Найти в Дзене

Тридцать первый день блокады Ленинграда. 8 октября 1941 года. Страж спокойствия.

«Ленинградская правда», 8 октября 1941 года.

Осенние сумерки ложатся на Ленинград. У железных ворот Большого дома на 9 линии Васильевского острова дежурит маленькая женщина. В теплом пальто и косынке, в валенках с галошами, Мария Николаевна Балашова, домашняя хозяйка, с противогазом через плечо, стоит на своем посту. Она любит эти сумеречные часы. Еще далеко до ночной настороженной тишины. Улицы полны людей. Город живет полнокровной жизнью. Это жизнь города-бойца.

От широкой полосы окраин до центра, люди, улицы, дома в полной боевой готовности. Враг - рядом.

И вот слышен воющий звук сирены, сигнал воздушной тревоги. Закрываются двери магазинов, захлопываются ставни окон нижних этажей. Закрываются двери магазинов, захлопываются ставни окон нижних этажей, останавливаются трамваи. И тогда хозяйкой дома и улицы становится Мария Николаевна. Ничего, что она мала ростом, что у нее тихий голос. Она не кричит, не суетится, а спокойно стоит на панели и уверенно управляет людским потоком. Есть что-то необычайно убедительное, твердое в ее голосе, во всей фигуре Марии Николаевны.

И с дежурной не спорят, не пробегают мимо, а сразу заходят в ворота под арку, в убежище. Улица опустела. Все укрылись. Закрыты тяжелые ворота. В тишине размеренно постукивает репродуктор. У дома Мария Николаевна остается одна. Позади в в бомбоубежище, под аркой десятки людей. Она отвечает за безопасность их, за их спокойствие. Отвечает за их жизнь. И улица кажется ей линией фронта. И у каждых ворот боец. Настороженный слух улавливает гудение фашистского стервятника. Боец Балашова не думает об опасности. Ей угрожают пулеметная очередь с вражеского самолета, разрыв бомбы, ранение осколком. Но не страх, а жгучая ненависть к подлому врагу наполняет ее сердце.

«Ничего», — говорит Мария Николаевна, — «ничего. Ты получишь свое, гадина. От сына получишь и от мужа получишь. Муж приготовит, а сын пошлет».

И семья перестает ей казаться разбросанной. И семья перестает казаться ей разбросанной. Хотя муж на оборонном заводе, сын в рядах Красной Армии, дочь работает в госпитале. Ведь все вместе они защищают город. Каждый на своем посту. И Семен Михайлович, и Сережа, и Лида, и она вот здесь. Вся семья. Одна линия фронта скрепляет и без того дружную семью Балашовых. Одна линия от рубежа на подступах к Ленинграду до этого дома. Здесь у ворот, оберегая людей застигнутых тревогой, как на фронте нужны выдержка, твердость, находчивость и спокойствие. Совсем не думает об этих боевых качествах Мария Николаевна, и все они как-то само собой есть у скромной дежурной Большого дома на 9-й линии Васильевского острова.

Звуки фанфары извещают о конце воздушной тревоги. Люди выходят из убежища, идут к трамваю мимо улыбающейся Марии Николаевны Балашовой. Улица снова ожила. Миновала опасность. В сгустившихся сумерках опять незаметной становится фигура женщины у ворот. И тысячи таких же женщин, стражи нашего спокойствия и нашей безопасности, стоят у ворот домов нашего города.

Учитель Г. Гродинский.

Спасибо за подписку, лайк и комментарий.

#ВОВ #Блокада #Ленинград