Найти в Дзене

Анатомические аномалии в живописи

Мы спокойно относимся к тому, что художники ошибаются. В том случае, если они учатся или просто не имеют хорошего фундаментального образования. Вот очевидно же, что эту даму писал художник не очень опытный. Так что вполне можем ему простить грудь, которая плавно перетекает в плечо. Да, у мастера не очень хорошее знание анатомии человеческого тела. А ещё отсутствует понимание, как тело ведёт себя в пространстве. Но нам сложно поверить, что ошибались и великие художники. У их героев тоже может перекосить плечо или же грудь съехать в район шеи. Но на то всегда есть причины. Давайте разбираться. На первый взгляд фигура Венеры на картине Боттичелли выглядит очень даже достойно. Мы просто доверяем мастеру и не ожидаем никаких там неточностей в анатомии. Но! Присмотревшись, Вы их обнаружите тем не менее. Да, у Венеры сильно вытянутая шея и слишком покатое плечо. Но тут я думаю, мастер сделал это намеренно. Чтобы сделать фигуру своей героини изящнее, женственнее. Но вот со стопами Венеры явно
Оглавление

Мы спокойно относимся к тому, что художники ошибаются. В том случае, если они учатся или просто не имеют хорошего фундаментального образования.

Вот очевидно же, что эту даму писал художник не очень опытный. Так что вполне можем ему простить грудь, которая плавно перетекает в плечо.

Неизвестный художник. Флора (предположительно портрет балерины Истоминой). 1820-е годы. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина.
Неизвестный художник. Флора (предположительно портрет балерины Истоминой). 1820-е годы. Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина.

Да, у мастера не очень хорошее знание анатомии человеческого тела. А ещё отсутствует понимание, как тело ведёт себя в пространстве.

Но нам сложно поверить, что ошибались и великие художники. У их героев тоже может перекосить плечо или же грудь съехать в район шеи.

Но на то всегда есть причины. Давайте разбираться.

Ошибки Боттичелли

На первый взгляд фигура Венеры на картине Боттичелли выглядит очень даже достойно. Мы просто доверяем мастеру и не ожидаем никаких там неточностей в анатомии.

Но! Присмотревшись, Вы их обнаружите тем не менее.

Боттичелли. Рождение Венеры. 1484. Галерея Уффици, Флоренция.
Боттичелли. Рождение Венеры. 1484. Галерея Уффици, Флоренция.

Да, у Венеры сильно вытянутая шея и слишком покатое плечо. Но тут я думаю, мастер сделал это намеренно. Чтобы сделать фигуру своей героини изящнее, женственнее.

Но вот со стопами Венеры явно что-то не то. И это уже больше похоже на анатомическую ошибку.

Давайте приблизим.

-3

Мы видим, что ступня Венеры довольно своеобразная. Её свод слишком выпуклый!

В чём же причина?

Дело в том, что это первое ню со времён античности! Да, современники мастера изображали грешников голыми. Но не с целью показать их красоту, конечно. Наоборот, с целью буквально оголить их порочность.

А вот прелестное женское тело первым написал именно Боттичелли!

А это было очень сложной задачей. Ведь Церковь считала греховным такое дело. Не было вообще такого понятия, как модель, которая может позировать художнику голышом!

Так как же Боттичелли умудрился написать ню?

Просто его моделью была не живая женщина, а… каменная. В это время семья Медичи уже обладала античной статуей Венеры. Вот этой.

Венера Целомудренная. Мраморная копия с бронзовой статуи Праксителя. I век до нашей эры. Галерея Уффици во Флоренции.
Венера Целомудренная. Мраморная копия с бронзовой статуи Праксителя. I век до нашей эры. Галерея Уффици во Флоренции.

А теперь давайте посмотрим на ступни статуи. И вуаля! Мы видим те же «ошибки».

-5

Но античный мастер не ошибся, а сделал стопы крупнее намеренно.

Дело в том, что это мраморная копия с бронзовой статуи древнегреческого мастера. А последний был вынужден делать стопы крупнее, чтобы придать своей работе устойчивость.

В свою очередь древнеримский мастер перенёс эту особенность в мраморную работу. Хотя это уже было не обязательно. Так как у скульптуры из такого материала всегда есть подпорка. В данном случае - в виде дельфина.

Получается, что Боттичелли просто срисовал ступни мраморной Венеры. Так как у него не было другого способа увидеть женские стопы.

А теперь посмотрите на фигуру цветочной нимфы Хлорис слева. Она обхватила ногами и руками своего жениха Зефира.

Тут уже анатомические огрехи ещё более очевидны!

Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент. 1484. Галерея Уффици, Флоренция.
Боттичелли. Рождение Венеры. Фрагмент. 1484. Галерея Уффици, Флоренция.

Плечо у дамы слишком длинное. А разворот туловища не соответствует тому, как расположена её нога.

Может, конечно, нимфы так и умеют делать. Но люди точно нет). Если так кого-то обхватить ногой, то рукой уж вряд ли так сможешь обнять.

Но тут мы легко можем оправдать Боттичелли.

Мало того, что ему пришлось изобразить первые со времён античности обнаженные фигуры, так ещё и в такой динамичной, крайне необычной позе. Стоящую Венеру, конечно, написать проще.

Но начало было положено. В дальнейшем художники всё больше совершенствовали свои знания анатомии.

Да, бывали огрехи. Как, например, у Веронезе. Смотрите, у его Сусанны плечо какое длинное!

Веронезе. Сусанна и старцы. 1550. Лувр, Париж.
Веронезе. Сусанна и старцы. 1550. Лувр, Париж.

Но в целом анатомия была усвоена художниками первого ранга на пять с плюсом.

Если только речь не шла о художниках, специализирующихся на конкретном жанре.

Ошибки голландского художника

Вы уже натренировали немного глаз на Боттичелли. Поэтому наверняка увидите, что не так с фигурой на этой картине.

Клара Петерс. Суета сует (автопортрет). 1620. Частная коллекция.
Клара Петерс. Суета сует (автопортрет). 1620. Частная коллекция.

У Клары рука растёт откуда-то из под груди! Хотя надо бы ей быть поближе к плечу.

Но плечо и так плохо себя чувствует, судя по его гигантским размерам.

Однако перед нами художник высокого класса, имеющая уже значительный опыт работы. Просто она специализировалась на натюрмортах. И портреты − неведомая для неё территория.

Так что не ошибиться в анатомии было крайне сложно. И она, конечно, ошиблась.

А вот вазы, бокалы и цветы у неё получались великолепно! Вот ещё одна её работа. На ней нет людей, так что всё очень профессионально.

Клара Петерс. Натюрморт с цветами и золотым бокалом. 1611 г. Музей Прадо, Мадрид.
Клара Петерс. Натюрморт с цветами и золотым бокалом. 1611 г. Музей Прадо, Мадрид.

А что же происходило в России?

Что ж, русские художники прошли тот же путь анатомических ошибок, что и их коллеги из Италии и Голландии.

Ошибки Аргунова

Правда, эти ошибки они уже совершали позже, начиная с XVIII века. До этого была иконопись со своими канонами. И там реалистичность в анатомии вообще была не важна.

А вот когда дело дошло до светских портретов, тут и началось самое интересное.

Сначала были парсуны. Это уже светская живопись, но во многом с канонами иконописи. И анатомические ошибки здесь были неизбежны. Как вот на этой работе.

Неизвестный художник. Портрет промышленника Никиты Демидова. Начало XVIII века. Нижнетагильский музей-заповедник «Горный Урал».
Неизвестный художник. Портрет промышленника Никиты Демидова. Начало XVIII века. Нижнетагильский музей-заповедник «Горный Урал».

Мы видим, что у портретируемого весь лоб в морщинах. При этом эти морщины есть и на висках! Но так же не бывает, верно?

И да, и нет. С одной стороны, светский портрет предполагал реалистичность. Но морщинистые виски в этом плане подводят.

С другой стороны, это парсуна. То есть портрет писал художник, знакомый с иконописными канонами. А на иконах были важны символы.

Так вот, морщины означали мудрость. И чем больше морщин, тем мудрее изображённый. Так что с точки зрения иконописи художник поступил верно.

Но постепенно иконописные каноны отходят на задний план. И появляется по-настоящему светские портреты. И даже женские фигуры с оголенными плечами!

Иван Аргунов. Портрет княгини Лобановой-Ростовской. 1754. Русский музей в Эрмитаже.
Иван Аргунов. Портрет княгини Лобановой-Ростовской. 1754. Русский музей в Эрмитаже.

А раз что-то новое, значит и ошибки неизбежны.

И вот мы видим, что правая грудь княгини «убежала» слишком высоко и почти залезла на плечо.

Так что же не так сделал Аргунов?

По платью мы видим, что он хотел повернуть корпус вправо. Но туда он повернул не всё. Грудь, да, сместилась в ту сторону. А вот плечо осталось на месте. И из-за это грудь «наехала» на него.

Но такие ошибки мы тоже готовы простить Аргунову. Этот портрет писался ещё до появления Академии Художеств. То есть получить фундаментальное образование было сложно, разве что за счёт частных уроков.

Как раз в Академии впоследствии оттачивали мастерство в плане анатомии.

Поэтому в XIX веке, в том числе благодаря возможности получить такое образование, русские художники стали очень сильны в портретной живописи. Как никогда! С анатомией у многих было всё в порядке. Однако вызывает вопросы… Василий Перов.

Многие его герои − с непропорционально большими головами. И взрослые, и дети.

Василий Перов. Слева: Девочка с кувшином. 1869. Русский музей в Санкт-Петербурге. Справа: Чистый понедельник. 1866. Третьяковская галерея.
Василий Перов. Слева: Девочка с кувшином. 1869. Русский музей в Санкт-Петербурге. Справа: Чистый понедельник. 1866. Третьяковская галерея.

Как думаете, почему? Ведь Перов тоже учился у профессионалов! И сам в результате стал… академиком!

Какие Ваши предположения? И если нужно, напишу позже, что я думаю по этому поводу. Подпишитесь, чтобы не пропустить анонс новой статьи на моём канале «Дневник Живописи».

***

Если Вам близок мой стиль изложения, и Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 14 уроков, а также онлайн-тест: