Создание списка литературы является важным шагом в проведении научных исследований, поскольку это помогает развить способность эффективно находить источники информации по заданной теме. Чтобы полностью понять изучаемый вопрос, четко сформулировать свое мнение и выбрать подходящие методы исследования для конкретного явления, рекомендуется ознакомиться не только с литературой, непосредственно связанной с исследованием, но и с работами, в которых рассматриваются смежные теоретические вопросы.
Как правило, научный руководитель предлагает ключевые работы по теме, но это не означает, что будет предоставлен полный список соответствующей литературы. Чтобы получить знания по предмету и продемонстрировать хорошее владение материалом, важно рассматривать не только работы с названиями, соответствующими теме исследования, но и те, в которых проблема рассматривается с разных точек зрения.
Список литературы должен включать учебники, в которых даются определения ключевым терминам и понятиям, словари, монографии, статьи из научных журналов, последние диссертации и публикации в Интернете. Изучение разнообразных ресурсов поможет исследователю подойти к проблеме с разных сторон и четко определить актуальность и научную новизну своего исследования.
Хорошо подготовленный список литературы должен:
- охватывать широкий спектр периодов времени и географических местоположений,
- не упускать из виду важные работы по теме (обеспечивая полноту),
- включать как учебные (учебники, пособия), так и научные работы (монографии, статьи, материалы конференций, диссертации),
- отражать международные достижения (включая работы на разных языках),
- быть правильно отформатированный.
Чтобы найти литературу, исследователи могут обратиться к:
а) библиографическим справочным изданиям,
б) библиотечным каталогам,
в) справочным разделам опубликованных работ
г) поисковым платформам в Интернете (например, электронной библиотеке).
Существует два основных подхода к поиску литературы:
а) использование ключевых слов из темы исследования для поиска в библиографических описаниях и названиях публикаций;
б) ориентация на объект и тему исследования (тематические каталоги, библиографические описания).
Важно документировать все детали публикации с самого первого знакомства с литературой!
Следующим важным этапом является анализ литературы. Успех на этом этапе зависит от того, насколько хорошо материалы сгруппированы, систематизированы и сопоставлены. На этом этапе становятся очевидными индивидуальные черты, образ мышления и привычки студента.
При анализе конкретных работ рекомендуется учитывать, кто и с какой целью проводил исследование, когда оно было проведено, как оно соотносится с темой, которую изучает студент, и насколько актуальны результаты исследования. Вместо того, чтобы просто перечислять различные точки зрения, сравните их, выявляя общие подходы и отличительные черты взглядов каждого автора.
Благодаря тщательному изучению теоретической литературы студент сможет развить собственное понимание проблемы и прояснить любые спорные моменты. Часто первоначальные цели исследования могут быть пересмотрены после изучения истории и текущего состояния проблемы.