Найти в Дзене

Сертификации мото-шлемов (ECE, DOT, Snell, SHARP, FIM).

Все основные стандарты безопасности шлемов предполагают проверку на: - линейное ударопоглощение (тест на поглощение удара)
- ротационное (касательное) ускорение
- прочность на проникновение (удар острым предметом)
- прочность системы крепления (ремня и пряжки)
- прочность подбородочной дуги
- надёжность механизма визора и угол обзора
- сопротивление горению (огнестойкость)
- надёжность замка модулярного шлема
- удержание шлема на голове при боковом воздействии Несмотря на схожесть испытуемых параметров, методов и целей, требования разных стандартов отличаются. ECE 22.05 – европейский стандарт качества, за которым следит «Европейская экономическая комиссия», организованная в 1958 году. Применяется для сертификации мотоциклетных шлемов более чем в 50 странах, включая Германию. Первая сертификация была получена только в 1982 году и имела индекс 22.02. 22.05, вступила в силу в марте 2005 года. 22.06 - в январе 2024 года. Мотоциклисты, передвигающиеся по странам Европы должны иметь мотошле
Оглавление
Сертификации мото-шлемов (ECE, DOT, Snell, SHARP, FIM). Чем отличают
Сертификации мото-шлемов (ECE, DOT, Snell, SHARP, FIM). Чем отличают

Все основные стандарты безопасности шлемов предполагают проверку на:

- линейное ударопоглощение (тест на поглощение удара)
- ротационное (касательное) ускорение
- прочность на проникновение (удар острым предметом)
- прочность системы крепления (ремня и пряжки)
- прочность подбородочной дуги
- надёжность механизма визора и угол обзора
- сопротивление горению (огнестойкость)
- надёжность замка модулярного шлема
- удержание шлема на голове при боковом воздействии

Несмотря на схожесть испытуемых параметров, методов и целей, требования разных стандартов отличаются.

Рассмотрим каждый подробнее.

ECE 22.05 / более новый ECE 22.06
(обязателен для более 50 стран, включая Россию и ЕС)

Сертификация ECE 22.05 / более новый ECE 22.06.
Сертификация ECE 22.05 / более новый ECE 22.06.

ECE 22.05 – европейский стандарт качества, за которым следит «Европейская экономическая комиссия», организованная в 1958 году. Применяется для сертификации мотоциклетных шлемов более чем в 50 странах, включая Германию.

Первая сертификация была получена только в 1982 году и имела индекс 22.02. 22.05, вступила в силу в марте 2005 года. 22.06 - в январе 2024 года.

Мотоциклисты, передвигающиеся по странам Европы должны иметь мотошлем, отвечающий стандартам ECE.

Шлемы, сертифицированные ECE 22.05, допускаются к профессиональным соревнованиям в чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам, в том числе мотогонкам Moto GP, Formula-USA и WERA, CCS, FIM и AMA. Этот же стандарт разрешает использовать мотошлемы в гонках по бездорожью и в мотокроссах.

Критерии для оценки шлема включают в себя важные показатели:

  • Ударное поглощение: головной манекен с закреплённым шлемом падает с высоты 2.87 метра на плоскую или полусферическую наковальню. Скорость удара — 27 км/ч. Максимально допустимая перегрузка (пик G) — не более 275g. Тестируются несколько точек на поверхности шлема.
  • Прочность ремня: динамически проверяется прочность системы крепления (ремня и пряжек) на растяжение, чтобы шлем не слетел при ударе.
  • Тест на удержание: проверяется, не съедет ли шлем с головы при резком воздействии (например, при скольжении по асфальту).
  • Прочность лицевой части: для интегральных шлемов проверяется жёсткость подбородочной части.
  • Тест на проникновение: стальной конус с определённым весом падает на шлем с высоты 3 метра и не должен коснуться манекена. Важно: в некоторых описаниях ECE 22.05 этот тест не упоминается как обязательный.
  • Обзор: проверяется, чтобы горизонтальный угол обзора в шлеме составлял не менее 105°.
  • Дополнительные условия: тесты могут проводиться после предварительного нагревания, охлаждения или замачивания в воде, чтобы имитировать реальные условия эксплуатации.

На данный момент ECE 22.05 / ECE 22.06 является наиболее полной системой тестирования. Она объединяет многие приёмы из других рейтингов, что выводит её в топ среди прочих.

Важным моментом является тот факт, что шлемы получают сертификацию до выхода на рынок, а это значит, что покупая шлем с ярлычком ECE 22.05 / 06, вы можете быть уверены - шлем уже проходил все необходимые экспертизы.

Это обязательный стандарт для Европы и многих других стран, включая Россию. Он фокусируется на реалистичных условиях и всесторонней проверке.

Обязателен в России и Европе
✅ Независимые тесты до выхода на рынок
✅ Проверяется каждая партия
✅ Маркировка: нашивка с буквой E и цифрой-кодом страны

Маркировка на нашивке, цифра после Е - код страны, где шлем получал сертификацию соответствия стандартам безопасности.
Маркировка на нашивке, цифра после Е - код страны, где шлем получал сертификацию соответствия стандартам безопасности.

  • E1 — Германия
  • E2 — Франция
  • E3 — Италия
  • E4 — Нидерланды
  • E5 — Швеция
  • E6 — Бельгия
  • E8 — Чехия
  • E9 — Испания
  • E11 — Великобритания
  • E13 — Люксембург
  • E17 — Финляндия
  • E22 — Россия
  • E34 — Болгария
  • E43 — Япония
  • E50 — Кипр, Мальта

Двойная омологация УСУ + P/J для модуляров.
Двойная омологация УСУ + P/J для модуляров.

⬆️ Двойная омологация P/J (Protective Jet)

- это не отдельный стандарт, а обозначение для модульных шлемов в рамках стандарта ECE 22.06.

Это означает, что один и тот же шлем проходит испытания в двух разных режимах и получает таким образом двойную омологацию:

  • «P» (Protective)закрытое, защитное положение. Шлем тестируется как полноценный интеграл. В этом режиме он должен обеспечить максимальный уровень защиты.
  • «J» (Jet)открытое положение. Шлем тестируется с поднятой подбородочной частью. В этом режиме ключевым требованием является надёжная фиксация челюсти, которая не должна самопроизвольно захлопываться во время удара.

DOT - Department Of Transportation
Federal Motor Vehicle Safety Standard №218

(США, Канада)

- американский стандарт безопасности, который разработал в 1985 г. департамент транспорта США, подведомственный Национальному Управлению безопасности дорожного движения (NHTSA).

Сертификация DOT является обязательным минимальным требованием для продажи и использования мотошлемов на территории США. Этот стандарт также признан в Канаде.

Производители сообщают контролирующим органам, что их шлем соответствует стандарту DOT. Если во время контрольной закупки и последующего теста выяснится, что некий шлем не проходит по показателям, то производителя ждут крупные штрафы и отзыв продукции. 

То есть если европейский стандарт тестирует шлемы перед выпуском, то DOT - стандарты, за которыми следят в первую очередь производители. Естественно, если у какого-либо производителя в партии находят бракованный шлем, такой же шлем из этой партии уже может быть продан. Вот что пугает в этой сертификации покупателей ☝️

Таким образом, DOT уже лишился своего авторитета, поскольку, чтобы заявить о соответствии этому стандарту, производитель самостоятельно проводит исследования, по факту он даже не обязан сообщать в Министерство о его результатах. То есть мотоциклисты, покупая шлем, должны поверить производителю на слово, что его шлем безопасный. Иногда DOT устраивает выборочные проверки, в итоге – не все шлемы с достоинством проходят даже эти, весьма лояльные, испытания.

Критерии для оценки включают в себя следующие показатели:

  • Поглощение удара: проводятся 2 удара на разные наковальни.
    Первый удар: высота
    1.72-1.96 м (20.9-22.3 км/ч) на плоскую наковальню.
    Второй удар: высота
    1.28-1.49 м (18-19.4 км/ч) на полусферическую наковальню.
  • Допустимая перегрузка: пиковая — до 400g, но с жёсткими ограничениями по времени воздействия: свыше 200g — менее 2 миллисекунд, свыше 150g — менее 4 миллисекунд.
  • Проникновение: тест на проникновение с высоты 3 метра.
  • Прочность системы крепления: проверяется на статическое растяжение, удлинение ремня не должно превышать 25 мм.
  • Обзор: требуется угол обзора не менее 105°.

Обязательный стандарт для США и Канады. Отличается системой самосертификации производителем, но с последующими суровыми наказаниями за несоответствие. Базовый уровень. Отмечается как минимальный стандарт.

✅ Обязателен в США и Канаде
✅ Производитель сам тестирует и декларирует соответствие
✅ Контроль выборочный, уже после продаж
✅ Маркировка: наклейка на задней части шлема

SNELL - Snell Memorial Foundation
(международный, добровольный)

Сертификация SNELL - Snell Memorial Foundation.
Сертификация SNELL - Snell Memorial Foundation.

- американский стандарт безопасности, разработанный в 1956 г. частной некоммерческой организацией Snell Memorial Foundation (Фонд памяти Снелла), которая была названа в честь гонщика Уильяма Снелла, погибшего в автокатастрофе из-за травмы головы. SMF проводит независимую экспертизу и сертификацию безопасности, которая признана на международном уровне.

SNELL (Мемориальный фонд Снелла) -  независимая некоммерческая организация, занимающаяся тестированием шлемов.
SNELL (Мемориальный фонд Снелла) - независимая некоммерческая организация, занимающаяся тестированием шлемов.

Тестирование включает в себя серию механических воздействий, а также различные типы ударов, испытания на огнеупорность, вращение, динамическую устойчивость и проникновение:

  • Двойной удар в одну точку: в отличие от ECE, Snell требует двух ударов в одну и ту же точку на шлеме.
    Первый удар: с высоты
    3.06 м (27.9 км/ч) на плоскую наковальню.
    Второй удар: с высоты
    2.35 м (24.4 км/ч) на полусферическую наковальню.
  • Максимальная перегрузка: пиковая перегрузка не должна превышать 300g (для стандарта M2020).
  • Проникновение: испытание на проникновение с высоты 3 метра.
  • Огнестойкость: проверяется, насколько быстро материал шлема перестаёт гореть после контакта с пламенем.
  • Испытание визора: визор проверяется на ударопрочность, а в некоторых тестах на устойчивость к пробиванию (например, выстрелом из пневматической винтовки шариком).
  • Регулярные проверки: фонд Snell проводит выборочные проверки шлемов, купленных в розничных магазинах. При провале теста производитель обязан отозвать всю партию.

Добровольный, но один из самых строгих в мире стандартов, обновляемый каждые 5 лет. Тесты более тяжёлые, часто на высоких скоростях.

За счёт высоких требований продукция, прошедшая тест Snell, автоматически получает второе свидетельство американского стандарта безопасности DOT.

✅ Добровольный стандарт
✅ Признан на международном уровне
✅ Строгие жёсткие независимые тесты в лаборатории фонда
✅ Включает тесты на проникновение и огнестойкость

SHARP - The Safety Helmet Assessment and Rating Programme
(Великобритания)

- это по сути британская дополнительная рейтинговая система, которая выставляет оценки по рейтингу от 1 до 5 звёзд. SHARP проверяет уже сертифицированные шлемы (обычно ЕСЕ), а это значит, что экспертиза лишний раз подтверждает безопасность шлема. 

Система запущена Министерством транспорта Великобритании для сравнения уровня защиты шлемов, уже имеющих обязательную сертификацию ECE.

Основа тестирования:

  • Масштабные ударные испытания: каждая модель проходит 32 ударных теста (30 линейных и 2 ротационных/касательных). Для этого используется 7 образцов шлема разных размеров.
  • Проверка по 5 зонам: удары наносятся во фронтальную, левую, правую, теменную и заднюю зоны.
  • Разные скорости и поверхности: тесты проводятся на 3скоростях (6.0, 7.5 и 8.5 м/с), при чём максимальная скорость (8.5 м/с) выше, чем требуется по стандарту ECE 22.05 (7.5 м/с). Используются плоская ("асфальт") и ребристая ("бордюр") поверхности.
  • Ротационные (касательные) тесты: проверяется способность шлема снижать риск травм мозга от вращательного ускорения при скольжении.
  • Дополнительные проверки:
    Надёжность замка подбородочной дуги у модуляров — выдается процентный рейтинг.
    Создание
    "карты зон ударопрочности" для визуализации результатов по разным участкам шлема.

Многие уважаемые производители шлемов скептически относятся к SHARP, считая его локальной инициативой с несовершенной методикой, которая плохо отражает реальную безопасность в условиях высоких скоростей.

Самая серьёзная претензия — использование для тестов твёрдых манекенов вместо современных биометрических, которые точнее имитируют человеческую голову. Критики считают, что это значительно снижает точность и реалистичность тестов.

Также программа известна тем, что некоторые бюджетные модели получали высший рейтинг в 5 звёзд, в то время как дорогие шлемы от премиальных гоночных брендов могли получать лишь 4 или даже 3 звезды. Действительно ли дешёвый шлем безопаснее или методика тестирования необъективна и благоприятствует определённым типам конструкции (например, более тяжёлым и жёстким термопластичным шлемам)?

✅ Тестирует шлемы, уже имеющие сертификат ECE
✅ Присваивает оценки от 1 до 5 звёзд
✅ SHARP — не истина в последней инстанции, это дополнительный хороший инструмент для сравнения шлемов внутри одного ценового сегмента или бренда

FIM - Fédération Internationale de Motocyclisme

В 2019 году Международная федерация мотоциклистов - орган тестирующий экипировку для MotoGP, Moto2 и Moto3 - сообщила об увеличении стандартов безопасности. Это некоммерческая структура, признанная Международным олимпийским комитетом. Это один из самых строгих стандартов в мире, призванный обеспечить максимальную защиту гонщиков на высоких скоростях.

У FIM есть преимущество, которого нет у других сертификаций – реальный опыт мотогонок. Федерация с высоты своего опыта планирует установить планку выше существующих стандартов Snell, ECE и JIS (японский стандарт безопасности).

В то время как стандарты вроде ECE 22.05 рассчитаны на аварии на низких и средних скоростях, FIM предъявляет более жёсткие требования к прочности и энергопоглощению, чтобы обеспечить защиту в самых серьёзных инцидентах.

  • Высокоскоростные линейные удары: скорость удара — 8.2 м/с (29.5 км/ч), что значительно выше, чем у гражданских стандартов.
  • Испытания ротационных (касательных) ударов: скорость для этих тестов — 8.0 м/с (28.8 км/ч). Цель — минимизировать риск травм мозга от вращательного движения.
  • Тест на проникновение: высота падения бойка увеличена по сравнению с другими стандартами и составляет 3.75 метра.
  • Специфические требования: шлем должен быть интегральным (full-face) с несъёмным подбородком, иметь двойную D-образную пряжку и систему быстрого снятия щёчных накладок (для доступа медиков).
  • Комплексная проверка: тестирование включает 22 потенциальные точки удара, из которых случайным образом выбираются 13 для проверки каждой партии. Каждый размер шлема сертифицируется отдельно.

Самый жёсткий в мире стандарт, созданный для гонок высшего уровня (MotoGP). Cтроже Snell по ряду параметров. Для обычного использования он избыточен, но шлемы с такой сертификацией гарантируют высший уровень защиты.

Обязателен для соревнований под эгидой FIM
✅ Новый гоночный стандарт от Международной федерации мотоциклистов
✅ Устанавливает максимально высокие требования к безопасности
✅ Появился в 2019 году и становится эталоном

ВЫВОД

Итак, самым надёжным, сбалансированным и законодательно обоснованным выбором является шлем с действующей сертификацией ECE 22.06. Это ваш основной и обязательный критерий. Далее, если хотите получить лучшее из лучших, можно искать модели, которые также прошли добровольную сертификацию Snell (что говорит о повышенной прочности) или имеют высокий рейтинг SHARP (что говорит о хороших результатах в расширенных тестах).

FIM — экстремальный гоночный стандарт, обязательный для соревнований под эгидой Международной мотоциклетной федерации.