Найти в Дзене

12 принципов воспитания Антона Макаренко

В минувшие выходные российские учителя принимали поздравления с профессиональным праздником. Пока тема воспитания подрастающего поколения еще свежа, предлагаем вспомнить о легендарном советском педагоге Антоне Макаренко, его подходе к взаимоотношению с детьми, взглядах на любовь, уважение и ответственность. Подборку цитат Макаренко, чью систему продолжают изучать и использовать во многих странах мира, собрали для вас в материале.

  • Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени.

  • Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

  • Любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.

  • Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему.

  • Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут. Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома

  • Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым – это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству.

  • Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство.

  • Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.

  • Я решительно не рекомендую применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и ее решение должны сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы.

  • Если люди отлынивают от работы, но стараются придумать хорошие причины для своего отлынивания, это значит, что они проявляют творчество и инициативу – вещи, имеющие большую цену на олимпийском базаре.

  • Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать.

  • Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
-2