Такая форма повествования весьма распространена, если не самая распространённая. Хотя сейчас фокус авторов смещается на вариант первого лица, чтобы вызывать у читателя больше эмпатии к главному герою. Однако работа от третьего актуальности своей не потеряла и может оказаться наилучшим решением для той задачи, которую автор ставит в своём конкретно произведении.
Повествование от третьего лица.
Суть история без личности рассказчика или автора и рассказанная не от лица героя. Именно здесь на сцену выходит фокальный персонаж. Фокальным персонажем называют героя, с точки зрения которого временно ведётся повествование. Однако при этом речь продолжает идти от третьего лица. Для работы с фокальным персонажем характерны те же приёмы, что и для письма от первого лица — героя можно называть по имени или местоимением, но не упоминать его возраст, социальный статус, пол или внешний вид, если он для героя является обыденным. Повествование ведётся так, будто автор — маленький фей, сидящий на плече персонажа. Он называет вещи так, как называл бы их фокальный персонаж, представляет эмоции так, как представлял бы персонаж. Также принято одну сцену отдавать одному фокальному персонажу; «прыгать по головам» считается дурновкусием. Переключение с мыслей одного персонажа на мысли другого может быть только после смены сцены. Высшим пилотажем можно назвать умение автора плавно, без перескоков менять фокального персонажа по мере надобности, подстраивая повествование под его точку зрения.
К примеру, главными фокальными персонажами являются Маргарита и Иешуа из «Мастера и Маргариты» Булгакова. Во «Властелине колец» Толкиена, начиная со второй книги, в качестве фокальных персонажей выступают Фродо и Арагорн. И не только они, Хранители на несколько групп разделились.
К плюсам можно отнести возможность заставить читателя сопереживать и ассоциировать себя с тем персонажем, от лица которого идёт в данный момент речь. Также автор может заглянуть и вытащить для читателя личный взгляд каждого фокального персонажа на мир вокруг него и других героев. Это делает картину более полной.
К минусам можно отнести некоторую сложность: каждого созданного героя нужно не только нейтрально продумать, но продумать в социуме. То есть, кому он нравится, кому не нравится, кому на него плевать. Также стоит учитывать, что переход от одного фокального персонажа к другому, особенно при заметной разнице их характеров, может быть сложно воспринят читателями. Да и плавно и понятно перейти от одного к другому может быть не так просто.
Разбор примеров.
Пример первый, неудачный
Джесс не хотела идти на эту вечеринку. Там должен был присутствовать Макс, которому она никогда не нравилась. Зато устроитель этого форменного безобразия, Дэн, обожал компанию их обоих, и поэтому отказать было нельзя.
Это пример прыгания по головам. В пределах одной сцены — нежелания Джесс идти на вечеринку — показаны взгляды трёх персонажей, и это выглядит плохо.
Пример второй, получше
Джесс подходила к дому Дэна со смешанными чувствами: с одной стороны, ей хотелось увидеть некоторых людей, которые там будут, но с другой — терпеть издевки Макса она совершенно не горела желанием. Она несколько минут мялась перед дверью подъезда, потом резко выдохнула и вошла. На лестнице было темно, и Джесс ощущала себя неуютно. Она услышала, как кто-то догоняет ее, и врач не на шутку испугалась, что это мог быть маньяк.
Немного неуместно в рамках фокального персонажа выглядит «врач». При работе в таком ключе стоит помнить, что автор как бы смотрит с позиции персонажа, а он не будет упоминать свой социальный статус, профессию или возраст.
Пример третий, приемлемый
Джесс догнал не кто-нибудь, а сам Макс. Он только хмыкнул, глянув на ее испуганное лицо, и прошел дальше. Девушка снова осталась одна. Пару секунд она приходила в себя, борясь с желанием вернуться домой, но Макс уже видел ее, а значит, уйти она никак не могла. Тяжело вздохнув, Джесс снова стала подниматься по лестнице и уже через минуту позвонила в квартиру Дэна.
— А вот и она, — хитро улыбнулся Макс, когда в квартире раздался птичий щебет звонка.
— Наконец-то! — радостно возопил Дэн и умчался открывать.
Макс никак не мог понять, почему Дэн так тепло к ней относится, — он находил Джесс шумной и слишком общительной, вокруг нее всегда вертелось слишком много парней, и это раздражало его. Макс всегда старался подколоть ее и испортить ей настроение, чтобы она забилась в какой-нибудь угол и ни с кем не разговаривала. И только он мог бы подойти к ней и сказать что-нибудь. Что-нибудь колкое и резкое.
Переход, конечно, грубоват, но здесь две сцены — Джесс подходит к двери, Макс ожидает, когда она войдет. То есть пресловутая дверь является границей между сценами — одна снаружи, другая внутри. Именно в момент между сценами мы можем сменить фокального персонажа.
Третье лицо.
Выбор типа повествования обуславливается задачами, который автор ставит перед работой. Разумеется, это практически всегда задача рассказать историю и донести идею или идеи. И для того, чтобы сделать это лучшим образом, важно продумать и то, как именно её рассказывать.
Плохих типов повествования нет. Всё зависит только от целей автора и его решения.
Ещё по теме: Первое лицо, Рассказчик, Смешанный тип