Обсуждение этических норм в школах вышло на новый уровень. Авторитет педагога предлагается закрепить на законодательном уровне. Недавно сообщалось о том, что учителя могут отстаивать свою честь и достоинство, требуя компенсацию за причиненный моральный ущерб. Также депутаты предлагают штрафовать тех, кто оскорбляет работников, несущих знания в массы.
В ближайшее время в Госдуму внесут законопроект о введении административной ответственности за оскорбление педагогов. Такую инициативу подготовили зампред комитета по просвещению Яна Лантратова, депутат Александр Терентьев и глава фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов. Об этом пишут «Известия».
Какой штраф грозит за публичное оскорбление учителя
В новом законопроекте предусмотрена система штрафов за публичное оскорбление учителя про исполнении обязанностей. Так, граждане получат штраф от 5 до 20 тысяч рублей, должностные лица — от 50 до 100 тысяч рублей, юрлица — от 200 до 500 тысяч рублей.
За оскорбление, размещенное в Сети, гражданам грозит штраф от 10 до 30 тысяч рублей, должностным лицам — от 100 до 200 тысяч, юрлицам — от 500 до 700 тысяч рублей.
Законопроект поддержан Минпросвещения. Сейчас он направлен на отзыв в Верховный суд и правительство РФ.
Почему педагогов необходимо защищать
В январе нынешнего года Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. В частности, правительству была поставлена задача разработать правовые нормы, которые помогут защитить честь, достоинство и репутацию педагогов.
Предложенная мера должна создать механизм предупреждения унижения чести и достоинства учителей, их защиты, а также повысить статус педагогов в российском обществе, уверен Сергей Миронов.
Фото: Drazen Zigic/Shutterstock/Fotodom
«Сегодня жалоб от педагогов поступает очень много, и все они говорят о том, что закон в подавляющем большинстве случаев оказывается на стороне учеников и родителей, а учитель один на один остается со своими проблемами», — пояснил «Известиям» Сергей Миронов.
При этом, по словам парламентария, российское законодательство предусматривает наказание за оскорбление представителя власти, но это несправедливо.
Почему учителя скептически относятся к системе штрафов за оскорбления
Мнения педагогов по поводу системы штрафов разделились. Часть из них заявила, что авторитет приобретается не запретами и наказаниями. Об этом пишет Forbes.
Так, заместитель председателя профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий полагает, что закон не принесет желаемого результата. К тому же он сам по себе унизителен для педагогов, поскольку выделяет их из представителей других профессий. Авторитет нельзя заработать, вводя запретительные меры, уверен Луховицкий.
Фото: Сергей Зубков/«Ямал-Медиа»
С этой точкой зрения согласна и учительница литературы Ирина Лукьянова. В интервью Forbes она отметила, что проблема оскорблений педагогов связана не только с уровнем воспитания детей, но и с общим климатом в школе. Часто учитель сам создает дисциплину в классе посредством наказаний и насилия. И получает в ответ то же самое.
Помимо этого, штрафы приведут к тому, что школы и родители увязнут в судебных заседаниях, выясняя, что считать оскорблением учителя. В свою очередь это создаст дополнительную работу судам. Дисциплинарные вопросы должны решаться внутри школы участниками образовательного процесса, отметила Ирина Лукьянова.
По ее мнению, если такие вопросы выносятся в юридическое пространство, это говорит о коллапсе школьной дисциплинарной системы, которая не справляется со своими педагогическими обязанностями и вынуждена подавать на своих учеников в суд.
Фото: BalanceFormCreative/Shutterstock/Fotodom
При этом, по данным опроса Forbes, в школах есть много других проблем. На первом месте — большой объем домашних заданий, за ним идет огромное количество контрольных работ, следом — устаревшее оснащение, отсутствие в школе интернета и доступа к электронным образовательным услугам. Сюда же относятся неинтересные уроки и плохое питание.
Член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман заявил, что необходимость ввести штрафы за оскорбление учителей в России не просто назрела, а уже перезрела. Он считает, что причина хамского отношения школьников и их родителей к педагогам кроется в решении признать образование сферой услуг. Парламентарий говорит, что услуга предполагает исполнение любой прихоти заказчика. Ученики или их родные не всегда могут понимать, что им на самом деле нужно. Поэтому права учителей ограничены настолько, что они оказались вовсе бесправными.
Моральный облик педагогов: скандал с таксой и мат
Сами учителя также довольно часто становятся героями скандалов. Интернет пестрит видео, на которых запечатлены хамство и даже жестокость педагогов.
Так, в Москве на камеру видеонаблюдения попал учитель английского языка, который избил в подъезде дома таксу. За животное заступились жильцы. Педагога отстранили от занятий, а собаке теперь потребуется длительное лечение.
А в Красноярске учитель труда обматерил подростков во время уроков.
Фото: Kamil Zajaczkowski/Shutterstock/Fotodom
Если первый инцидент произошел за стенами школы и лишь наталкивает на мысль об иных возможных поступках педагога, то второй стал антипримером педагогической этики. Разбирать подобные ситуации просто необходимо, для этого существует педколлектив, администрация школы и гражданский кодекс, отметил в интервью «Ямал-Медиа» руководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех», член-корреспондент РАЕН Сергей Комков.
По его мнению, учитель является работником, который действует в соответствии с Гражданским кодексом, и на него распространяется законодательство, так же, как и на любого гражданина РФ.
«Ни один сотрудник ни одного ведомства не имеет права на оскорбления, на применение какого-то насилия, на противоправные действия. Если такое совершается, то он должен быть подвергнут административной, гражданской и даже уголовной ответственности. Для этого есть специальные статьи в Гражданском кодексе, в Административном кодексе и в Уголовном кодексе. А вот как, каким образом это определить? Заниматься этими вопросами должны не ученики».Сергей Комковруководитель Всероссийского фонда образования, сопредседатель движения «Образование для всех»
Подростки не имеют права решать подобные вопросы, потому что они по положению и по закону являются несовершеннолетними гражданами и еще не имеют прав делать какие-то заявления. Это прерогатива сотрудников школы и родителей учеников, подчеркнул наш собеседник.
Фото: Khakimullin Aleksandr/Shutterstock/Fotodom
В качестве примера он привел систему школьного самоуправления, которая появилась в учебных заведениях в 70-х — 80-х годах прошлого века. В ней принимали совместное участие учащиеся, учителя, администрация школы и родители. Такая модель способствовала тому, чтобы предотвращать случаи, когда учителя оскорбительно относятся к ученикам и наоборот.
«Я в свое время был директором одной из московских школ и был, кстати, самым молодым директором школы в Москве. Моя школа, когда я вступил в должность директора, занимала первое место по правонарушениям в Москве. Через два года у меня не было ни одного правонарушителя благодаря развитию системы школьного и ученического самоуправления. Если будет создана такая система, то не будет случаев оскорбления ни учителей в адрес учеников, ни учеников в адрес учителей», — уверен Сергей Комков.
Фото: Roman Samborskyi/Shutterstock/Fotodom
По его мнению, это станет гарантией здоровых отношений в школе. Об этом говорит и опыт великого российского педагога Михаила Щетинина, у которому даже речи не могло быть о подобных случаях, напомнил эксперт. Важно понимать, что сами по себе ученики по закону не имеют права делать какие-то заявления, но если они будут действовать в единой системе школьного самоуправления, это будет работать, резюмировал Сергей Комков.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».