Найти в Дзене

О благословенное одиночество, О счастье...

O BEATA SOLITUDO

O SOLA BEATITUDO

SAINT BERNAT

Клуатр аббатства Fontfroide. France. Фото автора
Клуатр аббатства Fontfroide. France. Фото автора

«Поверьте моему опыту, большему в лесу, чем в книгах. Деревья и камни научат вас тому, чему вы не сможете научиться ни у одного мастера».

SAINT BERNAT/ 1138 год/

С этими словами трудно не согласиться . Природа окружает аббатство , охватывая пространство "зелёными " объятиями. Склоны гор , виноградники на подступах к монастырю , густая растительность , почти лесной ландшафт вторят тихому одиночеству . Здесь степенен шаг, здесь нет суеты, обыденность уступает место духовности . На этой ноте заходим в монастырь. .

Нептун. Скульптура в садах аббатства. Fontfroide. Фото автора.
Нептун. Скульптура в садах аббатства. Fontfroide. Фото автора.

Весь комплекс был сосредоточен вокруг колодца — цистерны, сложенной из идеально подобранных валунов, пропасть, вырытую в разрушенном известняке. Это источник очень холодной воды, несомненно, топонимический источник названия Фонфруад и причина присутствия на этом месте первого монастырского сооружения.

В действительности , все монастыри требуют наличия трёх стихий.

Монастырь Fontfroide. France. Фото автора.
Монастырь Fontfroide. France. Фото автора.

Известняк и песчаник присутствуют повсюду, а в двух милях отсюда находится огромный карьер.Соседние холмы, когда-то покрытые дубом , были расчищены только в семнадцатом и восемнадцатом веках для снабжения топливом горшечных печей и пекарских печей.В конце концов , вода, необходимая как главный источник жизни.

Клуатр аббатства Fontfroide. France . Фото автора .
Клуатр аббатства Fontfroide. France . Фото автора .

Все цистерцианские монастыри были основаны в отдаленных местах, удаленных от населенных пунктов, но те, что располагались вблизи основных транспортных магистралей, достигли большего размаха и расцвета, чем другие.

Общий вид монастыря на фоне горной гряды Corbieres. Fontfroide. France.Фото автора.
Общий вид монастыря на фоне горной гряды Corbieres. Fontfroide. France.Фото автора.

Так было в Фонфруаде, который монахи построили рядом с единственным южным проходом, между холмами и потоками, на Виа Домиция.В регионе Фонфруад собрались разрозненные отшельники, и в июне 1093 года виконт Эмерик II Нарбоннский разрешил общине монахов обосноваться на его земле.

Витражное окно ромбовидной формы.Церковь монастыря Fontfroide. France. Фото автора
Витражное окно ромбовидной формы.Церковь монастыря Fontfroide. France. Фото автора

Как и везде, эти монахи следовали правилам святого Бенедикта. Написанные в Мон-Кассене между 529 и 547 годами, эти правила определяли и систематизировали в тексте из семидесяти трех глав коллективную жизнь для тех, кто «живет вместе в монастыре и сражается под одним орденом и одним настоятелем».Одно из правил гласило , что после ужина никому не разрешалось разговаривать с кем бы то ни было.

Распятие в Капелле Смерти, посвященной святому Бернарду. Fontfroide.Фото автора.
Распятие в Капелле Смерти, посвященной святому Бернарду. Fontfroide.Фото автора.

Другие отрывки определяли роль настоятеля и главы канонов, важность послушания, молчания, смирения и описывали весь спектр того, что следует делать или не делать в течение дня: как есть, как пить, как спать, как работать...

К концу тринадцатого века по своей организации аббатство представляло прекрасный пример монашеской жизни, задуманной святым Бенедиктом.

Церковь монастыря Fontfroide. France.  Фото автора
Церковь монастыря Fontfroide. France. Фото автора

Подчёркивая свой аскетизм, аскезу жизни и подлинную бедность, цистерцианцы отказывались служить приходам и поэтому отказывались просить о пожертвованиях и пособиях.Они также воздерживались от требований десятины и сеньориальных прав, а также от владения крепостными, что, по крайней мере, на первых порах, ставило их в оппозицию феодальной системе.

Церковь монастыря Fontfroide. France. Фото автора
Церковь монастыря Fontfroide. France. Фото автора

Следовательно, чтобы построить своё аббатство , обеспечить ежедневное существование, а также подать милостыню и помощь бедным, эти монахи могли полагаться исключительно на свой собственный ручной труд.Эта задача была особенно трудной, учитывая тот факт, что монахов селили в не возделываемых местах и им запрещалось покидать территорию аббатства.

Церковь монастыря. Fontfroide. France. Фото автора .
Церковь монастыря. Fontfroide. France. Фото автора .

Чтобы разрешить противоречие между своим ограждением в «пустыне» и необходимостью выжить, возделывая наиболее плодородную землю, цистерцианцы основали фермерские дома, которыми управляли братья-миряне.Братья-миряне также были монахами, принимавшими те же обеты, что и другие. Однако они были илитратами, они не умели ни читать, ни понимать латынь, поэтому не могли участвовать в религиозных службах.

Двор " Людовика  XIV" . 18 век. Монастырь Fontfroide. Фото автора
Двор " Людовика XIV" . 18 век. Монастырь Fontfroide. Фото автора

Фонфруад с двадцатью пятью усадьбами или фермерскими домами был одним из самых богатых цистерцианских аббатств Ордена. Его призванием, помимо производства вина, было животноводство. В 1341 году стадо насчитывало 19323 особей.

Это богатство было связано с тем, что короли Араго и граф Фуа, защитники аббатства, предоставили ему право на бесплатное пастбище.

Внутренний двор аббатства. Fontfroide. France.Фото автора.
Внутренний двор аббатства. Fontfroide. France.Фото автора.

Эти большие фермы площадью от ста до ста пятидесяти гектаров обрабатывались мирянами при помощи наемников.Таким образом, цистерцианцы изобрели первую систему оплачиваемого труда.

Фермы фермами , а виноградарство никто ещё не отменял. И оно во славу процветало на здешних землях .

Монахи производили прекрасное вино.

Двор Людовика XIV , Fontfroide. Фото автора
Двор Людовика XIV , Fontfroide. Фото автора

В 13 веке братья-миряне Фонфруад построили на земле соседней с монастырём виллы великолепный фермерский дом «Отерив». Цистерцианцам, как и бенедиктинцам и каноникам соборных капитулов, требовалось вино как для Евхаристии, так и для ежедневного употребления, и они были великими виноградарями: можно сослаться на Кло де Вужо и появление чудесного шабли.

Двор Людовика XIV Fontfroide. Фото автора
Двор Людовика XIV Fontfroide. Фото автора

В 14 веке монахи выращивали виноградные лозы в самом Фонфруаде. Они сажали черный или белый Гренаш, из которого получалось густое вино, которое выдерживало транспортировку - ведь вино из Фонфруада привозилось аж в Авиньон, где его подавали к столу папы.

Церковь монастыря Fontfroide. 12 век. Франция. Фото автора
Церковь монастыря Fontfroide. 12 век. Франция. Фото автора

Винная тематика сама по себе интересна с точки зрения коммерческой деятельности монастыря , но главное достоинство его сокрыто от посторонних глаз...

Сказочный мир ажурной каменной резьбы , Восточная галерея , Зал Капитула.

Внутренний двор аббатства. Fontfroide. France. Фото автора
Внутренний двор аббатства. Fontfroide. France. Фото автора

Дверь сразу ведёт в ризницу, прекрасную комнату с цилиндрическим сводом. В этой галерее пять пролетов, а центральный пролет, ведущий в сад, совершенно пуст, без аркады небольших колонн над подоконником и без тимпана, симметричного проема противоположной стороны, которая является входом в зал Kапитула.

Галереи Клуатра. Аббатство Fontfroide. France. Фото автора
Галереи Клуатра. Аббатство Fontfroide. France. Фото автора

Порог, выполняющий роль перехода между монастырем и самим залом, сочетает в себе сдержанность и величие, мощь и легкость.Зал был построен между 1180 и 1280 годами и сохранил архитектуру трансепта.Отсюда, через колонны капитула и галереи, повторяемые за колоннами других монастырских "бухт", открывается замечательная перспектива: многочисленные мраморные валы и каменные арки создают образ леса, предназначенного для глубокой медитации или размышления.

Галереи Клуатра. Фото автора. Аббатство Fontfroide.
Галереи Клуатра. Фото автора. Аббатство Fontfroide.

Вдоль стен проходят две наложенные друг на друга каменные скамейки. Три окна освещают комнату. Настоятель сидел на своем стуле.

Зал капитула был чрезвычайно важен в повседневной жизни аббатства. Каждое утро община собиралась там, чтобы петь Прайм в ранние часы дня.Настоятель давал распоряжения о дневной работе и в субботу объявлял дежурство на неделю. По воскресеньям и праздникам он произносил проповеди.

Зал Капитула. Аббатство . Fontfroide. France.Фото автора
Зал Капитула. Аббатство . Fontfroide. France.Фото автора

По важным материальным или духовным проблемам, с которыми сталкивалась община, настоятель был обязан консультироваться с монахами. Избранный пожизненно и имеющий власть , его решения о реализации проекта, способного поставить под угрозу будущее монастыря, тем не менее могли быть приняты только единогласно.Такие проекты могли включать в себя создание нового фонда, продажу земли или кредит, а также прием послушников.

Двор Людовика XIV. Fontfroide. France.Фото автора.
Двор Людовика XIV. Fontfroide. France.Фото автора.

Южная галерея, примыкающая к нефу монастырской церкви.Маленькие колонны здесь сгруппированы в пять пар в каждой. Их мрамор окрашен в чередующиеся розовые каны, пиренейские гриотты, серые или белые с зелёными прожилками.Вверху два центральных тимпана вентилируются тремя круглыми окнами. Но своды имеют самые необычные особенности: пересечение стрельчатых отверстий сопровождается продольным ребром.

Зал Капитула. Аббатство Fontfroide. Фото автора.
Зал Капитула. Аббатство Fontfroide. Фото автора.

Вдоль галереи стоят скамейки, на которых монахи могли сидеть, читая в одиночестве или размышляя о том, что, возможно, сохранила их память и дух.В этой же галерее две каменные чаши использовались для обряда mandatum rite — омовения ног, который цистерцианцы взаимно практиковали каждую неделю.

Винная продукция монастыря. Фото автора. Fontfroide.
Винная продукция монастыря. Фото автора. Fontfroide.

Можно бесконечно описывать обряды , ритуалы канонической жизни монахов, их стоическое существование .Однако нужно отметить главное - они были в контакте с природой. Они знали и жили по её законам . Об этом рассказывает их сад , розарий , ферма .

Клуатр и галереи монастыря. Фото автора
Клуатр и галереи монастыря. Фото автора

Чуть выше основного сада представлен ароматный сад, где старые английские розы сочетаются с растениями близлежащих лугов : жимолостью, тимьяном, лавандой, розмарином, дженнетом и цитронеллой.

Аббатство Fontfroide. France.Фото автора.Капелла Смерти, посвященная Святому Бернарду.
Аббатство Fontfroide. France.Фото автора.Капелла Смерти, посвященная Святому Бернарду.

Таким образом, посетитель уносит с собой окончательное впечатление, где как и при первом контакте с аббатством, контуры и объемы, цвета и нюансы, духи и ароматы, тишина и звуки - все смешивается, образуя незабываемый синтез.

Вековое фруктовое дерево. Аббатство Fontfroide. Фото автора
Вековое фруктовое дерево. Аббатство Fontfroide. Фото автора

Юлия Семибратская Волгина

Октябрь 2024

Fontfroide , France

Если Вам понравился материал , ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Калейдоскоп путешествий "