Для педагогической династии Линёвых из посёлка Псебай любимая профессия стала смыслом жизни.
Псебай славится преданными своему делу учителями, которые посвятили образованию и воспитанию детей большую часть жизни. Четвёртая гимназия в посёлке в особенности знаменита династиями.
Заслуженный учитель Кубани, преподаватель русского языка и литературы Наталья Васильевна Линёва почти полвека отдала школе, в которой когда-то сама училась. Любовь и преданность профессии она передала дочери Инне, а та — дочке Арине. И все они трудятся в одном учебном заведении.
Когда работа по душе
Наталья Васильевна о том, что станет учителем, знала ещё с детства. В институт поступить с первого раза не получилось. На какой-то период уверенность в том, что мечта достижима, пропала. Решила не терять времени и пойти учиться в пищевой техникум. Однако выручила старшая сестра Светлана:
— Пищевики у нас в семье уже есть, — сказала она тоном, не терпящим возражений, — а ты будешь учителем!
Сказала – как отрезала. На Наталью эти слова подействовали вдохновляюще и послужили призывом к действию. Она подала заявление в Ростовское культпросветучилище. Окончила его с отличием, устроилась в школу библиотекарем и поступила на заочное отделение филологического факультета Армавирского пединститута. Начало большому педагогическому пути было положено.
— Помню, как меня встретили в школе, — вспоминает Наталья Васильевна, — словно коллегу, вернувшуюся из длительной командировки. Запомнилось, как впервые мой урок посетила директор школы Ольга Алексеевна Морозова. Послушала, сказала, что хорошо, есть стержень, а опыт придёт. После урока меня окружил весь педколлектив, спрашивали, как прошло занятие, поддерживали. Я тогда почувствовала себя в большой учительской семье, где все переживают друг за друга.
Параллельно Линёва долгое время работала организатором внеклассной и внешкольной работы. В то время школой руководила Вера Николаевна Бронникова. Она добилась присвоения школе статуса гимназии. После этого Наталья Васильевна замещала директора сначала по научно-методической, а затем по учебно-методической работе. При этом вела часы русского языка и литературы, риторику, стилистику, в отдельные годы – изо, кубановедение. Имеет награды: «Отличник просвещения», «Заслуженный учитель Кубани». И сейчас очень переживает за гимназию, хочет, чтобы она была лучшей.
— Вот уже четыре года как я на пенсии, но решила не уходить из школы, осталась и буду дальше работать, пока есть силы, — признаётся педагог.
– Я люблю свою работу. И ученикам всегда говорю, что учитель — это прекрасная профессия. Рекомендую им поступать в профильные вузы.
Горжусь тем, что дочь и внучка пошли по моим стопам и тоже работают в школе учителями. Призвание женщины – быть с детьми и любить их. В школе, как нигде больше, постигаешь науку о воспитании, общении с детьми. Параллельно углубляешь и знания по предмету.
Без любви просто так идти на работу нельзя. В школу всегда прихожу с радостным чувством, летом скучаю. Ни разу не пожалела, что стала учителем.
Моими наставниками были Галина Васильевна Антоненко, Екатерина Кирилловна Маслова, Ольга Алексеевна Морозова и многие другие. Повезло, что трудилась бок о бок с такими яркими руководителями, как Вера Николаевна Бронникова, Сергей Анатольевич Мартынчук, который, как я считаю, человек дела, прирождённый директор. Мне с ними работалось легко и хорошо. Кроме того, какой-то период времени я была председателем совета молодых учителей Мостовского района, выступала на съезде молодых учителей в Москве.
В школе работает много наших выпускников, и сегодняшний директор – Ирина Сергеевна Рой – тоже моя бывшая ученица. Теперь пришло время и мне помочь и подсказать молодым педагогам. А вообще-то считаю, что учиться педагогическому мастерству нужно всю жизнь.
Наверное, это судьба
О своём педагогическом пути рассказывает Инна Каракетова, продолжатель династии Линёвых.
— Все мои детские годы прошли в учительской, где я была под маминым присмотром, порой в разъездах по стране, на турслётах. Поэтому школа быстро стала для меня вторым домом, — говорит Инна Владимировна.
— И хотя поначалу поступила в Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт, быстро поняла, что это не моё. Поступила в Армавирский пединститут на исторический факультет, получила специальность учителя истории. На втором курсе работала в Доме пионеров, вела историко-краеведческий кружок.
В жизни вышло так, что все дороги вели меня в родную школу. В 2014 году я устроилась библиотекарем в гимназию, а позже стала преподавать историю.
Было очень страшно идти на свой первый самостоятельный урок. Но справилась. Сейчас уже есть победители школьных этапов олимпиады по истории, призёры по обществознанию.
Поскольку мне доверили классное руководство, уделяю много внимания общению с детьми вне школьных стен. Нравится организовывать поездки. Побывали в Краснодаре, Армавире, Теберде, Казани, Санкт-Петербурге, много совершили походов по окрестностям Псебая. Отрадно видеть, как ребята знакомятся с историей и традициями различных уголков нашей родины. Конечно, без трудностей не обходится, но я стараюсь строить отношения с детьми на доверии и понимании, на индивидуальном подходе к каждому.
Как и мама, люблю работу, детей. Надеюсь, что ещё многим своим ученикам расскажу историю становления и укрепления нашей родины — как малой, так и большой.
Псебай подсказал верный путь
Арина Лукьянова пошла по стопам бабушки и мамы. Много времени в детстве проводила в школе. Сначала с бабушкой, пока мама училась, а потом и с мамой. Несмотря на это, Арина не планировала идти в учителя и продолжать династию. После гимназии выучилась на маркетолога. Вернулась в Псебай отдохнуть, поняла, что хочет остаться на своей малой родине. Но в Псебае выбор в плане трудоустройства весьма ограничен. Девушка нашла подработку в гостинице, а потом состоялся разговор с бабушкой, которая и до этого неоднократно предлагала пройти переподготовку и работать в школе. Уговоры и проза жизни возымели своё действие.
Арина прошла дистанционную переподготовку, чтобы получить право преподавания биологии и географии. Биология была ей особенно интересна, а географию девушка сначала выбрала как запасной вариант.
— Когда я училась на географа, уволилась учитель в гимназии Ида Мансуровна Эмир-Вели, — рассказывает Арина Лукьянова, — и меня пригласили на её место. Сначала было очень страшно, непонятно, что и как пойдёт, как отреагируют старшеклассники на молодого педагога. Первый мой урок мне показался удачным. Несмотря на то, что я сильно волновалась, всё прошло по намеченному плану. Очень помогли в первые месяцы советы бабушки. Без них было бы намного тяжелее. На энтузиазме первых дней я готова была работать не пять, а шесть дней в неделю, но быстро поняла, что это просто физически невозможно. А на второй год в школе я попала под плановую проверку Рособрнадзора. Мы находились на работе иной раз до 10 вечера, и для молодого специалиста это было очень трудно. Однако я работаю уже четыре года и достигла некоторых успехов. У моих выпускников хорошие результаты по ОГЭ, есть призёры и победители муниципального этапа олимпиад, много учащихся задействовано в различных мероприятиях.
В прошлом году мне предложили должность советника директора по воспитательной работе. Я не могла взять на себя такую ответственность, так как выпускала девятый класс и понимала, что не смогу совместить ведение часов, классное руководство и работу ещё в другой должности. Поэтому я выпустила спокойно девятый класс, отказалась от классного руководства, взяла часы и стала в дополнение советником по воспитательной работе.
Я отправляла учащихся на смену по географии во Всероссийский детский центр «Орлёнок», уже в качестве советника — на форум лидеров ученического самоуправления «Вектор успеха» в Артек. В этом году туда же поедут ещё двое детей.
Участвовала в фестивале «Калейдоскоп идей навигаторов детства», победила в зональном этапе и заняла 11-е место из 36 в региональном этапе. Это был полезный опыт.
Из-за моей активности и инициативности свободного времени практически не остаётся. Бывает так, что я прихожу домой из школы настолько вымотанной, что падаю без сил и просто вырубаюсь на несколько часов. Но хочется, чтобы моя работа оставила след в детских душах. Чтобы знания, которые ребята приобрели, были ими востребованы. И когда я вижу конечный результат своей работы, это восполняет все физические и моральные издержки.
У меня хорошие отношения с детьми, с их родителями. Я люблю ребят, а они отвечают мне взаимностью. Считаю, что это очень важно в нашей профессии.
Есть у нас небольшая педагогическая семейная традиция. После школьных педсоветов мы проводим маленький домашний. Советуемся, анализируем, что надо исправить или сделать. Это помогает вовремя перестроиться и найти лучшее решение.
Конечно, примером педагога для меня служит прежде всего бабушка. А вообще так сложилось, что среди наших родственников по различным линиям очень много педагогов. Мы как-то подсчитывали – в совокупности оказалось 830 лет семейного педстажа, а у нас с бабушкой и мамой — 70! Так что вполне возможно, что наша династия продолжится и в четвёртом поколении.
Никита Вагаев. Фото Маргариты Равликовской.