Станислав Ростоцкий – талантливый советский режиссер. Он дважды был номинирован на премию «Оскар» за фильмы «А зори здесь тихие» и «Белый Бим, Черное ухо». Его картины покорили сердца зрителей разных поколений. Некоторые работы Ростоцкого, в частности, «Доживем до понедельника», критики называют шедеврами.
С пяти лет, с того момента, как увидел «Броненосец "Потемкин"», он грезил о кинематографе. Юный Станислав подростковом возрасте пришел на Мосфильм, чтобы попробовать свои силы на пробах к фильму «Бежин луг». Его харизма и обаяние не остались незамеченными. Эйзенштейн, знаменитый режиссер, обратил внимание на молодого человека: «У этого парня хорошая улыбка».
В 16 лет Станислав написал свой первый сценарий и, не раздумывая, отнес его своему кумиру. Он был готов на все ради того, чтобы учиться у великого Эйзенштейна: «чистить ботинки, бегать в магазин и мыть посуду». Режиссер, впечатленный юношеским энтузиазмом, посоветовал ему изучать литературу и искусство. В 1940 году Ростоцкий поступил в Институт философии и литературы.
Однако судьба распорядилась иначе. Война разрушила все планы.
Ростоцкий прошел путь от Вязьмы и Смоленска до Ровно, участвуя в ожесточенных боях. 11 февраля 1944 года он получил тяжелое ранение. Когда очнулся на холодной земле, то увидел, как к нему приближается танк… Молодого парня спасло лишь то, что часть тела провалилась в окоп. Но тяжелая машина раздавила ему грудную клетку и ногу.
После госпиталей, операций, пункций, перевязок, врачи приняли трудное решение – ампутировать ногу ниже колена. Станислав
Ростоцкий всю жизнь стеснялся этого и скрывал свой протез. При этом продолжал вести активный образ жизни, снимая фильмы, путешествуя. Несмотря на боль, он отказывался ходить с палкой. Современники вспоминают, как Ростоцкий, будучи режиссером фильма «А зори здесь тихие», вместе со съемочной группой ходил по болотам. Уже потом они узнали, что он был на новокаиновой блокаде и протез не налезал на его распухшее колено.
Станислав Иосифович Ростоцкий ушел из жизни в августе 2001 года по дороге на кинофестиваль в Выборг.
С самого утра Ростоцкий жаловался жене на сердце, но, несмотря на это, решил ехать на фестиваль. Нина Евгеньевна была с ним в машине. В дороге ему стало плохо, он смог съехать на обочину. Нина вызвала скорую помощь, но врачи не смогли спасти режиссера.
Ростоцкий оставил зрителям в наследство не просто «легендарные фильмы советского прошлого». Он подарил им глубокие мысли, отражающие вечные ценности. Вспомните трогательную фразу из его фильма «Доживем до понедельника»: «Это же невозможно — объяснить счастье… Все равно что прикнопить к бумаге солнечный зайчик».
Скрытая боль Станислава Ростоцкого
8 октября 20248 окт 2024
8
2 мин