Найти тему
Амур Инфо

«У нас не должно быть, как у всех»: памяти амурского журналиста Виталия Стихина

29 сентября в возрасте 53 лет ушел из жизни известный амурский журналист Виталий Стихин. Начинал свой творческий путь он на телеканале «АРТ-видео», потом работал над программой «Город», был в числе основателей «25 канала» и впоследствии его главным редактором, работал в «Амурском Медиа Центре». Был одним из первых и немногих художников компьютерной графики в Амурской области. В последние годы в качестве фрилансера как оператор и монтажер сотрудничал с несколькими компаниями.

Горечь утраты еще очень сильна, говорят его бывшие коллеги, соратники по творческому цеху, которые сегодня со слезами на глазах вспоминают, каким был Виталий Стихин.

Людмила Козлова, журналист, телеведущая, работала с Виталием Стихиным с 1992 по 2004 год

— Лет 30 назад в программу «Город», которую я тогда вела, пришел голубоглазый паренек, выпускник инфака БГПИ. «Виталя. Хочет быть оператором», – представил его тоже только пришедший к нам Павел Гутник. С того момента более 10 лет мы шли по телевизионной дороге вместе. Время становления негосударственного ТВ – это период «твори-выдумывай-пробуй». Чем с азартом и на одной волне мы с ним и занимались.

С Виталей мы работали в тандеме – он хорошо понимал мои авторские задумки, предлагал технические и музыкальные решения, которые были возможны в то время. По праву считаю его соавтором выходившей тогда программы «Автограф» – серии психологических портретов современников. Тогда ведь каждый был универсалом, а уж Стихин точно – съемки, монтаж, музыка, оформление… Виталя классно рисовал. Возникла идея делать рисованные анимационные ролики – так на амурском телевидении появились первые сделанные «вручную» мультяшки – серия рекламных роликов с участием придуманных Виталей инопланетян.

Помню забавный случай при озвучке такого ролика. Никак не могли подобрать звук – Виталя выбегает на улицу, набирает снег в ведро, «жамкаем» его в студии у микрофона – озвучка шагов «зеленых человечков» по Земле готова. И так во всем – преград нет: «А не смешать ли нам Алана Паркера с его знаменитой «Стеной» на Пинк Флойд с Шаинским «Учат в школе», «А не покуситься ли нам на Юрия нашего Шевчука?», «А не записать ли нам стендап на едущей ленте почтового транспортёра?»…

Мне кажется, что профессиональный путь Стихина отражает время, когда он начался. Все возможно, если у тебя есть желание и талант, как у него. Когда в 1999 году появился «25 канал», мы вместе со Стихиным и Лештаевым придумывали концепцию канала, программ и декорации в студии, вплоть до конструкции стульев и стола. Виталя стал работать в кадре – его сюжеты становились лучшими на региональных конкурсах, а программа «Кстати» не раз была победителем областных конкурсов. Мне кажется, журналисты, выросшие под его главноредакторским крылом, навсегда запомнят «У нас не должно быть, как у всех».

   Фото: Амур.инфо
Фото: Амур.инфо

Артëм Кудревич, работал с Виталием Стихиным со времен «25 канала» и практически до последних дней жизни (в Амурском Медиа Центре)

Я пришел на «25 канал» где-то в начале двухтысячных, когда Виталий Стихин работал там ведущим программы «Кстати»: сам снимал и монтировал, даже студию монтировал сам. Плюс снимал новостные сюжеты и делал различные коммерческие проекты. Рисовал какие-то «оформляшки», ролики анимационные. И всему, что я знаю и умею, научил меня именно он, вложил в меня основы телевидения.

Больше всего меня поражало в Витале то, что он был суперусидчивым человеком, очень целеустремленным. Иногда смотришь, как он делает какой-нибудь анимационный ролик – и он над одним кадром сидит просто неделями! Неделями и неделями! Допиливает до совершенства. Это какой-то супернавык – я так не умею.

Был момент, когда я увольнялся, уезжал и работал в другой компании. Но потом вернулся на прежнее место, можно сказать, что до самого конца мы с Виталей работали в одной организации. Хотя несколько последних лет он уже работал удаленно. Но мы связь не теряли, поддерживали общение.

   Фото: из соцсетей Виталия Стихина
Фото: из соцсетей Виталия Стихина

Александр Егоров, был редактором, ведущим, оператором и монтажёром программы «Очевидец» на «25 канале». Вместе с Виталием Стихиным работал более 10 лет

— Смерть Виталия Стихина – это огромная потеря и огромная трагедия не только для близких и родных его людей, но и для людей, которые считали Виталия другом, коллегой, которые создавали вместе и творили. В частности, конечно, коллектив «25 канала».

У нас был очень дружный коллектив: смех, улыбки, приколы, творческий процесс, который двигался прям – жизнь кипела, бурлила! И если в каждом коллективе можно выделить какой-то мозг, душу, сердце компании, и обычно это разные люди, то Виталий удивительным образом совмещал все эти амплуа. В нем удивительным образом сочетались все параметры, которые подходили и под душу компании, и под ее сердце, и под ее мозг. То есть Виталик был для меня таким теневым директором всегда, вот он был самым главным, несмотря на то, что все время были номинальные директора – тоже хорошие ребята, но Виталя – это был такой стержень телекомпании, на котором все держалось.

   Фото: из семейного архива Виталия Стихина, предоставлены его женой Анной Блохиной
Фото: из семейного архива Виталия Стихина, предоставлены его женой Анной Блохиной

Он отвечал и за техническую часть, и всегда в творчестве был великолепен. Никогда не отказывал в помощи, когда бы ни обратился к нему. И несмотря на то, что он был моим ровесником, но я воспринимал его наставником – очень душевным, безотказным и очень-очень добрым. Но в нем опять же удивительным образом сочетались доброта и строгость. Он по-доброму мог сказать, поставить кому-то задачу, и попробуй эту задачу не выполнить… Виталий попросил, Виталий сказал, Виталий поставил задачу. Все относились к нему с огромнейшим уважением.

Это был человек очень харизматичный, во всех отношениях положительный. Я от него дурного слова никогда не слышал – все время только на позитиве, все время в голове море мыслей, как двигаться дальше, как делать лучше. Он был великолепным ведущим программы «Кстати», всегда задавал такие острые и в то же время душевные, грамотные вопросы – был прекрасным интервьюером.

При этом он параллельно создавал много других программ – разнонаправленных. А чего стоят его мультфильмы, его анимационная реклама! По-моему, в Благовещенске этого никто не делал, кроме него. У него было чувство вкуса, чуйка на то, как надо делать рекламу. Этим он и в последнее время занимался – изготовлением роликов анимационной направленности.

Я вспоминаю его с огромной теплотой. И для меня его уход – большая потеря. Ему бы жить да жить, а он всех нас покинул. Я выражаю еще раз искренние соболезнования родным и всем, кто его знал и как я считал своим другом, наставником и коллегой.

Галина Дуб, руководитель «Амурского Медиа Центра»

— Виталя был очень отзывчивым и искренним человеком. Если его о чем-то просишь, он никогда не отказывался. И всегда относился к своей работе очень ответственно. Талантливый человек был. Умел во всем увидеть главное и сделать свою работу действительно шедеврально, очень красиво, интересно.

Много внимания уделял развитию молодежи, подготовке кадров. Никогда не отказывался прочитать какую-то лекцию студентам, провести мастер-класс. Всегда поддерживал специалистов, только начинающих свой творческий путь.

Александр Воронин, пресс-секретарь Благовещенского городского суда, был журналистом, главным редактором, директором телекомпании «Город»

— С Виталей мы были знакомы еще с юности. В 1993 году я впервые увидел его на сцене БГПИ. Он выступал за команду КВН факультета иностранных языков. Высокий, интеллигентный, мягкий, улыбчивый. Таким я увидел его тогда, и с тех пор фамилия Стихин постоянно звучала то тут, то там в моей жизни. Но мое первое впечатление о нем так и не изменилось. Жизнь только добавляла штрихов и красок к характеру Витали. Чем больше я его узнавал, тем интереснее мне казалась его личность.

   Фото: Коллектив «Арт-видео», начало 1990-х, из личного архива Александра Воронина
Фото: Коллектив «Арт-видео», начало 1990-х, из личного архива Александра Воронина

А дальше было телевидение. На «Арт-видео» Виталя раскрылся полностью. Он был универсален – мог работать журналистом, брался за камеру, занимался монтажом. Тогда шло становление нашего благовещенского негосударственного телевидения, и вклад Виталия в него, по моему мнению, значительный.

Он был человеком творческим и интеллектуальным. На инфаке в университете он учился на немецком отделении, был воспитан на таких великих классиках, как Гёте, Шиллер, Гейне. Ему была не чужда философия. Эта осведомлённость, широта мысли, помогала ему в работе. Его мнение всегда было интересным, его нестандартный взгляд помогал и кому-то в работе над программой, и в целом телекомпании. И многие авторы хотели заполучить его, как специалиста по съемкам и монтажу. При этом свое мнение Виталий выражал ненавязчиво, мягко, без претензии на истину.

Потом наши дороги разошлись. Виталя стал работать на «25 канале», и там его человеческие и профессиональные качества проявлялись с лучшей стороны. Об этом говорит тот материал, который он делал и который я наблюдал в эфире. А самое главное, отзывы его коллег, которые с теплотой вспоминают их совместную работу.

Последний раз нам выпал шанс поработать вместе, когда телекомпания «25 канал» вошла в состав телекомпании «Город». Недолго, потому что Виталя, видимо, не интересовался новостной журналистикой. Его больше привлекали авторские программы и работа с графикой, моделирование. Чем он и стал заниматься в АМЦ, куда ушел работать.

Но наши дороги не разошлись. Мы встречались благодаря его супруге, которая работала вместе со мной в «Городе». Мы встречались в коридорах телекомпании, вспоминали нашу работу, старых коллег. Отдыхали вместе на природе. Виталий, как и много лет назад, был интеллигентен, мягок, с ним было интересно.

Светлана Соловьева, пресс-секретарь АКС, в прошлом журналист, ведущая, работала с Виталием Стихиным, когда он был главным редактором на «25 канале»

— Когда я пришла в 17 лет работать на «25 канал», он отсматривал первое готовое видео со мной и дал положительное резюме: «Они с первого раза всего 25 минут писались! Пойдёт»! Виталя – часть моего телевизионного ДНК, благодаря ему я понимаю, что ничего невозможно нет, а ошибки – лишь повод в следующий раз сделать ещё лучше. Не помню его злым, кричащим или недовольным. Из его уст я впервые услышала «Алюминиевые огурцы» Виктора Цоя. Как сейчас помню, он сидит слева от меня в автобусе, мы возвращаемся с выездного мероприятия, а он поёт «Алюминиевые огурцы на брезентовом поле». Теперь, когда где-то играет эта песня, я слышу, как её поёт Виталя.

Он был человеком, обожающим творческие задачи. Когда я придумывала для сюжета очередную фишку, которую нужно было дорисовать, смонтировать, организовать, у него глаза загорались. Это сейчас любой ребёнок в телефоне может приделать дорожный знак к видео, где его не было, собрать трёх героев в один кадр, а тогда это был сложный процесс. И он всегда находил решение.

Виталий Стихин принимал нас – творческих работников – исключительно с любовью. «Все эти нормальные какие-то ненормальные!» – спокойно, с улыбкой, сидя за монтажным столом, однажды сказал Виталя. Это был его ответ на жалобу, что меня в очередной раз «наградили комплементом», сообщив: «Вы не от мира сего»! Спасибо за мудрость, Виталя. Мы тебя помним.

   Фото: из семейного архива Виталия Стихина, предоставлены его женой Анной Блохиной
Фото: из семейного архива Виталия Стихина, предоставлены его женой Анной Блохиной