Редко встретишь фильмы, где роль животных не ограничивается лишь ролью «братьев наших меньших», которых любят, предоставляя заботу, которым умиляются и пр. Гораздо труднее встретить киноленту, в которой этическая ценность природы особенно высока, где животные и человек – это равные во всех смыслах друг другу существа. Именно с такими фильмами хотелось бы познакомить вас.
Мой учитель-осьминог (2020 г.)
Трогательная документальная кинокартина, повествующая о Крейге Фостере, который, страдая от жизненного кризиса, начинает ежедневные погружения в холодные леса водорослей на краю Африки. Там он встречает неожиданного друга и учителя — молодого осьминога, который проявляет необычайное любопытство. Посещая логово животного и отслеживая его перемещения месяцами подряд, Крейг в конце концов завоевывает доверие осьминога, и между ними возникает невиданная ранее связь между человеком и диким животным.
Помимо интеллекта, ловкости и выносливости, головоногий моллюск делится своим тайным миром с Крейгом. Подводные встречи буквально захватывают дух, поскольку Фостер задерживает дыхание, общаясь с осьминогом. Волнующая кинокартина, демонстрирующая трогательную связь и взаимопонимание человека и животного.
«Это животное научило меня чувствовать, что ты часть этого места. А не гость. И это огромная разница» Крейг Фостер.
Этот фильм не просто документальный. Это первый подводный фильм, сочетающий в себе высококачественные кадры природы с историей взаимоотношений человека и животного, документирующей индивидуальное существо на протяжении всей его жизни в дикой среде.
«Трудно понять, почему зрители так сильно отреагировали, но я думаю, что они резонируют с частями истории, которые являются универсальными почти для каждого человека на Земле: любовь, дружба, связь и надежда. Это очень воодушевляет меня как режиссера и показывает, что, несмотря на все экологические проблемы, с которыми мы сталкиваемся, люди продолжают резонировать с благоговением и чудом природы». – Пиппа Эрлих, режиссер фильма.
«Мой учитель-осьминог» - победитель премии Оскар 2021 года в номинации «Лучший документальный фильм», победитель премии BAFTA в той же номинации, а также множества других наград.
Очень и очень советую к просмотру.
Все маленькие животные (1998 г.)
Главный герой этого драматичного фильма – 24-летний Бобби (Кристиан Бэйл), который получил некоторое повреждение мозга в результате несчастного случая в детстве и теперь чувствует себя немного ослабленным и часто испытывает страх. Большая часть его страха оправдана: его отчим Де Винтер довел до смерти мать Бобби и продолжает третировать самого парня, угрожая ему заключением в психиатрической больнице, если тот не откажется от всех прав на лондонский универмаг семьи.
Бобби сбегает из дома и в ходе некоторых событий знакомится с мистером Саммерсом (Джон Хёрт), мягким и умным отшельником, который живет в домике в лесу и посвящает свою жизнь захоронению мертвых животных, погибших по вине автомобилистов. «Автомобиль — это лучшая машина для убийств» - считает мистер Саммерс. Его оскорбляют даже насекомые, умирающие на лобовых стеклах.
Бобби очень близко трепетное отношение Саммерса к животным, и он решает остаться вместе с отшельником, помогая тому в его миссии.
Фильм замечателен свой сюжетной линией (на долю Бобби выпадут события, требующие огромной психологической силы и выдержки) и еще более ценен трансляцией особого отношения к живым существам, окружающим нас каждый день.
В кинокартине поднимается важный принцип: «я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить». Главные герои понимают, что воля и уважение к жизни проявляется в человеке так же, как во всех других живых существах, поэтому причинение вреда животным для них неприемлемо.
Фильм создает собственную интерпретацию того баланса, который возможен между людьми и животными. Рекомендую к просмотру. Особенно если вы ценитель актерского таланта Кристиана Бейла.
Спасибо за прочтение!