Юго-Восточной Азии, стран Средней Азии (в первую очередь Узбекистана), стран Ближнего и Среднего Востока», – отметил А. Ручанов.

В качестве примера он привел Узбекистан, который последовательно уходит от сырьевого экспорта и к 2027 г. планирует весь производимый хлопок перерабатывать внутри страны и продавать уже готовые изделия, имеющие высокую добавленную стоимость.

Конкурировать с предприятиями Узбекистана будет очень сложно по ряду причин. Во-первых, там преду­смотрены внушительные налоговые льготы для производителей. Во-вторых, у них большое количество трудовых ресурсов (при этом их специалисты готовы работать за низкую зарплату). В-третьих, в стране много собственного сырья.

Узбекские компании уже в разы увеличили производство массовых видов товаров легкой промышленности. Например, по чулочно-носоч­ным изделиям более чем в 5 раз за 5 лет. Представитель «Беллегпрома» констатировал, что белорусские про­изводители не имеют аналогичных преимуществ, поэтому им будет сложно конкурировать с коллегами из Узбекистана.

Кадровый голод

Не теряет актуальности проблема кадрового дефицита. По словам А. Ручанова, отрасль ежегодно теряет около 1 тыс. работников.

«Это действительно самая главная проблема легкой промышленности. Потому что легкая промышленность – это в основном ручной труд, который крайне сложно автоматизировать, роботизировать и так далее. И вот здесь накладывается целый комплекс проблем. Это и сложность труда, и его непрестижность, и невозможность платить высокую заработную плату, потому что нет объемов, нет продаж, нет других условий. Это и отток молодых кадров», – перечислил он.

Дефицит кадров подтверждают и данные сайта по поиску работы rabota.by. В 2023 г. число вакансий на предприятиях легкой промышленности выросло на 26% по сравнению с 2022 г. Эта тенденция, скорее всего, продолжится, поскольку по результатам 8 месяцев текущего года уже было размещено 84% от количества вакансий в прошлом году. При этом медианная зарплата в отрасли выросла на 20% (в сентябре 2024 г. к сентябрю 2023 г.).

Увеличение числа микроорганизаций и конкуренция брендами

Еще один тренд, который четко прослеживается в сфере легкой промышленности, – это рост числа микроорганизаций. И этот тренд, скорее всего, будет укрепляться.

«Если говорить о развитии отрасли до 2030 г. и дальше – до 2035 г., то я думаю, что активно будут развиваться именно микроорганизации, малый бизнес, которые нашли свои узкие ниши. Есть еще одно очень важное направление, которое могло бы быть перспективным, – нужно развивать свои бренды. В РФ есть государственная программа "Бренды России", там к этому подход с умом. У нас, к сожалению, такого нет. Мое личное мнение – у нас будет развиваться дизайнерский бизнес, и за ним будущее. Мне кажется, мы будем повторять путь Италии и Франции, уходить в сторону моды. Мы не можем конкурировать с массовым товаром из Средней Азии и Китая. Мы можем конкурировать либо брендами, либо дизайном, высокомаржинальной модой. Вот это наш путь», – резюмировал А. Ручанов.

Поддержка бизнеса

Директор Белорусской ассоциации предприятий легкой промышленности Дмитрий Сарнацкий также прокомментировал стратегию развития легкой промышленности до 2030 г. По его словам, в документе должны быть прописаны меры поддержки производителей.

«В первый день выставки BTI выступал президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин. Они тоже готовили стратегию развития до 2035 г., изложили ее на 300 листах. Из них, как он сказал, 13 листов – это описание мер поддержки производителей легкой промышленности в Китае. А описание российских мер поддержки – это полтора листа. Я уже тогда задавал вопрос нашим госорганам: а сколько таких листов будет в нашей стратегии?» – отметил директор белорусской ассоциации.

Д. Сарнацкий обратил внимание, что на долю сектора легкой промышленности приходится всего 1% ВВП, потому в этой сфере можно было бы реализовать пилотный проект с внедрением мер поддержки бизнеса, защиты рынка. Потом проанализировать результаты и принимать решение, масштабировать такой подход на остальные сегменты экономики или нет. Это может быть, например, создание кластера, в который войдут как крупные предприятия, так и малый и средний бизнес.

«Или давайте идею с введением утилизационного сбора по принципу автомобилей применим в легкой промышленности на импорт товаров из третьих стран (не в рамках ЕАЭС)», – предложил директор Белорусской ассоциации предприятий легкой промышленности.

Звучали и другие предложения от бизнес-ассоциаций. К примеру, деловое крыло Белорусского союза женщин обратило внимание на то, что в стране необходимо активнее помогать дизайнерам и новаторам. Они предложили задуматься о создании белорусского Дома мод. По их мнению, это должна быть стационарная демонстрационная площадка, где белорусские дизайнеры смогут показывать свои коллекции, а любой желающий – в любой момент зайти и посмотреть их. И при этом дизайнеры смогут сэкономить на аренде торговых площадей.

Национальный маркетплейс

Во время выставки громко прозвучала еще одна новость – в Беларуси создадут национальный маркетплейс. Об этом сообщили в телеграм-канале «Беллегпрома». Информации о проекте пока совсем мало. Предполагается, что это будет площадка для отечественных производителей из абсолютно разных отраслей экономики. На текущий момент сформирована двухуровневая рабочая группа. Далее следуют утверждение и первое заседание. Более подробно в концерне тему пока не комментируют.

Одним из инициаторов реализации проекта стала Белорусская ассоциация предприятий легкой промышленности. Директор ассоциации Д. Сарнацкий уточнил, что они вошли в состав рабочей группы и надеются, что реализация проекта начнется в ближайшее время. Куратором проекта, по его словам, является Министерство связи и информатизации.

«Рабочая группа будет обсуждать основные направления стратегии разработки национального маркетплейса, условия его работы. Мы хотим создать единую площадку для отечественных производителей, где могут быть представлены все товары народного потребления, производимые в Беларуси. Это правильное решение в условиях очень высокой конкуренции на нашем рынке, в т.ч. из-за большого объема импорта», – отметил Д. Сарнацкий.

Читайте также:

Новые точки сети «Да дому», экспорт и роботы: как будет развиваться белорусский легпром

9 июня – День работников легкой промышленности: непраздничная статистика

Как в «Беллегпроме» оценивают европейские санкции в отношении секонд-хендов