Говоря об агрессии в изобразительном искусстве, мы должны изначально договориться о предмете разговора: идет ли речь о выражении крайне негативной эмоции автора относительно того или иного явления или же художник рассказывает нам об агрессии как о социальном феномене через сюжет и образы своего произведения. В первом случае мы можем говорить о том, что художник высвобождает свою собственную агрессию, переводя свое критическое отношение к чему-либо в приемлемую для социума форму. Во втором случае – и наша статья именно об этом – автор через свое художественное высказывание доносит до зрителя свое отношение к агрессии и исследует ее различные проявления в социуме, побуждая зрителя осознать, насколько разрушительны злость, ярость, гнев, агрессивность.
Может ли искусство помочь людям противостоять агрессии? Да, если зритель видит в произведении критическое отношение автора к проявлению агрессивности, если в сюжете, образах, настроении картины мы можем почувствовать силу любви, сострадания, миролюбия и других эмоций, противостоящих агрессивности и помогающих преодолеть ее.
Одна из древнейших историй про агрессивность и ее последствия – библейская история убийства Каином младшего брата своего, Авеля, изложенная в 4 главе «Книги Бытия».
Это первое убийство на Земле, именно оно положило начало многовековой истории таких преступлений. Что толкнуло Каина на братоубийство? – обида, гнев, злость, ярость, зависть, это как раз те эмоции, которые часто вызывают агрессивные действия, если человеку не удается справиться с этим негативом. Удалось ли людям за тысячи лет научиться преодолевать эти разрушительные эмоции и гасить в себе агрессивность? – увы, не всем и не всегда…
Об этом написаны сотни картин художниками всех времен и народов. Для современных авторов это тоже оказалось актуальным.
Площадкой для проявления агрессии может служить что угодно – коммунальная квартира, политический митинг, семейная спальня и даже биржа ценных бумаг.
На бирже, к примеру, развертываются совсем нешуточные бои между игроками. Трейдеров, играющих на повышение стоимости акций и других бумаг, принято называть быками. Напротив, тех, кто зарабатывает на негативных новостях, снижающих цену бумаг той или иной компании, называют медведями. Бык атакует, поднимая рога вверх, медведь наносит удар сверху вниз – обычно именно так объясняют появление таких терминов.
Трейдеры перед началом торгов на одноименной картине совсем не выглядят агрессивными, они даже милые, но это лишь видимость. Оба животных известны своей силой, а рынок ценных бумаг – место, где сталкиваются стратегии и где есть место агрессивному поведению , последствия которого могут быть разрушительными, ведь медведи и быки на бирже сражаются за прибыль: если выигрывает одна стратегия, неизбежно проигрывает другая.
Ирина Попова в серии «Кто посеет ветер, пожнет бурю» показывает неприглядное лицо агрессии, одинаково искаженное перевозбуждением и у мужчин, и у женщин, и даже у детей.
Особенно легко, как известно, это неадекватное перевозбуждение возникает в толпе, где негативные эмоции легко берут верх над разумом и вызывают острые реакции.
При взгляде на эти портреты невольно возникает мысль о том, что стоит избегать мест, где люди теряют свое человеческое лицо. И особенно важно беречь от подобных воздействий детей!
Рассматривая произведения по теме "Агрессия" на выставке "Красные ворота\Против течения", приходишь к выводу, что все эти картины так или иначе раскрывают разные аспекты Зла (а не Добра), но зло это - не неизбежное, не экзистенциальное, а является порождением самого человека - следствием его эгоизма, алчности, неразумности, это ловушка, в которую человек загоняет себя сам. И, значит, в его силах из этой ловушки вырваться.