O BEATA SOLITUDO
O SOLA BEATITUDO
SAINT BERNAT
«Поверьте моему опыту, большему в лесу, чем в книгах. Деревья и камни научат вас тому, чему вы не сможете научиться ни у одного мастера».
SAINT BERNAT/ 1138 год/
С этими словами трудно не согласиться . Природа окружает аббатство , охватывая пространство "зелёными " объятиями. Склоны гор , виноградники на подступах к монастырю , густая растительность , почти лесной ландшафт вторят тихому одиночеству . Здесь степенен шаг, здесь нет суеты, обыденность уступает место духовности . На этой ноте заходим в монастырь. .
Весь комплекс был сосредоточен вокруг колодца — цистерны, сложенной из идеально подобранных валунов, пропасть, вырытую в разрушенном известняке. Это источник очень холодной воды, несомненно, топонимический источник названия Фонфруад и причина присутствия на этом месте первого монастырского сооружения.
В действительности , все монастыри требуют наличия трёх стихий.
Известняк и песчаник присутствуют повсюду, а в двух милях отсюда находится огромный карьер.Соседние холмы, когда-то покрытые дубом , были расчищены только в семнадцатом и восемнадцатом веках для снабжения топливом горшечных печей и пекарских печей.В конце концов , вода, необходимая как главный источник жизни.
Все цистерцианские монастыри были основаны в отдаленных местах, удаленных от населенных пунктов, но те, что располагались вблизи основных транспортных магистралей, достигли большего размаха и расцвета, чем другие.
Так было в Фонфруаде, который монахи построили рядом с единственным южным проходом, между холмами и потоками, на Виа Домиция.В регионе Фонфруад собрались разрозненные отшельники, и в июне 1093 года виконт Эмерик II Нарбоннский разрешил общине монахов обосноваться на его земле.
Как и везде, эти монахи следовали правилам святого Бенедикта. Написанные в Мон-Кассене между 529 и 547 годами, эти правила определяли и систематизировали в тексте из семидесяти трех глав коллективную жизнь для тех, кто «живет вместе в монастыре и сражается под одним орденом и одним настоятелем».Одно из правил гласило , что после ужина никому не разрешалось разговаривать с кем бы то ни было.
Другие отрывки определяли роль настоятеля и главы канонов, важность послушания, молчания, смирения и описывали весь спектр того, что следует делать или не делать в течение дня: как есть, как пить, как спать, как работать...
К концу тринадцатого века по своей организации аббатство представляло прекрасный пример монашеской жизни, задуманной святым Бенедиктом.
Подчёркивая свой аскетизм, аскезу жизни и подлинную бедность, цистерцианцы отказывались служить приходам и поэтому отказывались просить о пожертвованиях и пособиях.Они также воздерживались от требований десятины и сеньориальных прав, а также от владения крепостными, что, по крайней мере, на первых порах, ставило их в оппозицию феодальной системе.
Следовательно, чтобы построить своё аббатство , обеспечить ежедневное существование, а также подать милостыню и помощь бедным, эти монахи могли полагаться исключительно на свой собственный ручной труд.Эта задача была особенно трудной, учитывая тот факт, что монахов селили в не возделываемых местах и им запрещалось покидать территорию аббатства.
Чтобы разрешить противоречие между своим ограждением в «пустыне» и необходимостью выжить, возделывая наиболее плодородную землю, цистерцианцы основали фермерские дома, которыми управляли братья-миряне.Братья-миряне также были монахами, принимавшими те же обеты, что и другие. Однако они были илитратами, они не умели ни читать, ни понимать латынь, поэтому не могли участвовать в религиозных службах.
Фонфруад с двадцатью пятью усадьбами или фермерскими домами был одним из самых богатых цистерцианских аббатств Ордена. Его призванием, помимо производства вина, было животноводство. В 1341 году стадо насчитывало 19323 особей.
Это богатство было связано с тем, что короли Араго и граф Фуа, защитники аббатства, предоставили ему право на бесплатное пастбище.
Эти большие фермы площадью от ста до ста пятидесяти гектаров обрабатывались мирянами при помощи наемников.Таким образом, цистерцианцы изобрели первую систему оплачиваемого труда.
Фермы фермами , а виноградарство никто ещё не отменял. И оно во славу процветало на здешних землях .
Монахи производили прекрасное вино.
В 13 веке братья-миряне Фонфруад построили на земле соседней с монастырём виллы великолепный фермерский дом «Отерив». Цистерцианцам, как и бенедиктинцам и каноникам соборных капитулов, требовалось вино как для Евхаристии, так и для ежедневного употребления, и они были великими виноградарями: можно сослаться на Кло де Вужо и появление чудесного шабли.
В 14 веке монахи выращивали виноградные лозы в самом Фонфруаде. Они сажали черный или белый Гренаш, из которого получалось густое вино, которое выдерживало транспортировку - ведь вино из Фонфруада привозилось аж в Авиньон, где его подавали к столу папы.
Винная тематика сама по себе интересна с точки зрения коммерческой деятельности монастыря , но главное достоинство его сокрыто от посторонних глаз...
Сказочный мир ажурной каменной резьбы , Восточная галерея , Зал Капитула.
Дверь сразу ведёт в ризницу, прекрасную комнату с цилиндрическим сводом. В этой галерее пять пролетов, а центральный пролет, ведущий в сад, совершенно пуст, без аркады небольших колонн над подоконником и без тимпана, симметричного проема противоположной стороны, которая является входом в зал Kапитула.
Порог, выполняющий роль перехода между монастырем и самим залом, сочетает в себе сдержанность и величие, мощь и легкость.Зал был построен между 1180 и 1280 годами и сохранил архитектуру трансепта.Отсюда, через колонны капитула и галереи, повторяемые за колоннами других монастырских "бухт", открывается замечательная перспектива: многочисленные мраморные валы и каменные арки создают образ леса, предназначенного для глубокой медитации или размышления.
Вдоль стен проходят две наложенные друг на друга каменные скамейки. Три окна освещают комнату. Настоятель сидел на своем стуле.
Зал капитула был чрезвычайно важен в повседневной жизни аббатства. Каждое утро община собиралась там, чтобы петь Прайм в ранние часы дня.Настоятель давал распоряжения о дневной работе и в субботу объявлял дежурство на неделю. По воскресеньям и праздникам он произносил проповеди.
По важным материальным или духовным проблемам, с которыми сталкивалась община, настоятель был обязан консультироваться с монахами. Избранный пожизненно и имеющий власть , его решения о реализации проекта, способного поставить под угрозу будущее монастыря, тем не менее могли быть приняты только единогласно.Такие проекты могли включать в себя создание нового фонда, продажу земли или кредит, а также прием послушников.
Южная галерея, примыкающая к нефу монастырской церкви.Маленькие колонны здесь сгруппированы в пять пар в каждой. Их мрамор окрашен в чередующиеся розовые каны, пиренейские гриотты, серые или белые с зелёными прожилками.Вверху два центральных тимпана вентилируются тремя круглыми окнами. Но своды имеют самые необычные особенности: пересечение стрельчатых отверстий сопровождается продольным ребром.
Вдоль галереи стоят скамейки, на которых монахи могли сидеть, читая в одиночестве или размышляя о том, что, возможно, сохранила их память и дух.В этой же галерее две каменные чаши использовались для обряда mandatum rite — омовения ног, который цистерцианцы взаимно практиковали каждую неделю.
Можно бесконечно описывать обряды , ритуалы канонической жизни монахов, их стоическое существование .Однако нужно отметить главное - они были в контакте с природой. Они знали и жили по её законам . Об этом рассказывает их сад , розарий , ферма .
Чуть выше основного сада представлен ароматный сад, где старые английские розы сочетаются с растениями близлежащих лугов : жимолостью, тимьяном, лавандой, розмарином, дженнетом и цитронеллой.
Таким образом, посетитель уносит с собой окончательное впечатление, где как и при первом контакте с аббатством, контуры и объемы, цвета и нюансы, духи и ароматы, тишина и звуки - все смешивается, образуя незабываемый синтез.
Юлия Семибратская Волгина
Октябрь 2024
Fontfroide , France
Если Вам понравился материал , ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Калейдоскоп путешествий "