Часто слышу:
"Подумаешь, лежит не ровно или руки по разному двигаются. В итоге же всё равно встанет, рано или поздно пойдёт и образование, как все получит".
А я и НЕ спорю.
🔸Конечно, встанет и пойдёт!
Вот только вопрос в качестве формирования и здоровье осанки и суставов тела, ног, рук. В полноценном функционировании внутренних органов в криво сформированном опорно-двигательном аппарате.
Это не про возможность выжить, а про качество, здоровье и безболезненность этой жизни.
🔸Конечно, получит образование и не станет дебилом.
Здесь о том, на сколько легко и полно ребёнок сможет "включить" и реализовать весь свой психический и когнитивный потенциал.
На сколько ему будет концентрировать внимание и обходится без постоянной помощи в обучении мамы и репетиторов.
Асимметрия же положения или двигательной активности ребёнка является одним из самых первых симптомов, которые врач оценивает в процессе обследования:
- для невролога это всегда в первую очередь сигнал о возможном первичном повреждении нервной системы
- реабилитолог же воспринимает асимметрию больше, как повод сфокусироваться на коррекции положения и активности маленького пациента
Именно поэтому, здесь важна совместная диагностика и работа по коррекции, выявленной дисфункции.
🔸 В статье очень кратко расскажу:
- о том, на что направлена коррекция
- о сложности при диагностике, с которой часто встречаюсь
- о 3х причинах асимметрий в теле и движениях ребёнка
- о том, к чему приводит асимметрия в теле младенца
- о том, что делать родителям
Часто у родителей возникает ВОПРОС
Нормально ли, если голова ребенка во сне поворачивается только в одну сторону, или он встает на одну ногу при подъеме, или использует только одну руку?
❗Здесь у меня ОДНОЗНАЧНЫЙ ответ
НЕ нормально! В какой бы степени проявленности это не происходило.
❓Над чем идёт работа❓
Задача полноценно включить в работу / в освоение и реализацию двигательного навыка напряжённую не активную или малоактивную сторону.
Для этого реабилитолог с помощью родителей:
- снимают напряжение, укорочение, блокировки фасциальных тканей
- создают определённые стимуляции, провокации, условия для включении или активизации рецепторов
- создают верные условия окружающей среды, стимуляции оптической реакции и поз ребёнка для "распаковки" верного движения в малоактивной стороне
Конечно, в первую очередь перед началом работы по коррекции необходимо исключение серьезных неврологических, генетических и тп.п диагнозов. Для этого обязательный консультации узких специалистов.
Бывает разные ситуации
при диагностическом или первичном приёме
🔸Желательный вариант
Родители высылают в мессенджер или приносят с собой ворох справок и результатов обследований, где очень многое уже видно. Рассказывают свободно о развитии малыша. А, при необходимости, могут припомнить нюансы и показать видео.
🔸Вариант со сложностями
Когда и обследований ни каких нет, и родители толком ничего не помнят, а твердят: "У нас всё было нормаль, а почему так сейчас, не понимаю..."
Хотя далеко не все родители эти нормы знают, понимают и могут отследить.
приходится вытаскивать нужные факты по развитию и поведению в быту ребёнка просто, что называется, клещами. А ингода и упрашивать, да, прямо упрашивать, посетить узкого специалиста.
ПРИЧИНЫ, по которым может возникать АСИММЕТРИЯ
Здесь коротко напишу про 3 группы этих причин.
🔴 ПЕРВАЯ – это повреждение нервной ткани
В этом случае, мы говором про неврологическое нарушение мышечного тонуса у ребёнка и не симметричность проявления рефлексов новорожденного.
В зависимости от степени повреждения, возможны различные последствия, но главная цель лечения – обеспечить физиологичное и своевременное движение.
Важно не пропустить этот момент, так как при наличии повреждений нервной системы необходима регулярная и интенсивная работа.
🔴 ВТОРАЯ связана с позиционированием в утробе или травмой при родах
Здесь страдают не нервные ткани, а сопутствующие структуры – костные, хрящевые и мышечные (миофасций). Конечно, и нервные корешки и/или волокна могут попасть в компрессию (ущемление, зажим) между этими миофасциальными структурами.
🔴 ТРЕТЬЯ заключается в неверном, можно сказать, двигательном уходе за ребенком уже после рождения
Здесь уже полным ходом включаются в работу родители:
- создают патологические положения (на поверхностях, на руках) и сенсорные стимуляции в ходе бытовой жизни и при занятиях различного рода "развивашками"
- одевают не соответствующую этапу развития или стесняющую / деформирующую движения или положения одежду
- используют "вредоносные" для моторики ребёнка гаджеты, особенно, когда с первых месяцев
- бездумно и не всегда ещё и правильно выполняют упражнения, "высмотренные" на просторах Интернета
🥺 К чему всё это может привести?
Часто случаются довольно ощутимые нарушения обратной связи от тела к мозгу, изменению восприятия собственного тела и пространства.
Всегда устанавливаются фиксации патологических поз, двигательных стереотипов и стереотипов поведения:
- сначала голова не поворачивается в одну сторону или одна рука хватает, а другая нет
- потом одна нога или рука не участвует в ползании и т.п.
- начинают деформироваться оси плечевого пояса и таза
- в итоге ноги имеют тенденцию к вальгусу или варусу, а тело к сколиотической осанке и т.п.
- конечно, и моторная кора головно мозга фиксирует уже "кривые" нейронные связи
- в ходе развития мозговых структур, связанных с моторной корой (почти все), тоже фиксируются дисфункции и наблюдаются сложности в реализации психических и когнитивных функций
(например, самая яркая - задержка речи)
🤓 Что делать родителям?
- Важно с самого рождения:
- внимательно наблюдать за движениями и положениями ребёнка
- использовать в уходе за ребенком только верные положения, ношения, сенсорные и двигательные стимуляции
- осознанно относится к использованию гаджетов, а от некоторых и вовсе отказаться - При выявлении чего-то непонятного или асимметричного сразу обратиться за разъяснениями и/или помощью к специалистам.
- При первых же подозрениях на неактивность одной стороны или асимметрию в позе начать использовать с помощью или под руководством специалиста/ов:
- корректирующие позиции и укладки,
- сенсорные стимуляции (слуха, зрения, рецепторов кожи, мышц и сухожилий)
- специальные индивидуально подобранные упражнения и ношения
- коррекционный массаж (фасциальный, обдавливающий, рефлекторные и т.п.)
Будет очень полезно пройти 1-2 процедуры остеопатической коррекции.
- - - - - - - -
❓Замечали ли вы какие-то асимметрии у своего малыша?
❓Какие действия предпринимали?
ПОДЕЛИТЕСЬ в комментариях 👇
- - - - - - - -
САЙТ автора статьи
реабилитолога,
специалиста по психомоторному развитию детей раннего возраста