Все основные стандарты безопасности шлемов предполагают проверку на:
- линейное ударопоглощение (тест на поглощение удара)
- ротационное (касательное) ускорение
- прочность на проникновение (удар острым предметом)
- прочность системы крепления (ремня и пряжки)
- прочность подбородочной дуги
- надёжность механизма визора и угол обзора
- сопротивление горению (огнестойкость)
- надёжность замка модулярного шлема
- удержание шлема на голове при боковом воздействии
Несмотря на схожесть испытуемых параметров, методов и целей, требования разных стандартов отличаются.
Рассмотрим каждый подробнее.
ECE 22.05 / более новый ECE 22.06
(обязателен для более 50 стран, включая Россию и ЕС)
ECE 22.05 – европейский стандарт качества, за которым следит «Европейская экономическая комиссия», организованная в 1958 году. Применяется для сертификации мотоциклетных шлемов более чем в 50 странах, включая Германию.
Первая сертификация была получена только в 1982 году и имела индекс 22.02. 22.05, вступила в силу в марте 2005 года. 22.06 - в январе 2024 года.
Мотоциклисты, передвигающиеся по странам Европы должны иметь мотошлем, отвечающий стандартам ECE.
Шлемы, сертифицированные ECE 22.05, допускаются к профессиональным соревнованиям в чемпионатах мира по шоссейно-кольцевым гонкам, в том числе мотогонкам Moto GP, Formula-USA и WERA, CCS, FIM и AMA. Этот же стандарт разрешает использовать мотошлемы в гонках по бездорожью и в мотокроссах.
Критерии для оценки шлема включают в себя важные показатели:
- Ударное поглощение: головной манекен с закреплённым шлемом падает с высоты 2.87 метра на плоскую или полусферическую наковальню. Скорость удара — 27 км/ч. Максимально допустимая перегрузка (пик G) — не более 275g. Тестируются несколько точек на поверхности шлема.
- Прочность ремня: динамически проверяется прочность системы крепления (ремня и пряжек) на растяжение, чтобы шлем не слетел при ударе.
- Тест на удержание: проверяется, не съедет ли шлем с головы при резком воздействии (например, при скольжении по асфальту).
- Прочность лицевой части: для интегральных шлемов проверяется жёсткость подбородочной части.
- Тест на проникновение: стальной конус с определённым весом падает на шлем с высоты 3 метра и не должен коснуться манекена. Важно: в некоторых описаниях ECE 22.05 этот тест не упоминается как обязательный.
- Обзор: проверяется, чтобы горизонтальный угол обзора в шлеме составлял не менее 105°.
- Дополнительные условия: тесты могут проводиться после предварительного нагревания, охлаждения или замачивания в воде, чтобы имитировать реальные условия эксплуатации.
На данный момент ECE 22.05 / ECE 22.06 является наиболее полной системой тестирования. Она объединяет многие приёмы из других рейтингов, что выводит её в топ среди прочих.
Важным моментом является тот факт, что шлемы получают сертификацию до выхода на рынок, а это значит, что покупая шлем с ярлычком ECE 22.05 / 06, вы можете быть уверены - шлем уже проходил все необходимые экспертизы.
Это обязательный стандарт для Европы и многих других стран, включая Россию. Он фокусируется на реалистичных условиях и всесторонней проверке.
✅ Обязателен в России и Европе
✅ Независимые тесты до выхода на рынок
✅ Проверяется каждая партия
✅ Маркировка: нашивка с буквой E и цифрой-кодом страны
- E1 — Германия
- E2 — Франция
- E3 — Италия
- E4 — Нидерланды
- E5 — Швеция
- E6 — Бельгия
- E8 — Чехия
- E9 — Испания
- E11 — Великобритания
- E13 — Люксембург
- E17 — Финляндия
- E22 — Россия
- E34 — Болгария
- E43 — Япония
- E50 — Кипр, Мальта
⬆️ Двойная омологация P/J (Protective Jet)
- это не отдельный стандарт, а обозначение для модульных шлемов в рамках стандарта ECE 22.06.
Это означает, что один и тот же шлем проходит испытания в двух разных режимах и получает таким образом двойную омологацию:
- «P» (Protective) — закрытое, защитное положение. Шлем тестируется как полноценный интеграл. В этом режиме он должен обеспечить максимальный уровень защиты.
- «J» (Jet) — открытое положение. Шлем тестируется с поднятой подбородочной частью. В этом режиме ключевым требованием является надёжная фиксация челюсти, которая не должна самопроизвольно захлопываться во время удара.
DOT - Department Of Transportation
Federal Motor Vehicle Safety Standard №218
(США, Канада)
- американский стандарт безопасности, который разработал в 1985 г. департамент транспорта США, подведомственный Национальному Управлению безопасности дорожного движения (NHTSA).
Сертификация DOT является обязательным минимальным требованием для продажи и использования мотошлемов на территории США. Этот стандарт также признан в Канаде.
Производители сообщают контролирующим органам, что их шлем соответствует стандарту DOT. Если во время контрольной закупки и последующего теста выяснится, что некий шлем не проходит по показателям, то производителя ждут крупные штрафы и отзыв продукции.
То есть если европейский стандарт тестирует шлемы перед выпуском, то DOT - стандарты, за которыми следят в первую очередь производители. Естественно, если у какого-либо производителя в партии находят бракованный шлем, такой же шлем из этой партии уже может быть продан. Вот что пугает в этой сертификации покупателей ☝️
Таким образом, DOT уже лишился своего авторитета, поскольку, чтобы заявить о соответствии этому стандарту, производитель самостоятельно проводит исследования, по факту он даже не обязан сообщать в Министерство о его результатах. То есть мотоциклисты, покупая шлем, должны поверить производителю на слово, что его шлем безопасный. Иногда DOT устраивает выборочные проверки, в итоге – не все шлемы с достоинством проходят даже эти, весьма лояльные, испытания.
Критерии для оценки включают в себя следующие показатели:
- Поглощение удара: проводятся 2 удара на разные наковальни.
Первый удар: высота 1.72-1.96 м (20.9-22.3 км/ч) на плоскую наковальню.
Второй удар: высота 1.28-1.49 м (18-19.4 км/ч) на полусферическую наковальню. - Допустимая перегрузка: пиковая — до 400g, но с жёсткими ограничениями по времени воздействия: свыше 200g — менее 2 миллисекунд, свыше 150g — менее 4 миллисекунд.
- Проникновение: тест на проникновение с высоты 3 метра.
- Прочность системы крепления: проверяется на статическое растяжение, удлинение ремня не должно превышать 25 мм.
- Обзор: требуется угол обзора не менее 105°.
Обязательный стандарт для США и Канады. Отличается системой самосертификации производителем, но с последующими суровыми наказаниями за несоответствие. Базовый уровень. Отмечается как минимальный стандарт.
✅ Обязателен в США и Канаде
✅ Производитель сам тестирует и декларирует соответствие
✅ Контроль выборочный, уже после продаж
✅ Маркировка: наклейка на задней части шлема
SNELL - Snell Memorial Foundation
(международный, добровольный)
- американский стандарт безопасности, разработанный в 1956 г. частной некоммерческой организацией Snell Memorial Foundation (Фонд памяти Снелла), которая была названа в честь гонщика Уильяма Снелла, погибшего в автокатастрофе из-за травмы головы. SMF проводит независимую экспертизу и сертификацию безопасности, которая признана на международном уровне.
Тестирование включает в себя серию механических воздействий, а также различные типы ударов, испытания на огнеупорность, вращение, динамическую устойчивость и проникновение:
- Двойной удар в одну точку: в отличие от ECE, Snell требует двух ударов в одну и ту же точку на шлеме.
Первый удар: с высоты 3.06 м (27.9 км/ч) на плоскую наковальню.
Второй удар: с высоты 2.35 м (24.4 км/ч) на полусферическую наковальню. - Максимальная перегрузка: пиковая перегрузка не должна превышать 300g (для стандарта M2020).
- Проникновение: испытание на проникновение с высоты 3 метра.
- Огнестойкость: проверяется, насколько быстро материал шлема перестаёт гореть после контакта с пламенем.
- Испытание визора: визор проверяется на ударопрочность, а в некоторых тестах на устойчивость к пробиванию (например, выстрелом из пневматической винтовки шариком).
- Регулярные проверки: фонд Snell проводит выборочные проверки шлемов, купленных в розничных магазинах. При провале теста производитель обязан отозвать всю партию.
Добровольный, но один из самых строгих в мире стандартов, обновляемый каждые 5 лет. Тесты более тяжёлые, часто на высоких скоростях.
За счёт высоких требований продукция, прошедшая тест Snell, автоматически получает второе свидетельство американского стандарта безопасности DOT.
✅ Добровольный стандарт
✅ Признан на международном уровне
✅ Строгие жёсткие независимые тесты в лаборатории фонда
✅ Включает тесты на проникновение и огнестойкость
SHARP - The Safety Helmet Assessment and Rating Programme
(Великобритания)
- это по сути британская дополнительная рейтинговая система, которая выставляет оценки по рейтингу от 1 до 5 звёзд. SHARP проверяет уже сертифицированные шлемы (обычно ЕСЕ), а это значит, что экспертиза лишний раз подтверждает безопасность шлема.
Система запущена Министерством транспорта Великобритании для сравнения уровня защиты шлемов, уже имеющих обязательную сертификацию ECE.
Основа тестирования:
- Масштабные ударные испытания: каждая модель проходит 32 ударных теста (30 линейных и 2 ротационных/касательных). Для этого используется 7 образцов шлема разных размеров.
- Проверка по 5 зонам: удары наносятся во фронтальную, левую, правую, теменную и заднюю зоны.
- Разные скорости и поверхности: тесты проводятся на 3скоростях (6.0, 7.5 и 8.5 м/с), при чём максимальная скорость (8.5 м/с) выше, чем требуется по стандарту ECE 22.05 (7.5 м/с). Используются плоская ("асфальт") и ребристая ("бордюр") поверхности.
- Ротационные (касательные) тесты: проверяется способность шлема снижать риск травм мозга от вращательного ускорения при скольжении.
- Дополнительные проверки:
Надёжность замка подбородочной дуги у модуляров — выдается процентный рейтинг.
Создание "карты зон ударопрочности" для визуализации результатов по разным участкам шлема.
Многие уважаемые производители шлемов скептически относятся к SHARP, считая его локальной инициативой с несовершенной методикой, которая плохо отражает реальную безопасность в условиях высоких скоростей.
Самая серьёзная претензия — использование для тестов твёрдых манекенов вместо современных биометрических, которые точнее имитируют человеческую голову. Критики считают, что это значительно снижает точность и реалистичность тестов.
Также программа известна тем, что некоторые бюджетные модели получали высший рейтинг в 5 звёзд, в то время как дорогие шлемы от премиальных гоночных брендов могли получать лишь 4 или даже 3 звезды. Действительно ли дешёвый шлем безопаснее или методика тестирования необъективна и благоприятствует определённым типам конструкции (например, более тяжёлым и жёстким термопластичным шлемам)?
✅ Тестирует шлемы, уже имеющие сертификат ECE
✅ Присваивает оценки от 1 до 5 звёзд
✅ SHARP — не истина в последней инстанции, это дополнительный хороший инструмент для сравнения шлемов внутри одного ценового сегмента или бренда
FIM - Fédération Internationale de Motocyclisme
В 2019 году Международная федерация мотоциклистов - орган тестирующий экипировку для MotoGP, Moto2 и Moto3 - сообщила об увеличении стандартов безопасности. Это некоммерческая структура, признанная Международным олимпийским комитетом. Это один из самых строгих стандартов в мире, призванный обеспечить максимальную защиту гонщиков на высоких скоростях.
У FIM есть преимущество, которого нет у других сертификаций – реальный опыт мотогонок. Федерация с высоты своего опыта планирует установить планку выше существующих стандартов Snell, ECE и JIS (японский стандарт безопасности).
В то время как стандарты вроде ECE 22.05 рассчитаны на аварии на низких и средних скоростях, FIM предъявляет более жёсткие требования к прочности и энергопоглощению, чтобы обеспечить защиту в самых серьёзных инцидентах.
- Высокоскоростные линейные удары: скорость удара — 8.2 м/с (29.5 км/ч), что значительно выше, чем у гражданских стандартов.
- Испытания ротационных (касательных) ударов: скорость для этих тестов — 8.0 м/с (28.8 км/ч). Цель — минимизировать риск травм мозга от вращательного движения.
- Тест на проникновение: высота падения бойка увеличена по сравнению с другими стандартами и составляет 3.75 метра.
- Специфические требования: шлем должен быть интегральным (full-face) с несъёмным подбородком, иметь двойную D-образную пряжку и систему быстрого снятия щёчных накладок (для доступа медиков).
- Комплексная проверка: тестирование включает 22 потенциальные точки удара, из которых случайным образом выбираются 13 для проверки каждой партии. Каждый размер шлема сертифицируется отдельно.
Самый жёсткий в мире стандарт, созданный для гонок высшего уровня (MotoGP). Cтроже Snell по ряду параметров. Для обычного использования он избыточен, но шлемы с такой сертификацией гарантируют высший уровень защиты.
✅ Обязателен для соревнований под эгидой FIM
✅ Новый гоночный стандарт от Международной федерации мотоциклистов
✅ Устанавливает максимально высокие требования к безопасности
✅ Появился в 2019 году и становится эталоном
ВЫВОД
Итак, самым надёжным, сбалансированным и законодательно обоснованным выбором является шлем с действующей сертификацией ECE 22.06. Это ваш основной и обязательный критерий. Далее, если хотите получить лучшее из лучших, можно искать модели, которые также прошли добровольную сертификацию Snell (что говорит о повышенной прочности) или имеют высокий рейтинг SHARP (что говорит о хороших результатах в расширенных тестах).
FIM — экстремальный гоночный стандарт, обязательный для соревнований под эгидой Международной мотоциклетной федерации.