Три раза я была и скоро вновь улетаю в священный город Амритсар — священную столицу Сикхов, что находится на севере Индии, в штате Пенджаб. И в этой статье я расскажу, на чем базируется идея Сикхизма, кто такие Сикхи, и чем для мира важна идея Сикхизма.
Сикхи — это последовали Сикхизма (не путать с Ситхами из Звездных Войн), а Сикхизм — философия, основанная первым Сикхом и первым Гуру Сикхов, Гуру Нанаком, в XV веке на северо-западе Индии. Суть Сикхизма заключается в вере в единого Бога, всемогущего Творца, настоящее имя которого никому неизвестно, ибо Бог есть Истина, которая одна на всем белом свете вне зависимости от вероисповедания.
Гуру Нанак, основатель Сикхизма учил тому, что Бог един и нельзя ограничить его до размера какой-либо одной страны или философии. А это значит, все конфессии, религиозные взгляды и теории также равны между собой, если в итоге они ведут к Нему, к Богу.
"Эк" — с этого начинается Сикхизм. "Эк" означает "Один, Единственный, Единый". В этом и есть простая суть Сикхизма - все в этом мире едино.
Сикхи проповедуют поддержку и братские отношения ко всем людям на земле независимо от их происхождения и вероисповедания. Сикхизм заявляет: все, что нужно — это быть хорошим человеком, искать и проявлять в себе данное Богом — веру и любовь, быть свободным в своей воле и уважать свободу других. Злодеяния, скупость, ненависть, жадность — это противоестественно. Действуя так, человек встречает сопротивление самой природы. Любовь же следует проявлять в каждом повседневном деянии, включая самые простые и обыденные вещи, ведь в этом и выражается природа Бога. Развивая в себе веру и любовь, человек даёт выход своим естественным стремлениям и все в мире начинает действовать в унисон.
Кроме этого, Сикхизм не признает ни религиозные, ни социальные, ни кастовые неравенства, что достаточно ярко до сих пор проявлено в Индии, и не только. В каждом человеке, по мнению Сикхов, есть Бог, а значит человеку от рождения даны и глобальные возможности духовного роста, поэтому нужно стремиться к таким качествам как честность, сострадание, умеренность, смирение, любовь и служение. При этом Сикхизм говорит: “Никакие священные писания и формальные знания не помогут в трудную минуту, когда решение надо принимать мгновенно, по внутреннему импульсу.” А значит, недостаточно лишь изучать теорию — важно принять за основу добрую мыслеформу и жизнедеятельность.
Особенно ярко подчеркивается гендерное равенство. С самого основания Сикхизма женщин почитали, уважали и относились как к равным мужчинам, ведь женщина — это та, кто дает жизнь. Сейчас нам может показаться это нормальным, но в XV веке такая философия звучала, как абсурд, была объявлена революционной и повсеместно встречала сопротивление, так как в средневековой Индии женщин можно было покупать, как предмет домашнего быта.
При этом, Сикхи считаются отменными воинами. Но воинская культура зародилась здесь не сразу, а во времена шестого Сикхского Гуру — Гуру Хар Гобинда. В те времена Индия страдала от набегов Моголов: они терроризировали местное население, убивали людей, не желающих обращаться в Мусульманство, сжигали храмы. После того, как пятый Сикхский Гуру, Гуру Арджун, был казнен в 1606 году императором Джихангиром, его сын и преемник, Гуру Хар Гобинд, объявил, что вера должна защищаться мечом. После этих слов он начал обучать всех, и мужчин и женщин, боевому искусству — гатке. С тех пор Сикхи общепризнанно являются легендарными воинами за счет своей силы, преданности, храбрости и верности данному слову. По сей день именно Сикхские охранные предприятия наиболее высоко котируются по всему миру.
За всю историю своего существования, Сикхи никогда и ни на кого не нападали первыми, но всегда умели защитить и постоять за себя, свою веру, и всех тех, кто обращался к ним за поддержкой.
О первом таком уникальном случае свидетельствует исторический факт, связанный с Кашмирскими Пандитами, демонстрирующий, с каким уважением Сикхизм относится к праву других религий следовать принципам своей веры. Девятый Сикхский Гуру, Гуру Тэг Бахадур, отдал свою жизнь за право Кашмирцев следовать своей религии — Шиваизму.
Как и многих других, Моголы заставляли Кашмирцев принять Ислам. Тогда группа Пандитов - образованных и высокопоставленных Кашмирцев, обратились за помощью и защитой к Сикхам. Гуру Тэг Бахадур принял их просьбу и предложил Моголам пойти на сделку — если им удастся обратить его, Тэг Бахадура, в мусульманство, то и Кашмирские Пандиты должны будут согласиться последовать его примеру.
Моголы согласились пойти на сделку и, верный своему слову, Гуру Тэг Бахадур с несколькими своими ближайшими соратниками, добровольно уехал к Моголам. В течении нескольких дней Моголы жестоко пытали и его сопровождающих, и самого Гуру, а когда не смогли добиться от них согласия на смену веры, посадили в железную клетку и доставили в Дели, где и обезглавили.
Говорят, в течении пыток, Гуру пребывал в состоянии медитации и сосредоточения на данном им обещании защиты, а мученическая гибель Гуру, защитившего право Кашмирских Пандитов сохранить свою веру, в итоге сплотила всех в борьбе за выживание.
Гуру Тэг Бахадур не только сдержал свое слово, но своей смертью он утвердил право народов Индии на ту религию, которую они сами для себя выбирали. Только представьте себе — лидер одного религиозного течения осознанно отдал свою жизнь за право другой религии следовать своей вере — это уникальный и беспрецедентный случай в истории человечества.
С тех пор в Сикхизме, помощь и поддержка нуждающимся, является приоритетным направлением деятельности по всему миру. Например, практически во всех городах всех стран можно найти Сикхскую Гурудвару — Храм, при которых есть бесплатные столовые, где в любое время суток накормят любого желающего. А во время природных катаклизмов и крупных аварий в любой точке мира на помощь всегда приходят благотворительные Сикхские организации.
Святыней и местом паломничества для Сикхов является Амритсар, где возвышается Золотой Храм — Хармандир-Сахиб. Здесь же покоится одиннадцатый Сикхский Гуру — Гуру Грант Сахиб — "Книга Гуру" — священный текст, который составили и объединили в книгу предыдущие десять Сикхских Гуру.
Золотой Храм стоит ровно посреди священного пруда, а дойти до него можно по узкому мраморному мосту. Этот мост символизирует путь, отделяющий праведников от грешников, а сам Храм построен в форме корабля, несущего людей через океан страданий. Считается, что посещение Храма и омовение в священном пруде очищает от грехов и наполняет положительной энергией этого намоленного святого места.
В ноябре я приглашаю вас поехать со мной в священный город Амритсар, где обитают все самые искренние желания: любовь, семья, здоровье, благополучие, процветание – все это живет и исполняется здесь, в Амритсаре.
Подробнее о программе можно почитать на сайте www.raminaveter.com
Также очень хорошо отражает философию Сикхизма история, которая рассказывает о том, как однажды Гуру Нанак посетил Мекку. Там, устав с дороги, Гуру Нанак прилег отдохнуть на территории Запретной Мечети, Каабы, и пребывая во сне направил ноги в сторону Каабы, что считалось страшным преступлением. За это его стали бранить посетители мечети, на что он ответил: «Вы говорите – Аллах пребывает в Каабе. Где же то место, где не пребывает Аллах? Давайте я вытяну ноги в ту сторону».
Так рассуждал великий мудрец Нанак, создавший великую идею о том, что Божественное присутствие повсюду и все есть оно.