Найти в Дзене
Азербайджан - страна огней

Какая женщина была самой могущественной в истории Османской империи?

Учитывая популярность турецкого сериала «Великолепный век» многие скажут, что это Хюррем. Она стала родоначальницей так называемого «женского султаната», когда Османской империей правили жены и матери слабых султанов. Она добилась, чтобы Сулейман Великолепный признал ее законной женой – так не поступали его предшественники на протяжение полутора столетий. Она возвысила своих сыновей вплоть до того, что один из них стал впоследствии наследником. В конце концов, она примирила общество с тем, что представительницы прекрасной половины человечества могут добиваться успеха в патриархальном мире.

Тем не менее, Хюррем не стоит считать самой могущественной женщиной в роде Османов. Ее власть была основана на любви мужа, а также родственных связях и общих интересах с придворными. Если бы не чувства Сулеймана, то Роксолана не могла бы сделать ничего из вышеперечисленного, ведь ее положение во всем зависело от законного государя. Хотя да, ее место в истории довольно значительное.

Поэтому самой влиятельной женщиной Османской империи следует считать султаншу Кёсем – если ее можно с кем-то сравнить, то только с нашей Екатериной Великой. Официально или неофициально, но она стояла у власти около 40 лет – столько же, сколько находилась в гареме. Сначала она правила, как советница и любимая жена Ахмеда I, затем – как регентша государства при своих сыновьях Мураде IV и Ибрагиме I, а после тот же пост заняла при малолетнем внуке Мехмеде IV.

-2

Любящий муж не имел ничего против, когда Кёсем вмешивалась в государственные дела, хотя и не желал, чтобы она его затмевала. В то время этой хитрой женщине приходилось держать себя в рамках и отдавать приказы только от султанского имени. Все же, она уже имела высокое влияние на гарем и янычар: в первом случае – по должности, во втором – благодаря политическим связям. А в конце правления Ахмеда его супружница набрала еще больше силы.

Впрочем, ему наследовал младший брат вошедший в историю, как Мустафа I Безумный, и от дел правления Кёсем была временно отстранена, хотя и не полностью. Что не помешало ей вернуть власть, посадив на трон первого из своих сыновей и править самой в силу его юного возраста. Валиде был тогда присвоен титул регентши, то есть, руководительницы государством до совершеннолетия Мурада IV.

Первый сын правил недолго, затем на трон сел второй, но он более интересовался своими наложницами, а не политикой. И в результате наша сегодняшняя героиня была полновластной правительницей на протяжение около двадцати лет. Причем все это было оформлено официально, т.е. султанша полностью контролировала все внешние и внутренние дела. Для этого она регулярно посещала заседания османского правительства – дивана.

-3

Проблема состояла в том, что править ей пришлось в начале длинной эпохи кризиса османского государства, когда империя уже не доминировала в Европе. Однако, валиде дала ей необходимую передышку, сумела выиграть или свести к ничьей несколько войн и твердой рукой подавляла восстания.

Это была первая и последняя женщина, которая правила в одиночку. В отличие от Хюррем, ее любили, причем, и янычары, и министры, и простые люди. Ее называли умм-уль-моминин, что в переводе с арабского означает «мать правоверных». Это отсылка к женам пророка Мухаммеда, которых величали именно так. Особенно к первой из них – Хадидже.

-4

После смерти Кёсем шейх-уль-ислам (глава мусульманского культа) провозгласил трехдневный траур – до и после ничего подобного не было. Хотя султанша Турхан, ее невестка и мать Мехмеда IV, пыталась этому воспрепятствовать, никто новую валиде слушать не стал.