Найти тему

Асимметрия у младенца. Когда срочно нужно что-то делать? Что именно делать родителям

Оглавление

Часто слышу:
"Подумаешь, лежит не ровно или руки по разному двигаются. В итоге же всё равно встанет, рано или поздно пойдёт и образование, как все получит".

А я и НЕ спорю.

🔸Конечно, встанет и пойдёт!

Вот только вопрос в качестве формирования и здоровье осанки и суставов тела, ног, рук. В полноценном функционировании внутренних органов в криво сформированном опорно-двигательном аппарате.

Это не про возможность выжить, а про качество, здоровье и безболезненность этой жизни.

🔸Конечно, получит образование и не станет дебилом.

Здесь о том, на сколько легко и полно ребёнок сможет "включить" и реализовать весь свой психический и когнитивный потенциал.
На сколько ему будет концентрировать внимание и обходится без постоянной помощи в обучении мамы и репетиторов.

Асимметрия же положения или двигательной активности ребёнка является одним из самых первых симптомов, которые врач оценивает в процессе обследования:

  • для невролога это всегда в первую очередь сигнал о возможном первичном повреждении нервной системы
  • реабилитолог же воспринимает асимметрию больше, как повод сфокусироваться на коррекции положения и активности маленького пациента

Именно поэтому, здесь важна совместная диагностика и работа по коррекции, выявленной дисфункции.

🔸 В статье очень кратко расскажу:

  • о том, на что направлена коррекция
  • о сложности при диагностике, с которой часто встречаюсь
  • о 3х причинах асимметрий в теле и движениях ребёнка
  • о том, к чему приводит асимметрия в теле младенца
  • о том, что делать родителям

Часто у родителей возникает ВОПРОС

Нормально ли, если голова ребенка во сне поворачивается только в одну сторону, или он встает на одну ногу при подъеме, или использует только одну руку?

❗Здесь у меня ОДНОЗНАЧНЫЙ ответ

НЕ нормально! В какой бы степени проявленности это не происходило.

❓Над чем идёт работа❓

Задача полноценно включить в работу / в освоение и реализацию двигательного навыка напряжённую не активную или малоактивную сторону.
Для этого реабилитолог с помощью родителей:

  • снимают напряжение, укорочение, блокировки фасциальных тканей
  • создают определённые стимуляции, провокации, условия для включении или активизации рецепторов
  • создают верные условия окружающей среды, стимуляции оптической реакции и поз ребёнка для "распаковки" верного движения в малоактивной стороне

Конечно, в первую очередь перед началом работы по коррекции необходимо исключение серьезных неврологических, генетических и тп.п диагнозов. Для этого обязательный консультации узких специалистов.

-2

Бывает разные ситуации

при диагностическом или первичном приёме

🔸Желательный вариант
Родители высылают в мессенджер или приносят с собой ворох справок и результатов обследований, где очень многое уже видно. Рассказывают свободно о развитии малыша. А, при необходимости, могут припомнить нюансы и показать видео.

🔸Вариант со сложностями
Когда и обследований ни каких нет, и родители толком ничего не помнят, а твердят: "
У нас всё было нормаль, а почему так сейчас, не понимаю..."
Хотя далеко не все родители эти нормы знают, понимают и могут отследить.
приходится вытаскивать нужные факты по развитию и поведению в быту ребёнка просто, что называется, клещами. А ингода и упрашивать, да, прямо упрашивать, посетить узкого специалиста.

ПРИЧИНЫ, по которым может возникать АСИММЕТРИЯ

Здесь коротко напишу про 3 группы этих причин.

🔴 ПЕРВАЯ – это повреждение нервной ткани

В этом случае, мы говором про неврологическое нарушение мышечного тонуса у ребёнка и не симметричность проявления рефлексов новорожденного.
В зависимости от степени повреждения, возможны различные последствия, но главная цель лечения – обеспечить физиологичное и своевременное движение.

Важно не пропустить этот момент, так как при наличии повреждений нервной системы необходима регулярная и интенсивная работа.

🔴 ВТОРАЯ связана с позиционированием в утробе или травмой при родах

Здесь страдают не нервные ткани, а сопутствующие структуры – костные, хрящевые и мышечные (миофасций). Конечно, и нервные корешки и/или волокна могут попасть в компрессию (ущемление, зажим) между этими миофасциальными структурами.

🔴 ТРЕТЬЯ заключается в неверном, можно сказать, двигательном уходе за ребенком уже после рождения

Здесь уже полным ходом включаются в работу родители:

  • создают патологические положения (на поверхностях, на руках) и сенсорные стимуляции в ходе бытовой жизни и при занятиях различного рода "развивашками"
  • одевают не соответствующую этапу развития или стесняющую / деформирующую движения или положения одежду
  • используют "вредоносные" для моторики ребёнка гаджеты, особенно, когда с первых месяцев
  • бездумно и не всегда ещё и правильно выполняют упражнения, "высмотренные" на просторах Интернета

🥺 К чему всё это может привести?

-3

Часто случаются довольно ощутимые нарушения обратной связи от тела к мозгу, изменению восприятия собственного тела и пространства.

Всегда устанавливаются фиксации патологических поз, двигательных стереотипов и стереотипов поведения:

  • сначала голова не поворачивается в одну сторону или одна рука хватает, а другая нет
  • потом одна нога или рука не участвует в ползании и т.п.
  • начинают деформироваться оси плечевого пояса и таза
  • в итоге ноги имеют тенденцию к вальгусу или варусу, а тело к сколиотической осанке и т.п.
  • конечно, и моторная кора головно мозга фиксирует уже "кривые" нейронные связи
  • в ходе развития мозговых структур, связанных с моторной корой (почти все), тоже фиксируются дисфункции и наблюдаются сложности в реализации психических и когнитивных функций
    (например, самая яркая - задержка речи)

🤓 Что делать родителям?

-4
  • Важно с самого рождения:
    - внимательно наблюдать за движениями и положениями ребёнка
    - использовать в уходе за ребенком только верные положения, ношения, сенсорные и двигательные стимуляции
    - осознанно относится к использованию гаджетов, а от некоторых и вовсе отказаться
  • При выявлении чего-то непонятного или асимметричного сразу обратиться за разъяснениями и/или помощью к специалистам.
  • При первых же подозрениях на неактивность одной стороны или асимметрию в позе начать использовать с помощью или под руководством специалиста/ов:
    - корректирующие позиции и укладки,
    - сенсорные стимуляции (слуха, зрения, рецепторов кожи, мышц и сухожилий)
    - специальные индивидуально подобранные упражнения и ношения
    - коррекционный массаж (фасциальный, обдавливающий, рефлекторные и т.п.)
    Будет очень полезно пройти 1-2 процедуры остеопатической коррекции.

- - - - - - - -
Замечали ли вы какие-то асимметрии у своего малыша?
Какие действия предпринимали?
ПОДЕЛИТЕСЬ в комментариях 👇
- - - - - - - -

САЙТ автора статьи
реабилитолога,
специалиста по психомоторному развитию детей раннего возраста

-5

Психогенетика
0