Найти тему
Миллион Работ

Рынок труда в России: дефицит кадров и сложности найма иностранных работников

В России наблюдается дефицит иностранных рабочих, при этом спрос на иностранную рабочую силу растёт. Однако больше половины компаний, нанимающих мигрантов, сталкиваются с трудностями в поиске достаточного количества работников.

Усиление борьбы с нелегальной миграцией, ужесточение законов и требований к иностранцам, желающим работать в РФ, вероятно, продолжат сокращать предложение рабочей силы в стране. Это может исказить данные кадрового прогноза правительства, методика которого была утверждена вчера Госдумой и не учитывает такие барьеры для притока иностранных работников.

Больше половины компаний, активно нанимающих мигрантов, также сталкиваются с различными трудностями. Мигранты становятся одним из последних ресурсов для заполнения дефицитного рынка труда, который сформировался в России за последние два года.

В компаниях, где нет проблем с трудоустройством иностранных рабочих, чаще всего работают мигранты из стран СНГ и ЕАЭС (48 %), Евросоюза (33 %) и Азии (КНР, КНДР, Вьетнам, Таиланд, Камбоджа и др., 28 %).

На страны Африки (ЦАР, Нигерия, Зимбабве и др.) и Ближнего Востока (ОАЭ, Иордания, Израиль и др.) приходится по 10 %.

Наибольший спрос наблюдается на рабочих (53 %), строителей (35 %), линейный обслуживающий персонал (25 %) и производственный персонал (23 %).

53 % опрошенных компаний испытывают нехватку привлекаемых из-за рубежа трудовых ресурсов, а 46 % в той или иной степени удовлетворены текущим количеством нанятых мигрантов.

Две трети российских компаний, имеющих опыт найма трудовых мигрантов, столкнулись со сложностями при привлечении иностранных работников.

Для 56 % компаний основная проблема заключается в отсутствии на рынке труда необходимых специалистов.

38 % компаний обеспокоены тем, что кандидаты на вакансии не могут сдать экзамен по русскому языку или делают это в слишком сжатые сроки.

Примерно каждая пятая компания (19 %) столкнулась с ограничениями при найме иностранных рабочих, введёнными органами власти. Столько же компаний сообщили о запрете на привлечение иностранных работников по требуемой специальности или в целом в сфере деятельности компании.

При найме работников из дальнего зарубежья возникает ряд специфических проблем. В странах Азии российским компаниям сложно найти нужных специалистов (45 %), а также есть трудности в коммуникации с диаспорами в целях рекрутинга и с оформлением, размещением вакансий для иностранных работников (по 36 %). Также для стран Азии характерен языковой барьер (45 % компаний регулярно сталкиваются с ним).

В странах Африки российские компании сталкиваются со всеми проблемами рекрутинга. Половина опрошенных компаний испытывает сложности с оформлением трудовых патентов, подачей квот, поиском нужных специалистов, а также с оформлением и размещением вакансий и коммуникациями с диаспорами в целях рекрутинга.

Интерес компаний к работникам из дальних стран — это попытка компенсировать сокращение притока рабочей силы из государств, которые традиционно заполняли пробелы на российском рынке труда. Так, после 2022 года миграционный приток рабочей силы в Россию так и не смог восстановиться до доковидного уровня. В 2023 году число иностранных трудовых мигрантов на российском рынке составило около 3,5 млн человек, что почти на 1 млн меньше показателя 2019 года.

В последнее время борьба с нелегальной миграцией стала ещё жёстче: законодательство и требования к иностранцам, желающим легально работать в России, тоже ужесточились. Из-за этого стало сложнее нанимать иностранных рабочих, что создаёт дополнительное давление на и без того дефицитный рынок труда. Это может повлиять и на перспективные планы правительства по регулированию рынка труда.

Так, вчера Госдума утвердила методику прогнозирования кадровых потребностей экономики РФ. Для расчётов на пятилетнюю перспективу предлагается использовать данные Росстата, прогнозы и отчёты Минэкономики, а также результаты ежегодных опросов работодателей. На основе этих данных Минтруд сформирует два показателя — общую и замещающую кадровую потребность. Первая величина будет обозначать количество работников, которые заняты на рабочих местах и выполняют работу, необходимую для обеспечения «прогнозируемых объёмов производства валовой добавленной стоимости с учётом планируемого изменения производительности труда». Вторая величина — это оценка количества работников, необходимых для замены уходящих на пенсию сотрудников, а также для работы на новых рабочих местах.

В дальнейшем правительство планирует использовать эти данные для расчёта потребности в конкретных профессиях в различных отраслях экономики отдельно по каждому региону. Также они будут применяться для определения контрольных цифр приёма в вузы.

Однако, согласно утверждённому тексту методики, Минтруд планирует учитывать только объём спроса на труд. Риски же дисбаланса на рынке труда зависят и от предложения, важной частью которого является миграционный приток. А учесть «политические» аспекты его динамики «методологическими» средствами вряд ли возможно.