Найти в Дзене

Расцвет и упадок эпохи воздухоплавания. Трагическая судьба самого большого советского дирижабля СССР - В6 "Осоавиахим"

С 1920-х годов в Советском Союзе стал проявляться активный интерес к дирижаблестроению, которое стало символом прогресса и технологий того времени. Это направление развивалось параллельно с самолетостроением, но со временем потеряло свою актуальность. Однако история советских дирижаблей остается значимой частью наследия страны и продолжает вызывать интерес у историков и энтузиастов. Первые шаги в становлении воздухоплавания в СССР были предприняты сразу после Гражданской войны. Сохранившиеся до революции дирижабли оказались в плачевном состоянии. Однако активные действия и энтузиазм воздухоплавателей способствовали восстановлению нескольких экземпляров. Например, в 1920 году был восстановлен дирижабль "Астра", который переименовали в "Красную звезду". Во время первой мировой войны этот дирижабль выполнял задачи по бомбардировке вражеских позиций.  В 1930 году, после успешных испытаний дирижабля "Комсомольская правда", в СССР был заложен более амбициозный проект. 7 декабря 1931 года в
Оглавление

С 1920-х годов в Советском Союзе стал проявляться активный интерес к дирижаблестроению, которое стало символом прогресса и технологий того времени. Это направление развивалось параллельно с самолетостроением, но со временем потеряло свою актуальность. Однако история советских дирижаблей остается значимой частью наследия страны и продолжает вызывать интерес у историков и энтузиастов.

Начало дирижаблестроения

Первые шаги в становлении воздухоплавания в СССР были предприняты сразу после Гражданской войны. Сохранившиеся до революции дирижабли оказались в плачевном состоянии. Однако активные действия и энтузиазм воздухоплавателей способствовали восстановлению нескольких экземпляров. Например, в 1920 году был восстановлен дирижабль "Астра", который переименовали в "Красную звезду". Во время первой мировой войны этот дирижабль выполнял задачи по бомбардировке вражеских позиций. 

Создание комбината "Дирижаблестрой"

В 1930 году, после успешных испытаний дирижабля "Комсомольская правда", в СССР был заложен более амбициозный проект.

7 декабря 1931 года в Долгопрудном было основано предприятие по производству дирижаблей "Дирижаблестрой", которое стало центральной организацией по проектированию и строительству дирижаблей в СССР. 

Одной из ключевых задач "Дирижаблестроя" стало проектирование и строительство эскадры дирижаблей имени В.И. Ленина, состоящей из таких моделей, как "Ленин", "Сталин", "Правда", "Клим Ворошилов", " Старый большевик ", "Осоавиахим" и "Колхозник". Однако работы затянулись из-за нехватки ресурсов и квалифицированной рабочей силы. 

Привлечение иностранных специалистов

Поскольку в стране остро не хватало квалифицированных специалистов в области дирижаблестроения, было решено привлечь иностранных экспертов. Наиболее известной фигурой стал Умберто Нобиле — итальянский дирижаблестроитель и исследователь Арктики, который имел богатый опыт в проектировании подобных судов. В начале 1932 года Нобиле подписал соглашение с советским правительством и взялся за работу. 

-2

Под его руководством началась работа по проектированию и строительству полужестких дирижаблей, которые имели улучшенные летные характеристики и разрабатывались с учетом советских реалий. Команда Нобиле активно использовала итальянские технологии.

Несмотря на сложные условия и нехватку ресурсов, к середине 1930-х годов был сконструирован и успешно прошел испытания дирижабль СССР - В6 "Осоавиахим". Он стал самым большим дирижаблем построенным в Советском Союзе и установил новый мировой рекорд, продержавшись в воздухе 130 часов и 27 минут. Согласно источникам, "Дирижаблестрою" удалось успешно сконструировать 16 дирижаблей.

Однако к концу 1930-х годов внимание общества начало переключаться на более совершенные самолеты, что в конечном итоге привело к снижению интереса к дирижаблям как к виду воздухоплавательных средств. Эскадра им. Ленина так и поднялась в воздух. Планируемые дирижабли этой серии так и не были сконструированы.

Крушение дирижабля СССР - В6 "Осоавиахим"

Трагическим символом конца эры дирижаблей в СССР стало крушение СССР - В6 "Осоавиахим" которое произошло 6 февраля 1938 года. Этот дирижабль выполнял спасательную миссию полярной экспедиции И.Д. Папанина на дрейфующей станции "Северный полюс". Во время своего полета "Осоавиахим" столкнулся с горой Небло, не обозначенной на устаревших картах. Нехватка навигационного оборудования также сыграла свою роль в трагедии.

Экипаж дирижабля, состоящий из 19 человек, столкнулся с различными трудностями, такими как плохая видимость, низкая облачность и сильный снегопад. 

Крушение обернулось трагедией. При падении у большинства членов экипажа оставался шанс на спасение, но дирижабль загорелся и только 6 членов экипажа смогли спастись. 

Закат эпохи дирижаблей в СССР

-3

Крушение В6 "Осоавиахим" стало значительным ударом для дирижаблестроения и привело к окончательному сворачиванию программы по строительству воздушных судов. В условиях войны и экономической нестабильности советские власти переключили свои усилия на развитие самолетостроения. Так как конкуренцию с самолётами дирижабли проиграли — последние оказались более скоростными, надёжными и безопасными.Таким образом, эра дирижаблей в Советском Союзе фактически завершилась.

Спасибо, дорогой читатель, что прочитал данную статью до конца. 

История полна разных тайн, загадок и теорий. Давай вместе попробуем в них разобраться. Подпишись на канал,чтобы не пропустить новые, интересные темы.