Найти тему
Creatio Officina Sibiricum

Дилемма Евтифрона с аналитических позиций

Оглавление
Изображение от "Шедеврум" по запросу автора
Изображение от "Шедеврум" по запросу автора

Краткое введение

В чём прелесть аналитического подхода в философии? Можно отвлечься от содержания, перевести проблему в формальный вид и, пользуясь правилами формальной логики, предложить решение.

Или показать неразрешимость!

Правда, это в идеале. И когда мы действуем в русле традиции, восходящей к Бертрану Расселу и Готлобу Фреге. Это они любили записать "нормальное" суждение (скажем, "снег бел") в виде формулы вида Р(х), где Р - предикат, а х - переменная (выйдет что-то вроде "Бел(снег)"). А потом...

Получались записи в виде дизъюнкций, конъюнкций, импликаций и прочих логических "штук". Попроще (в одно высказывание) или посложнее (в несколько).

Но можно же иначе применять "аналитический подход"!

Дилемма Евтифрона в истории философии

Вот, например, знаменитая "дилемма Евтифрона". Её знают с античных времён. Она в диалоге "Евтифрон" Платона фигурировала. Хотя его ещё "О благочестии" называют.

Содержание чуть позже, а пока только история. И одна "заковыка":

Некоторые историки относят диалог не к Платону, а к одному из его учеников.

Евтифроном в упомянутом диалоге именовали прорицателя. Он беседовал с Сократом. А тот, как обычно, допытывался что да почему.

С историко-философской точки зрения важно, кто написал диалог, по какому поводу, когда. Ведь иначе не скажешь, Платон автор или кто иной.

А почему важно, Платон или нет? Ну как же! Авторитетность источника. Если "сам Платон", то нижайший поклон и почитание.

Однако, если "ученик", да ещё, как полагают, в виде учебного задания... Много у нас конспекты студентов почётом и уважением пользуются?

Впрочем, ситуация меняется, если вы носили когда-то фамилию Ульянов и конспектировали "Науку логики" Гегеля. Точнее, менялась.

Упомянутый конспект лет сорок или пятьдесят назад считался бы априори ценным. А сегодня...

Отвлекаться не будем!

Аналитический подход хорош другим. При нём содержательные моменты переводятся в формальные, пусть и необязательно в формально-логические, как не вполне точно показано выше. И можно работать уже по форме, не особо цепляясь за содержание или, что называется, "циклиться" на нём.

Тогда неважно, был Евтифрон, не был; писал о нём чего Платон или рядом стоял, руками ученика водил (шутка). Важна суть! Истина, которая содержится в ситуации и выходе из неё.

Аналитический подход к решению дилеммы Евтифрона

Затронем наконец саму дилемму. В вольном пересказе она выглядит так:

(а) боги предпочитают добро, ибо оно суть благо

либо

(б) добро суть благо, ибо оно предпочтено богами

Кто такие боги и почему они должны что-то предпочесть или выбрать выведем за скобки. А в чём дилемма?

Внешне как будто не может быть равно истинно (а) и (б).

Иначе рано или поздно получим бессмыслицу:

(1) боги предпочитают добро, ибо оно благое, ибо добро есть всё, что они предпочли

Попробуем выразить (а) и (б) так, чтобы стали понятны причины возникновения дилеммы.

С формальной точки зрения важно:

(а') субъекты А предпочитают Б, ибо оно есть В

(б') Б есть В, ибо оно предпочтено субъектами А

Получается:

(2) субъекты А предпочитают Б, ибо оно есть В, предпочтенное субъектами А из-за того, что Б есть В

Для простоты можно сформулировать иначе:

(а'') А решают, что Б, ибо оно В

(б'') Б есть В, ибо есть решение А

Выходит

(3) А решают, что Б, ибо оно В по решению А, у которого Б есть В

И что даёт?

Во всех случаях "предпочитают" и "предпочтено", а также "решают" и "решение" в парах высказываний, мягко говоря, не совсем одно и то же. Речь о соотношении внутри пар, а не между ними. Помню, что слова предпочитают/предпочтено я сам предложил заменить на решаю/решение.

Но ведь смена глагола на наречие при построении рассуждений в первом случае, равно как глагола на существительное — во втором, тоже ведь что-то да значит!

Но ладно, пусть.

Попробуем рассуждать иначе. Постараемся понять, на каком шаге начинается путаница в (2) и (3). И есть ли она вообще в обоих случаях.

В случае (2) выходит, что решение А в итоге принято из-за внешнего сходства суждений "Б, ибо оно В", а также "В, ибо оно Б". Что в общем-то логично, хотя и странно выглядит.

В случае (3) получается, что А и решают, и решили в один и тот же момент, поскольку имеется "Б, ибо оно В" и "В, ибо есть (решение) А".

И вот тут-то видим пробел. Б фигурирует только в одном суждении, а во втором его просто-напросто нет, равно как А явно присутствует лишь в одном, а в другом - только предполагается.

Вот, собственно и всё. Возвращаемся к первой паре суждений и видим, что

(4) боги в теории могут предпочитать и быть предпочтёнными сами по себе, но равная благость добра и доброта блага из этого не вытекает

В чём ещё прелесть, так это то, что читатели могут отследить логику предложенного решения и указать, везде ли она сохраняется, или где-то нарушена. И предложить своё решение.

Есть желание попробовать?