Сомерсет Моэм нередко показывал отношения между людьми, особенно между мужчиной и женщиной, как бой, противостояние. Вот и попавшийся мне в руки сборник рассказов можно представить как серию своеобразных поединков. Кто же победит? Тот, кто сильнее бьёт? А может, тот, кто держит удар? Или всё-таки вопросы о победителе не главное? Давайте посмотрим.
Сразу предупреждаю: будут спойлеры. Думаю, с содержанием этих новелл многие уже знакомы. Впрочем, событийная сторона – это ещё не всё содержание рассказа. Особенно у Моэма. Каждое новое прочтение – новые открытия, новые акценты, новые краски.
Бой первый. Дождь (1921)
В красном углу ринга – мисс Томпсон, дама лёгкого поведения, намеревающаяся начать новую жизнь на старый лад в компании аборигенов Самоа и колонизаторов. В синем – мистер Дэвидсон, христианский миссионер, выступающий против развращения нравов.
Первый раунд. Дэвидсон пытается увещевать весёлую соседку. Однако моряки, заглянувшие к ней на огонёк, выставляют его за порог. Раунд остаётся за мисс Томпсон. 1:0. Бордель работает от заката до рассвета без выходных и перерывов на обед.
Далее миссионер привлекает тяжёлую артиллерию, так как имеет влияние на представителей власти. Мисс Томпсон выгоняют с острова. Она должна всё бросить и вернуться в Сан-Франциско. Раунд за Дэвидсоном. 1:1.
Спесь с мисс Томпсон удалось сбить, и вот она, поджав хвост, готова просить помощи у кого угодно. Симпатизирующий ей доктор Макфейл выступает в роли посла доброй воли. Куртизанка боится возвращения в родные пенаты, так как там ей грозит тюремный срок. Но миссионера не удаётся разжалобить. Депортация, и ничего кроме. 1:2.
Бедная, униженная овечка мисс Томпсон прекращает кутежи и встаёт на путь смирения и покаяния. Непреклонный, но довольный победой Дэвидсон решает развить успех с помощью проповедей. Всё чаще и чаще он уединяется с проигравшей… Но вдруг его находят мёртвым. Утопился? Ничья? 2:2?..
«Все мужчины одинаковые!» – прелюбодейка вновь расправляет крылья после смерти врага. Оказывается, проповеди зашли слишком далеко. Порок победил. Судя по всему – и мисс Томпсон.
Бой второй. Чувство приличия
На противоположных сторонах ринга пожилые супруги Уортоны, Мэри и Томас. Он плохой художник. Она бывшая звезда сцены. Он рисует плохие картины. Она разбирается в искусстве не щадит его, критикуя. Но внешне у них всё замечательно. Супруги как бы дополняют друг друга. В усыпляюще тягучем противостоянии первого раунда трудно выявить победителя.
Вдруг выясняется, что во внешне благополучной семье есть свой скелет в шкафу. У миссис Уортон добрых двадцать пять лет был любовник – Джерард Мэнсон. Все знакомые знали об их отношениях, однако от ревнивого мужа, хоть и догадывающегося о чём-то подобном, Мэри пыталась их скрыть. Даже когда Джерард умирает, она внешне, на людях, сохраняет прежние жизнерадостность и остроумие. Второй раунд раскрывает бойцов-поединщиков с новых, неожиданных сторон.
Третий раунд. Бесконечный, изматывающий клинч, практически без обменов ударами. Мы выясняем, почему любовники не ушли из своих семей (Мэнсон был тоже несвободен). Оказывается, он не хотел травмировать свою нервную, больную жену и боялся нанести травму дочерям. Да и сама Мэри несла семейное бремя, изо всех сил стараясь сохранить видимость благополучия. Всё из чувства приличия. Как поёт обаятельный и талантливый Александр Пушной: «Улыбаемся и машем!» Ничья.
Бой третий. Жиголо и Жиголетта
Это бой с тенью. Необычный тем, что с тенью, а не друг с другом бьются оба бойца. Она – ныряльщица. Он – создатель опасного трюка с ней. Несколько секунд длится этот смертельный номер, в котором она с большой высоты ныряет в небольшой бассейн, по поверхности воды которого разлит подожжённый бензин. Публика томится в ожидании, с аппетитом поглощая ресторанную пищу. Близость возможной смерти разжигает азарт. Богатые прожигатели жизни заключают всевозможные пари.
После удачного исполнения трюка Стеллу (ныряльщица) и Котмена (её мужа) поздравляет с успехом пожилая пара. Очаровательная старушка когда-то сама рисковала жизнью во время смертельного номера «Женщина – пушечное ядро». У них тоже был успех у публики. Однако встреча с двойниками из прошлого не вселяет оптимизм в душу Стеллы. Она объявляет мужу, что не будет больше нырять, потому что боится.
Котмен любит Стеллу и соглашается с её доводами, но приводит свои: только что он подписал выгодный контракт, расторжение которого их разорит. Кроме того, найти работу в их положении будет практически невозможно. Останется только вновь участвовать за деньги в танцевальных марафонах и жить впроголодь. Снова попробовать пережить безденежье и морально-физическое унижение? Что ж, Котмен всё понимает и готов пожертвовать собой ради любимой.
Гонг. Который лишь прерывает поединок, финала которого мы не увидим. Стелла соглашается продолжить выступления, несмотря на панический страх. Чем закончится этот бой влюблённых со всем миром, мы не знаем. Жаль.
Бой четвёртый. Непокорённая
Это, пожалуй, самый известный поединок мужчины и женщины, описанный Моэмом. Один из самых драматичных. И, пожалуй, более всех провоцирующий на полемику. Уж слишком страшен и для многих неожидан финал.
Раунд первый. Франция, побеждённая гитлеровской Германией. Двое немецких солдат так наразвлекались, истосковавшись по мирным удовольствиям, что напились до неприличия. К несчастью, ели и пили они на семейной ферме побеждённых. Жертвой веселья стала дочь фермера. Насиловал один, Ганс. Второй был против, но не смог помешать. Как и родители девушки. 0:1. Грубая мужская сила вновь победила.
Раунд второй. Ганс не оставил семью фермера в покое. Но больше он не совершал ничего предосудительного. Принёс еды, угостил фермера сигаретами. Отношения со стариками у него даже в какой-то степени стали налаживаться. Тем более он признал свою вину: мол, война, алкоголь и т.п. Аннет (так звали его жертву) ни в какую не соглашается ни общаться с Гансом, ни принимать его подарки. 1:1. Атака любви отбита. Тем более у образованной девушки уже есть любимый – такой же интеллигентный парень.
Раунд третий. Ганс всё больше влюбляется в Аннет. Когда он узнаёт, что девушка беременна от него, он готов даже оставить семейный бизнес в Германии, жениться на матери своего ребёнка и остаться здесь, во Франции. Родители Аннет понимают, что это спасение для их фермы, и убеждают дочь принять предложение немца. Но девушка непреклонна. 2:1. Продержится ли она ещё хотя бы раунд? Давление усиливается.
Раунд четвёртый. Поединок близок к развязке. Смерть жениха в концлагере вроде бы развязывает руки Аннет. Ганс чувствует близость победы. Он уже самый желанный и близкий человек в доме фермера… И вот Аннет наконец рожает. Взволнованный Ганс хочет взять на руки малыша, но мать с ребёнком куда-то исчезли. Аннет возвращается. Одна. Ненависть к насильнику пересиливает в ней материнские чувства. Нокаут. Победа? А вот тут мнения читателей кардинально расходятся.
Многие не одобряют поступка детоубийцы. Мол, были и другие варианты. Какие? 1) Смириться и принять предложение Ганса. 2) Убить себя. 3) Убить его. 4) Отдать ребёнка и жить дальше. Какой вариант вам кажется предпочтительнее? Имейте в виду, что в случае выбора №1 счастливый финал тоже вряд ли был бы возможен, так как мы знаем, кто в той войне победил и как жестоко победители отнеслись к коллаборационистам.
Бой пятый. Мистер Всезнайка
Раунд первый. Нам представляют крайне пренеприятного субъекта – Макса Келаду. Он навязчив, чрезмерно общителен, постоянно вмешивается в чужие дела и разговоры. Его самомнение огромно. Он знает буквально всё. Чем вызывает практически всеобщую нелюбовь. Да, когда тебя слишком много, так что ты претендуешь на чужое личное пространство, любовь к твоей персоне всегда под сомнением. 0:1. Не в пользу мистера Келады, естественно.
Раунд второй. Неожиданно выясняется, чем «мистер Всезнайка» зарабатывает себе на жизнь. Оказывается, он профессионально занимается жемчугом. Продажей, а не добычей, конечно. Сразу вспомнился отец Ромы из комедии «Горько!»: «Я профессионально занимаюсь блёснами». У окружающих слова Келады о том, что он всё знает о жемчуге и без труда отличит настоящий жемчуг от поддельного, вызывают усмешки и скептицизм. Американский консул Рэмзи, уверенный в собственной правоте, предлагает даже заключить пари с Келадой на 100 долларов о стоимости жемчужного колье жены. Американец знает, что это дешёвая безделушка, а англичанин настаивает поначалу, что колье оценивается не менее, чем в 15000, так как жемчуг настоящий. Увидев бледный испуг жены Рэмзи, Келада смущается и признаёт своё поражение. 0:2. Мистер Всезнайка посрамлён! Вот-вот окажется на лопатках. Лишь удар гонга спасает его от поражения нокаутом.
Раунд третий. Наутро Келада получает анонимное письмо, точнее конверт с сотней долларов. Да, он был прав. Он победил в споре. И пусть о его победе не узнает никто, кроме джентльмена-попутчика. Настоящие джентльмены умеют держать язык за зубами. А ненастоящие не умеют держать… жён в пределах видимости. В результате радуются сомнительным победам над мистерами Всезнайками и не замечают ветвящихся рогов. Неожиданный приступ благородства, спасающего репутацию женщины, нивелирует все недостатки Келады. Браво, мистер Всезнайка! Вы победили!
А как вы считаете: возможны ли победители в этой борьбе?
Спасибо за то, что дочитали. Жду ваших комментариев.