Найти тему
Живописные истории

Никем не принятая «Современная Олимпия» Поля Сезанна

Это, без сомнения, одна из самых запоминающихся картин французского художника Поля Сезанна (1839-1906).

Предоставив её для первой групповой выставки импрессионистов в 1874 году, доктор Гаше (тогдашний владелец картины) привлек внимание к Сезанну, которому постоянно отказывало жюри Салона.

Сам доктор прославился также в глазах потомков как один из первых поклонников этого художника, которого презирали почти на протяжении всей его карьеры и чей короткий период славы перед смертью наступил только благодаря небольшой группе просвещенных коллекционеров и коллег-художников.

В 1874 году «Современная Олимпия» (Эскиз) — как её указали в каталоге — была встречена насмешками как со стороны прессы, так и публики.

Луи Леруа, изобретатель термина импрессионизм, высмеивал небольшое полотно, хотя оно было благоразумно обозначено как «эскиз»: он утверждал, что «Олимпия» Мане из Салона 1865 года, вызвавшая скандал была

шедевром рисунка, благопристойности и лоска по сравнению с работами г-на Сезанна.

Критик журнала L'Artiste, хотя и предпочитал эту композицию пейзажам, которые также выставлял Сезанн, видел в ней лишь "кусочек искусственного рая", вызванный парами в высшей степени художественного гашиша, добавляя:

г-н Сезанн, по-видимому, не более чем своего рода сумасшедший, живопись которого создается под воздействием белой горячки.

Наконец, критик Жюль Кастаньяри, поклонник реализма, описал картину как монстра, который должен преподать урок тем, кто,

пренебрегая мышлением и учебой, чрезмерно гонится за впечатлениями.

Если также принять во внимание комментарии арт-дилера Латуша, который дежурил на выставке в одно из воскресений апреля 1874 года, —

Я слежу за вашим Сезанном. Я не ручаюсь за её сохранность, так как очень опасаюсь, что она будет возвращена вам с порезом.

— мы получаем представление о полном непонимании, которое встретило работу в 1874 году.

Поль Гаше-Младший дал свою версию происхождения картины: во время разговора его отца доктора Гаше Сезанном в Овере об Олимпии Мане тот

довольно резко ответил, что придумать Олимпию, даже новую, для него просто детская игра,

после чего Сезанн создал

чудесный набросок, который Гаше немедленно забрал на хранение, опасаясь, что Сезанн может его уничтожить, попытавшись доработать. Доктор предложил художнику сделать копию, дав ему чистый холст, на котором можно было бы скопировать картину, но этого так и не произошло.

Подборка статей о жизни и картинах Поля Сезанна:

Поль Сезанн | Живописные истории | Дзен
-2