В разных странах и культурах на протяжении веков представления о красоте кардинально отличались. В Японии красавицы чернили зубы, а в Китае Средневековья был распространён обычай бинтования ног у женщин, известный как "лотосовые ножки" (纏足, chánzú). Пальцы подворачивались под стопу, кости ломались, и нога, превратившись в крохотную деформированную конечность, становилась символом женской красоты и статуса. Обладательницы таких ножек зависели от мужчин, так как не могли заниматься физическим трудом, что подчеркивало их принадлежность к зажиточным слоям общества.
Описание женской красоты в "Каноне стихов"
Неудивительно, что и сегодня понятие прекрасного сложно выразить словами. Одно из первых описаний женской красоты в Древнем Китае можно найти в "Каноне стихов" (Шицзин, shījīng, 詩經). Приведённые в нём метафоры, на первый взгляд, могут показаться довольно странными: "руки подобны нежным росткам", "шея напоминает личинку насекомого [жука-усача]", "зубы похожи на семечки тыквы-горлянки", "брови как усики ночной бабочки". Эти сравнения далеки от современного идеала, но по сути демонстрируют важность тонкости и хрупкости в восприятии женской красоты.
Два вида женской красоты
В древнекитайском обществе можно выделить два вида красоты: та, что ожидалась от достойных жён и дочерей, и придворная красота, принадлежащая высшим слоям общества. Достойные жены и дочери должны были быть тонкими, робкими и боязливыми. Придворные девушки и женщины должны были быть красивыми (именно благодаря этому они и достигли таких вершин власти и могущества), а также отличались изысканностью и утончённостью внешности.
Косметика и уход за собой
Чтобы подчеркнуть и сохранить свою привлекательность, женщины пользовались большим арсеналом косметических средств. Кожа отбеливалась рисовой пудрой для достижения аристократической бледности (при дворе этим пользовались и мужчины), а губы красились смесью воска или жира и киновари (сульфид ртути, ядовитый минерал), чтобы придать им яркий оттенок. Обычно такую помаду наносили только на центральную часть губ, чтобы создать форму цветка, делая рот визуально меньше.
Женский наряд и украшения
Женский наряд был важной частью образа. Аристократки носили одежды из шёлка, которые дополнялись украшениями из нефрита, золота и серебра. Волосы укладывались в высокие причёски, визуально удлиняющие фигуру и придающие изящности. И мужская, и женская одежда по покрою мало отличались: на шёлковую одноцветную рубаху надевался халат с правым запахом, который подпоясывали поясом, обычно из ткани. Но женские халаты, в отличие от мужских, шились из яркого узорчатого шёлка либо украшались вышивкой. Нижняя рубаха чуть выступала из-под халата, рукава тем временем были гораздо длиннее рук. Они собирались у кистей, но распускались во время танцев. Обувь тоже отличалась — хоть и также была сшита из шелка, но мастерилась из кожи или конопляной материи.
Одежда простых людей
В то время простые люди носили более практичные одежды. Они никогда не надевали шелка и длинных рукавов. Многие из них не носили чулок, и даже туфель не имели. На холодный период у них была припасена плетеная обувь. Крестьяне, как и солдаты, в ханьское время часто ходили в практичных штанах и рубахах.
Представления о мужской красоте
Интересно, что в Древнем Китае также существовали своеобразные представления о красоте мужчин. В мифах и пророчествах описывались святые существа с необычной внешностью: большими ушами, дополнительными суставами и другими чертами, которые указывали на их связь с небом и божественностью. Например, у основателя Шан Сэн-Тана были руки с двумя локтями на каждой, а у чжоуского Вэнь-вана — четыре соска.
Заключение
Стандарты красоты всегда отражали социальные и культурные ценности эпохи. В Китае они подчёркивали статус, принадлежность к элите и идеалы, отличные от наших сегодняшних представлений. Однако и в этом есть особое очарование — попытка понять, что вдохновляло людей прошлого на стремление к тому или иному образу.