Общение с китайскими партнерами никогда не было простой задачей, и дело не только в языковом барьере. В попытках хоть как-то воздействовать на несговорчивого контрагента бизнес прибегает к самым разным методам — от шантажа обращением в компартию Китая до срыва поставок.
Важность договора
К оформлению соглашения с китайским контрагентом нельзя подходить легкомысленно. Контрагенты из Китая могут вносить правки полностью или частично, не включая режим рецензирования в документе, — стоит внимательно проверять каждую редакцию соглашения. Несмотря на это, именно на этапе заключения договора можно избавить себя от потенциальных проблем в дальнейших взаимоотношениях.
- Очень подробно прописывать порядок поставки товара или оказания услуг и требования к их качеству.
- Выбирать для разрешения споров не государственный суд и не арбитраж, находящийся в Китае. Можно, например, выбрать Гонконгский международный арбитражный центр (HKIAC).
- Предусматривать авансирование поставок или оказания услуг.
- Применять все способы обеспечения обязательств, которые позволяет применимое право.
- Применять к договору не китайское право либо по крайней мере не исключать применение к договору Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров.
При воздействии на недобросовестного контрагента из Китая необходимо учитывать культурные аспекты китайского общества и государства. Например, в Китае считается, что любой судебный спор нарушает гармонию общества, а потому будет нежелателен для китайского контрагента.
Родионов в качестве потенциального способа воздействия на недобросовестного контрагента называет обращение в структуру Коммунистической партии Китая, которая способна решить любой вопрос без обращения в суд.