Найти тему
История и культура Евразии

Формирование древнерусской народности: Формирование древнерусской народности - Дружина как главный фактор

Оглавление

Формирование древнерусской дружины: от племенных ополчений к профессиональному сословию

Древнерусская дружина является одним из ключевых элементов в истории формирования славянских племенных образований на Восточно-Европейской равнине. Этот процесс не только способствовал консолидации различных племенных групп, но и стал важным шагом на пути к созданию централизованного государства.

Зарождение дружины: от антского периода до IX века

Историки полагают, что первые зачатки военных дружин появились еще в антском периоде, однако тогда это были лишь временные формирования, созданные для выполнения конкретных задач. Эти дружины не имели профессионального характера и не могли считаться полноценными военными организациями. Ситуация начала меняться в IX веке, когда на фоне растущих угроз со стороны внешних врагов и внутренних конфликтов возникла необходимость в более устойчивом и организованном военном контингенте.

Древнерусское дружинное сословие: IX-X века

Становление древнерусского дружинного сословия связано с процессами, происходившими в IX веке, и достигло наибольшего расцвета в X-XI веках. Дружина стала не только военной силой, но и важным социальным институтом. В отличие от племенных ополчений, которые могли быть собраны лишь в экстренных ситуациях, дружина состояла из профессиональных воинов, готовых к защите своих земель и интересов в любое время.

Дружинники обладали определёнными привилегиями и статусом в обществе. Они часто становились носителями власти и влияния, что способствовало формированию ранних феодальных отношений. Дружина не только защищала землю, но и участвовала в управлении, что делало её важным элементом политической структуры.

Археологические памятники и культурное наследие

Основные памятники, связанные с изучением древнерусской дружины, представляют собой курганные некрополи IX — начала XI вв. Эти могильники, в которых хоронились как рядовые воины, так и представители знати, дают ценную информацию о социальном устройстве и культуре того времени. Наиболее известные из них находятся в таких местах, как Киев, Чернигов, Гнездово и Смоленск. Эти города и поселения располагались на международных торговых путях, что подчеркивает важность дружины не только в военной, но и в экономической сфере.

Курганы, найденные в Суздальском ополье и Юго-Восточном Приладожье, свидетельствуют о том, что дружинные формирования имели широкое распространение и были важной частью жизни местного населения. Эти могильники часто пересекались с курганами, оставленными земледельческим населением, что указывает на взаимодействие различных социальных групп.

https://rudalle.ru/check_kandinsky31/627b2656-b418-4818-bd41-a3f428f69ad4
https://rudalle.ru/check_kandinsky31/627b2656-b418-4818-bd41-a3f428f69ad4

Гнездовский некрополь: Уникальные находки и их значение

Гнёздовский археологический комплекс — комплекс археологических памятников эпохи Киевской Руси и археологический заповедник в Смоленской области России. Расположен на обоих берегах Днепра у деревни Гнёздово (от которой название комплекса) в 11—15 км к западу от центра Смоленска (частично входит в черту города). Основной период существования торгово-ремесленного поселения и время создания курганов определяется Х — началом XI века
Гнёздовский археологический комплекс — комплекс археологических памятников эпохи Киевской Руси и археологический заповедник в Смоленской области России. Расположен на обоих берегах Днепра у деревни Гнёздово (от которой название комплекса) в 11—15 км к западу от центра Смоленска (частично входит в черту города). Основной период существования торгово-ремесленного поселения и время создания курганов определяется Х — началом XI века

Гнездовский некрополь — это одно из самых значительных археологических открытий на территории Восточной Европы, которое позволяет глубже понять культурные и социальные аспекты жизни древних славян. На поздней стадии функционирования этого некрополя, который датируется IX-X веками, наблюдается интересная эволюция погребальных обрядов. Наряду с традиционными захоронениями по обряду кремации, появляются и трупоположения, что свидетельствует о разнообразии обычаев и, возможно, влиянии различных культур.

Археологические находки: оружие и предметы быта

Раскопки Гнездовских дружинных курганов принесли множество уникальных находок, среди которых выделяется коллекция оружия. Особенно примечательны каролингские мечи, которые были распространены по всей Европе в это время. Эти мечи, изготовленные в мастерских на Рейне, имеют характерные клейма на лезвиях, но также могли производиться и на Руси.

Железный меч конца IX — начала X веков с клеймом «Ulfberth» из кургана 4, раскопки 1874 года
Железный меч конца IX — начала X веков с клеймом «Ulfberth» из кургана 4, раскопки 1874 года

Кроме мечей, археологи обнаружили и другие виды оружия: железные ромбовидные стрелы, копья с ромбовидными и ланцетовидными наконечниками, а также боевые топоры с характерной полукруглой выемкой в нижней части лезвия. Эти находки указывают на высокий уровень военной культуры и ремесленного производства в регионе.

Не менее интересны находки защитного снаряжения: кольчужные рубашки и шлемы, которые указывали на наличие хорошо организованных военных формирований. Ледоходные шипы и лодейные заклепки также свидетельствуют о развитии судостроения и мореплавания.

Шлем X века из кургана 86
Шлем X века из кургана 86

Экономическая жизнь и ремесленное производство

Помимо военных артефактов, Гнездовский некрополь богат и другими предметами, которые дают представление о повседневной жизни его обитателей. Среди них можно выделить складные весы с коромыслом и гирьки, изготовленные из железа и покрытые бронзовой оболочкой. Эти находки, вероятно, принадлежали купцам и указывают на активное развитие торговли.

Захоронения с орудиями труда — молотками, напильниками, резцами и долотами — подчеркивают наличие специализированных ремесел. Техника обработки железных изделий свидетельствует о существовании обособившегося кузнечного ремесла, что, в свою очередь, говорит о высоком уровне мастерства местных кузнецов.

Искусство и ювелирное дело

Разнообразие женских украшений из Гнездовского некрополя также заслуживает внимания. Височные кольца, стеклянные, сердоликовые и металлические бусы, а также плетеные из серебряной канители изделия подчеркивают высокий уровень художественного мастерства. Лунницы и различные нагрудные привески, найденные в захоронениях, говорят о развитой ювелирной культуре и эстетических предпочтениях местного населения.

С развитием местного гончарного ремесла в X веке, Гнездовский некрополь становится не только местом захоронений, но и важным центром ремесленного производства и торговли, что подтверждается разнообразием находок.

Подвески. Гнёздово. Серебро. Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Подвески. Гнёздово. Серебро. Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Полиэтничность населения Гнездовского археологического комплекса: исторический контекст и культурные особенности

Исследования, проведенные в Гнездовском комплексе подтверждают полиэтничность его населения, в структуре которого доминировали кривичи, но также имелись и другие этнические группы.

Кривичи как доминирующий элемент

Согласно выводам одного из первых исследователей курганов, В. И. Сизова, население Гнездова было разноплеменным, однако кривичи занимали ведущее положение. Это подтверждается абсолютным тождеством многих курганов Гнездова и синхронных кривичских погребальных насыпей, найденных в Смоленском Поднепровье. Кроме того, в Гнездовских курганах обнаружена исключительно славянская глиняная посуда, что также указывает на преобладание кривичей в данном регионе.

Владимир Ильич Сизов (1840, Москва — 19 октября (1 ноября) 1904, Москва) — русский археолог и художественный критик
Владимир Ильич Сизов (1840, Москва — 19 октября (1 ноября) 1904, Москва) — русский археолог и художественный критик

Ассимиляция балтского населения

Смоленские кривичи, согласно археологическим данным, сформировались в условиях ассимиляции местного балтского населения. Это явление объясняет наличие балтских культурных особенностей, выявленных в некоторых курганах Гнездова. Процесс славянизации аборигенов, как показывают исследования, продолжался в IX-X веках, и вполне возможно, что среди захоронений можно встретить и собственно балтские элементы. Это подчеркивает сложность этнического состава населения и многообразие культурных влияний.

Славянские переселенцы и скандинавский компонент

Важным аспектом полиэтничности Гнездова является присутствие славянских переселенцев из Дунайского региона. Эти миграции способствовали культурному обмену и интеграции различных этнических групп. Однако не менее значимым является и скандинавский этнический компонент, который также оказал влияние на формирование местной культуры.

Скандинавские погребальные ритуалы, такие как захоронение умершего в ладье или помещение железной гривны с молоточками Тора на остатки погребального костра, свидетельствуют о наличии скандинавских традиций в погребальной практике. Д. А. Авдусин указывает, что среди девятисот пятидесяти курганных погребений, раскопанных в Гнездове, около пятидесяти можно считать надежно скандинавскими. Это подчеркивает многообразие этнического контекста, в котором развивалась культура Гнездова.

Даниил Антонович Авдусин (20 августа 1918, Сычёвка, Смоленская губерния — 3 июня 1994, Москва) — советский и российский археолог, доктор исторических наук (1968), профессор кафедры археологии исторического факультета МГУ (с 1971)
Даниил Антонович Авдусин (20 августа 1918, Сычёвка, Смоленская губерния — 3 июня 1994, Москва) — советский и российский археолог, доктор исторических наук (1968), профессор кафедры археологии исторического факультета МГУ (с 1971)

Эволюция культурных различий

Элементы разноэтничности населения Гнездова наиболее ярко проявляются в курганах первых стадий. Однако со временем культурные различия начинают нивелироваться. Это наблюдается, например, по стиранию норманнских этнических признаков в более поздних курганах. Наиболее ранние курганы, как правило, характеризуются более явными этническими различиями, которые постепенно исчезают, что свидетельствует о процессах интеграции и культурной ассимиляции.

Древнерусская дружина: основа единства славянского населения

Древнерусская дружина стала первым крупным надплеменным образованием, объединившим разноэтничное население, и сыграла ключевую роль в формировании единой культурной и языковой общности среди славян. Этот процесс объединения, происходивший в условиях разнообразия племенных традиций, стал важным шагом на пути к созданию древнерусской народности.

Формирование дружины: от племени к единству

Дружина, как социальная и военная структура, требовала постоянного пополнения. В её ряды входили выходцы из различных племенных образований восточноевропейских славян — кривичи, северяне, хорваты, словене и меря. Пребывание в единой культурной среде на протяжении нескольких лет способствовало изменению идентичности этих людей. Возвращаясь в родные места, они уже не воспринимали себя как представителей конкретного племени, а становились частью более широкой общности — русами. Это явление стало одним из первых шагов к этноязыковому объединению, которое в дальнейшем способствовало формированию единой славянской идентичности.

Военные походы и этноплеменные различия

Согласно письменным источникам, дружина активно участвовала в военных походах, в которых также задействовались племенные ополчения. Это взаимодействие стало важным фактором в стирании этно-племенных различий. Совместные действия в военных экспедициях не только укрепляли военное братство, но и способствовали обмену культурными ценностями, что в свою очередь способствовало консолидации славянского населения.

Дружина как элемент государственного управления

Великокняжеская дружина в X — первой половине XI века стала основным элементом государственного управления на Руси. Она активно включалась в различные социально-политические системы, создавая структуру государственного управления и заменяя княжеской администрации прежние органы самоуправления племенных княжений. Дружина не только участвовала в сборах подати, но и осуществляла местную судебную власть, что способствовало укреплению центральной власти и созданию единой правовой системы.

Торговые связи как фактор интеграции

Одним из важных аспектов, способствующих консолидации славянского населения Восточной Европы, были развивающиеся торговые связи. В IX—X веках международная торговля стала доминировать, что привело к активному обмену не только товарами, но и культурными традициями. Торговые пути связывали различные регионы, создавая условия для взаимодействия между племенами и народами. Это взаимодействие способствовало не только экономическому, но и культурному обмену, что также играло роль в формировании единого славянского сообщества.

https://rudalle.ru/check_kandinsky31/2df707dd-9b8e-4009-a62f-82fc14d83b12
https://rudalle.ru/check_kandinsky31/2df707dd-9b8e-4009-a62f-82fc14d83b12

Купцы-воины IX—X вв.: Долгий путь к единству

В IX—X веках на территории Восточной Европы происходили значительные изменения, связанные с формированием новых социальных слоев и культурных традиций. Одним из наиболее интересных явлений этого времени стало сосуществование купцов и воинов, что подтверждается археологическими находками на могильниках, таких как Гнездово, Тимеревский и Шестовицы.

Археологические находки и их значение

Раскопки дружинных курганных могильников, например, в Гнездове, продемонстрировали наличие погребений, в которых были найдены бронзовые весы и гирьки. Из девятисот двадцати раскопанных курганов в шестидесяти четырех встречены такие предметы, что указывает на наличие купеческой деятельности среди погребенных. Аналогичное соотношение наблюдается и в Тимеревском могильнике, где из четырехсот шестидесяти шести курганов в тридцати трех были обнаружены весы и гирьки. Это свидетельствует о том, что около 6—7% обитателей нерядовых поселений, расположенных вдоль ключевых водных путей, активно занимались торговлей.

Роль купечества в обществе

Купцы, вероятно, представляли собой не только местных жителей, но и выходцев из различных племенных образований, таких как славяне, скандинавы, финно-угры и балты. Это смешение культур и традиций способствовало формированию нового этноязыкового пространства, в котором племенные черты постепенно нивелировались. В условиях, когда торговля становилась важнейшим фактором жизни, купечество активно взаимодействовало с военной элитой, что создавало уникальную социальную структуру.

https://rudalle.ru/check_kandinsky31/a108d8c1-8d58-46f3-ae0c-ded86cacc4d7
https://rudalle.ru/check_kandinsky31/a108d8c1-8d58-46f3-ae0c-ded86cacc4d7

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!