Еще недавно считалось, что парапланы с двухрядной схемой стропления это удел сугубо спортивной техники, предназначенной для спортсменов, способных справиться с самыми быстрыми и агрессивными парапланами, предназначенными для соревнований самого высокого мирового уровня.
Сертификационные организации не предусматривали возможность сертификации "двухрядных" парапланов (EN-C) для пилотов со средним уровнем подготовки. Не было подходящей методики для тестирования и сертификации двухрядных парапланов в этом классе, двухрядные парапланы автоматом сертифицировались, как EN-D или как CCC (CIVL Competition Class).
Но с течением времени стало понятно, что существующие сертификационные ограничения не позволяют развиваться парапланерной технике, предназначенной для широкого круга пилотов. Тем более, что сам факт двухрядного стропления, только косвенно влияет на пассивную безопасность параплана.
В погоне за повышением аэродинамических характеристик, производители парапланерной техники уже начали делать парапланы EN-C с гибридной схемой стропления, так называемые "2,5 - ряда" строп. Три ряда строп в центральной части крыла, и два ряда на законцовках, "ушах". Эта технология спустилась из класса EN-D, и позволяла парапланам сертифицироваться в классе EN-C по старым нормам сертификации. Оставался один небольшой шаг.
Первой "ласточкой" стал параплан от бразильской фирмы SOL "LT One". Имея умеренное удлинение и двухрядную схему стропления, он обеспечивал в реальных полётах пилоту пассивную безопасность, соответствующую уровню крыльев класса EN-C. Но сертификационные организации были не готовы к таким крыльям, и SOL "LT One" получил сертификат CCC. Однако этот параплан стимулировал сообщество, производителей и сертификаторов задуматься о необходимости внесения корректировок в систему сертификации парапланов.
Прошло почти три года для подготовки новой системы сертификации, и вот почти все производители выпустили целый "букет" двухрядных "Цешек". AirDesign Volt 4/5, Nova CODEX, SOL LT-2, GIN Bonanza-3, SkyWalk MINT, Niviuk Artik R, Ozone PHOTON, Davinci MAMBO, вот тот перечень, который удалось вспомнить, возможно это не все (дополните в комментариях).
В чём же плюсы двухрядной схемы стропления? Самый очевидный, это снижение количества строп и соответственно снижение воздушного сопротивления стропной системы. Кроме того, меняется характер управляемости таким парапланом, на акселераторном режиме проще управлять задними рядами строп, преодолевая турбулентность на высокой скорости полёта. Крыло более устойчиво к сложениям.
Конечно есть и минусы. При ассиметричных и фронтальных сложениях, сложения распространяются далеко по хорде крыла, и выход из сложений, как правило, происходит более агрессивно и сопровождается "клевками" большой амплитуды. Двухрядные крылья требуют большего внимания пилотов на старте и как правило хуже поднимаются над головой, плохо наполняясь в первой фазе и сильно "выстреливая" во второй фазе подъёма. Двухрядные парапланы, из-за особенностей конструкции стропной системы, требуют от конструкторов усложнять внутреннюю структуру парапланов, добавлять дополнительные элементы жесткости, что увеличивает вес, повышает сложность изготовления и ведёт к увеличению общей стоимости изделия.
Все эти нюансы придётся учитывать пилотам, решившим приобщиться к новым скоростным, двухрядным аппаратам.
Отечественные производители тоже не могли обойти вниманием общемировые тенденции в "парапланостроении". Крупнейшая отечественная компания в области производства парашютной и парапланерной техники, ПарААвис, завершает тестирование своей двухрядной "Цешки". Как она будет называться и скоро ли пойдёт в серию? Пока точных данных нет, возможно это будет "Ray - 2", прототип уже хорошо летает.