Найти тему
66.RU

Что, где и когда пошло не так в вашем бизнесе? Правила решения проблем от магистра Максима Поташева

Оглавление

Максим Поташев, по образованию — математик, несколько лет руководил маркетингом и продажами в крупном бизнесе. В 2009 году создал с коллегами фирму R&P Consulting, клиентами которой стали естественные монополии, банки, заводы, авиакомпании и торговые сети. Три года спустя его пригласили в корпоративный образовательный проект, призванный создать и наладить механизм принятия решений в логистической компании. Направление оказалось востребованным. По словам Поташева, стройной системы, описывающей, как принимать решения, до сих пор нет. Несколько статей на эту тему написал математик Анри Пуанкаре, размышлявший, что происходит в голове ученого, когда он сталкивается со сложной творческой задачей. Тему подхватил английский психолог Грэм Уоллес, написавший в 1926 году книгу «Искусство мыслить».

Их идеи Поташев обобщил в алгоритме, включающем пять шагов:

  1. выявить проблему
  2. определить цель и поставить задачи — к чему компания стремится
  3. найти вероятные решения
  4. выбрать оптимальный вариант
  5. проверить результат на практике

«Работа с клиентами часто заканчивается на первом шаге, потому что выявить проблему — уже сделать гигантский шаг к ее решению», — говорит Поташев.

Руководитель R&P Consulting приезжал в Екатеринбург на фестиваль «Пикник IT», организованный «Контуром» и УрФУ, и рассказал 66.RU, как помогает заказчикам справляться с проблемами.

Если у вас нет времени читать интервью целиком, ниже — краткий пересказ. Он же — оглавление. Кликнув на конкретный тезис, вы окажетесь в той части текста, где Максим Поташев его раскрывает.

  • Преимущество консультанта — в том, что он может задавать глупые вопросы, не боясь показаться некомпетентным. Это большой плюс, потому что узким специалистам такое просто не придет в голову.
  • Первая головная боль российского бизнеса — огромный кадровый дефицит на всех уровнях — и нехватка квалифицированных управленцев, и особенно рабочих рук. Это большая проблема, у которой нет хороших решений.
  • Чем точнее система мотивации, тем хуже она работает. Из-за сложных формул сотрудники компании не понимают, как им заработать больше. Поэтому проблема дальнейшего уточнения системы мотивации и создания идеальной модели — надуманная и вредная.
  • Мозговой штурм — не самый эффективный инструмент. С таким же успехом можно искать иголку в стоге сена. Команда Поташева использует методы, позволяющие сразу формулировать решение.
  • Люди разучились мыслить логически — они не справляются с задачами из школьного учебника. Возможно, пришло время вернуть занятия логикой в школы и вузы.

«Жизнь сложна — встречаются задачи, с которыми не удается справиться»

— Что труднее для компании — сформулировать проблему или решить ее?
— Часто реальные проблемы бизнеса сильно отличаются от тех представлений, которые изначально были у его владельца. В определенном смысле консультант, работающий с клиентом, действует как психоаналитик. Его задача — найти скрытые смыслы. Обычно мы проводим стратегическую сессию, где можно собрать мнения сотрудников из разных подразделений компании и сопоставить их с видением высшего руководства. Получаем список проблем, нуждающихся в решении. Естественно, не всеобъемлющий, а в рамках тех направлений, которыми мы в этом проекте занимаемся. Без такого анализа переходить к следующим этапам крайне сложно.

-2

«В классическом варианте первое лицо убеждено, что компании нужно повышать долю рынка, а в процессе общения выясняется, что задача совсем другая. Например, снижать издержки».

— Как вы это делаете?
— Помогает простой, но почти магический инструмент, который называется «чтобы что?». Когда клиент рассказывает, чего хочет добиться, важно понимать, зачем ему это нужно. Когда начинаешь углубляться в его внутреннюю мотивацию, в реальное целеполагание, может оказаться, что на самом деле требуется совсем другое. В классическом варианте первое лицо убеждено, что компании нужно повышать долю рынка, а в процессе общения выясняется, что задача совсем другая. Например, снижать издержки.

— Первые лица обращаются к консультанту, чтобы разделить с ним ответственность за решение, которое собираются принять?
— В большинстве случаев у первых лиц никаких страхов и блоков нет. Это люди, твердо уверенные в своем визионерском видении. Им кажется, что они абсолютно точно знают, чего хотят. А поскольку это именно первые лица, то сотрудники компании — даже те, которые не согласны с руководителем, — часто не могут с ним аргументированно поспорить или хотя бы предложить взглянуть на ситуацию с другой стороны. В этом смысле у внешнего консультанта огромное преимущество — он не встроен в корпоративную иерархию, и, самое главное, может задавать глупые вопросы, не боясь показаться некомпетентным. Это огромнейший плюс, потому что узким специалистам такое просто не придет в голову.

— Бывают случаи, когда собственник подозревает, что в компании не все хорошо, но сформулировать свои ощущения не может?
— Да, это типичная ситуация. Она позитивная, потому что люди хотя бы не обманывают себя и не придумывают ложные объяснения. В таких случаях приходится вовлекать в обсуждения сотрудников компании разных уровней — не только управленцев, но и людей, работающих с клиентом в поле, чтобы понять, где на самом деле засада. Не всегда получается, кстати. Жизнь сложна — встречаются задачи, с которыми не удается справиться.

— Несмотря на все усилия?
— Особенно если речь идет о сопротивлении среды. Иногда выясняется, что реальных намерений разобраться с проблемой нет, а без этого результат не получить. Или желание есть только у одного человека, а всем остальным это не нужно.

— Единственное заинтересованное лицо — владелец бизнеса?
— В основном да, и это не всегда безнадежный случай. Лет восемь назад меня пригласила провести тренинг по принятию решений крупная торговая сеть из Екатеринбурга, в Москве практически неизвестная, а в восточной части России очень-очень известная. Мы целый день общались с сотрудниками, рассматривали все эти алгоритмы, методы и приемы, и я был обескуражен тем, что это не вызвало никакой реакции. Обычно ты уже представляешь, как люди реагируют — где смеются, где задумываются. А здесь я видел только каменные лица, ни одной мысли в глазах, и был прямо удручен этим фактом — что же такое? Впервые в жизни неудача — люди вообще не воспринимают то, что я говорю, им все это чуждо и неинтересно. Перед отъездом в аэропорт я поделился своей болью с администратором. Он сказал: не переживайте, просто в зале находилось первое лицо компании, а в его присутствии люди боятся даже вздохнуть и пошевелиться. Они всегда себя так ведут.

— Ваши усилия оказались напрасными?
— Представьте — нет. Прошел год, меня снова пригласили в эту компанию рассказать что-нибудь еще. На тренинге я обратил внимание, как много людей поменялось, а после ко мне подошел владелец бизнеса. И по-военному так начал докладывать: за минувший год из того, что вы нам предлагали, мы внедрили это, это и это. По пунктам. Тогда я понял — это был самый удачный пример в моей практике с точки зрения выхлопа и практической пользы. Просто слушатель у меня был ровно один. Все остальные могли даже не утруждаться. Тоже неплохо, если этот один что-то для себя вынес, и от него все зависит. Значит, поработали не зря.

— Если собственник всем доволен, а сигналы тревоги идут от сотрудников, есть вероятность, что руководство прислушается и начнет перестраивать бизнес?
— Нередки случаи, когда в компанию приходит молодой, хорошо образованный амбициозный управленец. Он понимает, что дела обстоят не лучшим образом, и даже видит конкретные проблемы. Предлагает позвать консультантов, ему говорят: «Вперед!», но очень скоро выясняется, что реальной заинтересованности ни у кого нет. Одного инициативного человека может не хватить, чтобы довести ситуацию до какого-то решения.

«Это специфические отраслевые истории, которые не просто объяснить»

— В случаях, когда решение долго не находится, консультант может предложить руководству компании свою идею, которую считает правильной?
— Свои решения мы тоже предлагаем. Иногда они оказываются неожиданными и эффективными, но это скорее исключение из правил. Консалтинг исходит из того, что проблема уже существует в головах людей, ее нужно конкретизировать и сформулировать. И решение, скорей всего, тоже есть — его надо добыть из людей, которые с этой проблемой сталкиваются

— Можете привести пример с решением, которого никто не видел, а оно было?
— Обычно это специфические отраслевые истории, которые просто не объяснишь. Из простых примеров можно вспомнить работу с аэропортом Шереметьево в те времена, когда международных рейсов было много. Компания «Аэрофлот» хотела повысить свою позицию в рейтинге мировых авиакомпаний. Базовый аэропорт тоже должен соответствовать требованиям. Один из критериев — наличие и продолжительность очередей и соответственно скорость обслуживания пассажиров. Проблема была довольно типичная — организация пограничного контроля, особенно в ситуации, когда приходит группа китайцев из примерно двухсот человек. Потому что на пограничном контроле нет вип-залов — все проходят контроль на равных основаниях. И когда появляется китайская делегация в свойственном ей количестве, неизбежно возникает затор — никто уже пройти не может, и ничего сделать нельзя. Мы обсуждали, как быть. Очень хотелось отделить китайцев от других пассажиров, чтобы те могли спокойно и почти без очереди обращаться в другие окошки. Но распределять людей на границе не разрешается.

— Какой выход вы нашли?
— Мы долго это обсуждали и решения не видели, пока не задали простой вопрос — изолировать китайцев авторитарным способом не получится, а что можно? Сказали: можно пригласить. И это на самом деле уже решение. Если будете в международном блоке Шереметьево, присмотритесь — возле одного из коридоров там есть надпись на китайском языке: «Дорогие товарищи, приглашаем вас сюда». Закон это не нарушает. Китайцы очень дисциплинированные — они готовы следовать предложенным маршрутом. Таким крайне простым способом удалось эту проблему решить.

-3

«Однажды мы вывели на рынок несколько сортов колбасы. Пришлось изучить тонкости колбасного производства, чуть не своими руками все делали — было интересно»

— Насколько глубоко консультанту приходится погружаться в отраслевую специфику банков, заводов, торговых сетей?
— Были проекты, когда мы несколько месяцев, а то и год работали внутри компании. Например, довольно долго сотрудничали с Останкинским мясокомбинатом. Была задача — создать новую управленческую команду. У владельца было ощущение, что топ-менеджеры, работающие много лет, уже зашоренные, взрослые и не очень склонные выдвигать новые идеи. Кадровый резерв с разных направлений — технологов, маркетологов, коммерсантов — объединили под нашим руководством. В течение года мы разработали с ними и вывели на рынок несколько новых сортов колбасы. Пришлось изучить тонкости колбасного производства, чуть не своими руками все делали — было интересно. Мне нравится заниматься чем-то реальным, видеть, как на глазах все меняется.

— Директор оказался прав — команду действительно нужно было сменить?
— Задачу можно было решить и другим способом, но он выбрал такой.

— Ваш набор кейсов позволяет сказать, что проблемы компаний повторяются?
— Все счастливые семьи похожи друг на друга, а все несчастливые несчастливы по-своему. Но есть некие типовые ситуации. Их много — рынок, финансы, технологии. Плюс у каждой компании свои тонкости. Заказ почти всегда связан с человеческим фактором.

— С чем вы сталкиваетесь чаще всего?
— Сейчас это проблемы, связанные с людьми. Их можно поделить на две части. Первая головная боль российского бизнеса — огромный кадровый дефицит. Почти в любой отрасли. Причем на всех уровнях — и нехватка квалифицированных управленцев, и особенно рабочих рук. Один из наших клиентов — уральский завод. Городок, в котром он работает, небольшой, людей не хватает. Чтобы туда переезжали из других мест, нужно предлагать какие-то заоблачные условия, которые предприятие не может себе позволить. Часть работников уходит на СВО — тоже фактор оттока кадров. Очень большая проблема, у которой нет хороших решений. Предприятие работает со школами — надо уже оттуда начинать привлекать и обучать рабочих. Долгий путь. Вторая проблема, к счастью, решаемая, — создание команды. Самый популярный запрос — помогите нам создать команду из нашего с бору по сосенке разрозненного и работающего вразнобой коллектива. Есть технологии, которые позволяют с этим справиться. Наверное, это самый частый из проектов, с которыми мы имеем дело.

— Приходилось вам разбираться с проблемами, которые оказались выдумкой?
— Такое бывает часто. Любой поступающий запрос, а это проблема, которую надо решать, мы анализируем с заказчиком и пытаемся понять, действительно ли ему это нужно. Одна из типичных ситуаций в страховых компаниях, где работа строится через агентов — система мотивации. Ее нужно выстроить так, чтобы агентам было выгодно продавать больше. Причем многие из них — люди предпринимательского склада, работающие на несколько разных компаний. Задача конкретного предприятия — продвигать именно свои полисы, а не какие-нибудь еще. Для этого целые департаменты в компаниях пытаются прописать эту систему мотивации максимально точно — получаются сложные формулы, которые должны заставить человека делать именно то, что нужно работодателю. Неоднократно нам поступал запрос — почему система мотивации не работает, и как сделать ее еще более точной, чтобы она давала результат.

-4

«Чем точнее система мотивации, тем хуже она работает»

— Что вы отвечали?
— Нам даже не приходилось это выяснять, потому что мы уже знаем по своему опыту: чем точнее система мотивации, тем хуже она работает. Агенты просто не понимают эти формулы, не понимают, что именно им нужно сделать, чтобы заработать больше. Поэтому проблема дальнейшего уточнения системы мотивации и создания идеальной модели, не просто надуманная, она вредная. Задача обычно в том, чтобы ее максимально упростить и сделать доступной. Типичная ситуация, когда проблема ставится с головы на ноги.

«Как бы ни была выстроена система, мы все равно имеем дело с людьми и свойственными им недостатками»

— Допустим, консультант вытащил информацию из голов топ-менеджеров и сформулировал проблемы. Что происходит дальше?
— Следующий этап — определить цель и поставить задачи. Затем — генерация идей и выбор оптимального решения.

— На стадии выработки идей вы проводите с командой сотрудников компании мозговой штурм?
— Это творческий процесс. Максимально действенный, когда он коллективный. Собственно, сам мозговой штурм я не очень люблю — у него много недостатков. Генерация идеи должна быть упорядоченным делом в отличие от мозгового штурма, где участники набрасывают любые приходящие в голову мысли, которые нельзя критически оценивать. С таким же успехом можно искать иголку в стоге сена. Мы используем более структурированные методы. Более упорядоченные и направленные на поиск сразу правильного решения, а не максимального количества идей.

— Первое лицо может изменить принятое решение, сказать: «Оставим, как было раньше»?
— Сплошь и рядом такое случается.

— Чем это можно объяснить?
— Простые жизненные ситуации. Бывает решение, которое мы разработали вместе с собственником. Это решение утвердили, первому лицу оно понравилось. На следующее утро человек проснулся, встал с другой ноги и передумал.

— Руководители федеральных компаний, с которыми вы работаете, могут быть такими непоследовательными?
— В любой большой компании помимо спонтанных эмоциональных реакций, а они никуда не деваются, есть еще очень сложная внутренняя корпоративная политика и сотрудники, не заинтересованные, чтобы принятое решение воплотили в жизнь. По каким-то причинам, может быть, осознавая слабость своей позиции, они не вмешивались в процесс на этапе выработки решений, не возражали. А когда решение приняли, они начали проводить умелую подспудную работу, направленную на то, чтобы ничего не менялось. Это не экзотика, а норма жизни любой большой компании. Как бы ни была выстроена система и как бы ни казалось, что все работает как часы, прописаны процессы, мы все равно имеем дело с людьми и свойственными им недостатками.

— Владелец бизнеса наверное готов к тому, что люди не хотят перемен и будут ставить ему палки в колеса?
— Противостояние обычно скрытое. Люди очень редко готовы встать и сказать: я против изменений, давайте жить по-старому. Это не очень выигрышная позиция, скорей всего она вызовет негатив. Отстаивать ее аккуратно за кулисами — совсем другой разговор.

— Сколько у вас удачных кейсов, когда вы довели дело до конца, и сколько неудачных, когда клиент не захотел ничего менять?
— Я никакие кейсы не считаю неудачными. Работу мы выполнили, рекомендации дали, а дальше не все от нас зависит. Ситуации, когда наши рекомендации оказались неверными, вредными для компании, тоже бывали. От ошибок никто не застрахован.

— Умение выявить проблему — навык, которому не учат ни в школе, ни в вузе. Вам не предлагали встроить такой курс в учебную программу?
— Предлагали неоднократно. В свое время преподавал в вузе более 10 лет. Работая в компаниях, раз в неделю продолжал ездить в институт и вести для студентов семинары — мне этого хватило в жизни. Возвращаться в ту же реку не хочется. Сделать учебный курс для вуза или школы — задача очень специфическая и более сложная, чем обучение взрослых людей с определенным практическим опытом. Педагогика — наука, так просто это не делается.

-5

«В советской школе преподавали логику. Сейчас этому не учат»

— Есть мнение, что детям в школе нужно преподавать логику — тогда им будет проще работать с неопределенностями.
— Это сложный вопрос. Казалось бы, да, хотелось бы логику преподавать и когда-то в советской школе логику преподавали годов до 60-х по хорошим учебникам, хотя лучшие учебники по логике написаны еще в дореволюционные времена, дети владели инструментарием, придуманным Аристотелем. Сейчас этому не учат. И я часто ставлю эксперимент — предлагаю людям совсем простые логические задачи, основанные как раз на учебнике логики. Они не справляются. Очень плохо у людей с этим. С другой стороны, можно быть юристом, врачом и успешно выполнять свои обязанности без логики. Это значит, что логика у людей есть, она не очень связана с классической логикой Аристотеля. Это какая-то другая логика. Назовем ее практической, как она работает, вопрос очень интересный — его надо изучать.