Спартак - самая популярная команда страны. И пусть с этим могут не согласится в городе на Неве, люди разбирающиеся в футболе и так все знают. Я же расскажу о не самых известных, но очень интересных историях про красное-белый коллектив. А прежде чем читать дальше, пожалуйста, подпишитесь!
Романцев интересно успокаивал Бескова.
У Романцева хватало забавных случаев и в бытность футболистом. Однажды ему так наскучили указания Константина Бескова с бровки, что он решил над ним пошутить прямо во время матча.
В тот день Спартак проводил встречу на призы газеты «Неделя» с Кайратом. А главному тренеру московского клуба не сиделось на месте.
«Он кричал: «Алик, скажи Мирзояну, чтобы перестроился! Алик, пасуй вправо! Алик!» Я — ноль внимания, делаю свою работу. Бесков не унимается: «Алик, Алик, Алик!».
И тут — заброс на мой фланг, на Пехлеваниди. Я первый на мяче, рядом Дасаев, могу спокойно отдать ему мяч. И Пехлеваниди вроде как не очень настойчиво бежит. Но я специально останавливаюсь и оборачиваюсь к скамейке: «Что, Константин Иванович?» Пехлеваниди в итоге добегает до мяча, мчится к воротам и забивает гол. Я смотрю на Бескова. А тот машет рукой: «Да ну тебя!» И после этого замолчал», — признавался Романцев.
Юран пытался сбежать из Киева в Москву.
Впервые Юран мог оказаться в Спартаке еще в 1990 г. Уроженец Луганска (тогда еще Ворошиловграда) и воспитанник местной Зари выдал прекрасный сезон в составе киевского Динамо: помог команде завоевать золото чемпионата, Кубок СССР и занял второе место в опросе на звание лучшего футболиста страны. В результате нападающего попытался переманить главный тренер Спартака Олег Романцев.
«Осенью 1990-го, сразу после сезона, сборная СССР поехала в турне по Латинской Америке, – вспоминал Юран. – Вернулись в столицу, в Киев мне на следующий день только, в аэропорту подходит человек: «Олег Иванович хочет с вами переговорить». Почему нет? Выходим, стоит Волга, в ней Романцев. Долго тянуть не стал: «Есть желание перейти в Спартак?» – «Мне спартаковский футбол очень нравится» – «Так давай, в чем проблема?». Тут же принимаю решение, пишу заявление».
Однако Спартак и Динамо были принципиальными соперниками, а отношения между двумя клубами – враждебными. Поэтому переезд молодой звезды Киева в Москву спровоцировал бы большой скандал. На Украине Юрану пригрозили, что в случае трансфера в Спартака у семьи игрока будут проблемы. Сергей рассказывал, как его вызывали на самый верх, узнав о переговорах с Романцевым:
«Прилетаем в Киев, а там уже все на ушах: Юран убегает в Спартак! Веремеев, начальник команды, говорит: «Тебя в ЦК компартии Украины вызывают». Мама дорогая! Ну ладно, приехал. Очень короткий был разговор, вроде как ни о чем. «У вас родители в Ворошиловграде? Мама поваром работает, отец – слесарь на заводе, все правильно? И брат там живет, верно? Ну, хорошо, вы свободны». Выхожу, говорю Веремееву: «Не пойму, что за ерунда: папа, мама… Странно как-то» – «Ты ничего не понял, что ли? Хочешь, чтобы в Ворошиловграде были проблемы?»
В результате Юран решил не рисковать и остался в Киеве. А уже летом 1991-го уехал в Европу: Динамо согласилось продать нападающего португальской Бенфике за $3,5 млн. Но желание Сергея поиграть за Спартак все же сбылось – спустя четыре года.
В Португалии Юран выступал за Бенфику и Порту, а летом 1995 г. стал свободным агентом. Сергей собирался продолжить карьеру в Европе, но тут снова пришло приглашение от Романцева. И Юран переехал в Москву на пару с экс-спартаковцем Василием Кульковым, с которым они вместе играли за рубежом.
«У нас с Василием закончился контракт, Спартак предложил помочь команде до конца календарного года, а потом, мол, видно будет. Захотим – сможем уйти. Имелись варианты продолжения карьеры в Западной Европе, но они не были более привлекательными. Одно дело пойти в клуб, который борется за выживание, другое – в Спартак, которому предстояло стартовать в Лиге чемпионов. Мы учли этот футбольный момент и пришли к выводу, что целесообразно поехать в Россию», – объяснял решение Юран.
На этот раз переход Юрана в Спартак вызывал неоднозначную реакцию уже не из-за смены клуба, а по футбольным причинам. Бытовало мнение, что игроки, воспитанные в киевском Динамо, не подходят для спартаковского стиля. Если легендарный тренер Динамо Валерий Лобановский делал ставку на физические качества футболистов, скоростную, силовую игру, то его оппонент из Спартака Константин Бесков (а позже и Романцев) подбирал более техничных, думающих и умеющих завязывать многоходовые комбинации исполнителей. Спартаковский стиль считался более тонким, нестандартным.
Но Юран прекрасно вписался в Спартак Романцева и показал себя игроком, способным адаптироваться под любой футбол. Тот короткий отрезок в полгода – возможно, самый яркий период в карьере нападающего. Сергей был одним из лучших игроков команды, которая установила рекорд для России: выиграла все шесть матчей на групповом этапе Лиги чемпионов.
Спартак стартовал с победы над Блэкберном в Англии (1:0). Юран забил победный мяч в конце первого тайма. Во втором туре команда Романцева переиграла дома польскую Легию (2:1). Сергей снова отличился, и опять его гол стал победным для москвичей. В третьем туре Спартак играл в Норвегии с Русенборгом и до перерыва был сам на себя не похож и уступал (0:2). Но во втором тайме команда Романцева преобразилась, забив четыре мяча. Юран сделал две голевые передачи. В четвертом туре Сергей забил победный гол в домашнем матче с Русенборгом (4:1). Только в пятом туре нападающий не отметился результативными действиями, но внес вклад в крупную победу над Блэкберном в «Лужниках» (3:0). Последний тур группового этапа Юран пропустил.
История вражды с конями.
Несмотря на многолетнюю гегемонию ленинградского Газовика в РПЛ, главным матчем чемпионата России остается противостояние Спартака и цска. В каком бы состоянии ни находились команды, их встречи всегда ждут с нетерпением.
В послевоенные годы чемпионом СССР пять раз подряд стали предшественники цска - ЦДКА и ЦДСА, Спартак же в то время не представлял грозной силы. Красно-белые начали доминировать с конца 1950-х, а к тому моменту кризис начался как раз у армейцев. Так что долгое время и красно-белые, и красно-синие имели принципиальное соперничество с другими московскими клубами — Динамо и Торпедо.
А вот в хоккее интересы команд пересеклись раньше — с начала 1960-х Спартак смог навязать конкуренцию звездному цска, за который играло большинство хоккеистов сборной СССР. Несмотря на подавляющее превосходство над соперниками, «армейцы» четырежды уступили чемпионское звание красно-белым — в 1962, 1967, 1969 и 1976 годах. Так что принципиальное соперничество коллективов зарождалось именно в хоккее.
У болельщиков Спартака на протяжении всего советского времени была еще одна веская причина недолюбливать цска, помимо той, что красно-синие составляли конкуренцию их любимцам. Что хоккейные, что футбольные «армейцы» могли с легкостью забрать у конкурента практически любого футболиста призывного возраста. Тот формально проходил службу в армии и выступал за «армейцев».
Так произошло в 1975-м году с действующим футболистом сборной СССР и капитаном Спартака Сергеем Ольшанским. Его сначала отправили проходить настоящую службу в Хабаровск, а затем вернули в Москву, где он присоединился к команде цска. В итоге он задержался там на четыре года. Примерно то же произошло с Владимиром Букиевским и Виктором Самохиным, находившимися на первых ролях в Спартаке в 1970-е.
Новый виток взаимной антипатии Спартака и цска связан с возникновением фанатского движения в конце 1970-х. У красно-белых армия поклонников была гораздо больше, чем у армейцев, и изначально спартаковцы не воспринимали земляков всерьез.
Все изменилось в 1981-м, когда цска в Кубке УЕФА дома играл с австрийским Штурмом, а фанаты красно-белых решили прийти на стадион и поддержать клуб из Граца. Красно-синие были в шоке от такой наглости и устроили потасовку, которую быстро пресекли сотрудники правопорядка. Однако отношения болельщиков двух московских клубов после этого эпизода испортились окончательно.
В 1990-е цска не мог составить конкуренцию Спартаку, который брал чемпионство за чемпионством, зато у команды появилось мощное фанатское объединение Red Blue Warriors, вдохновленное британской околофутбольной культурой. Аналогичное объединение под названием Flints Crew организовали и поклонники Спартака.
Вслед за «флинтам» и RBW у армейцев и москвичей начали появляться новые и новые фирмы, которые устраивали друг с другом локальные драки, однако два самых жестких побоища произошли на стыке XX и XXI веков.
В 1998-м примерно 300 болельщиков цска у ледового дворца в Сокольниках атаковали около 700 фанатов Спартака. Несмотря на численное преимущество, красно-белые не вышли победителями из поединка: соперники несколько раз успешно контратаковали, в травмпунктах оказалось порядка 150 человек, а милиция долго не могла разогнать дерущихся. Это удалось сделать только выстрелами в воздух. «Армейцы» приписывают победу в той драке себе, а спартаковцы считают, что побоище закончилось ничьей.
Зато через три года в другой масштабной драке красно-белые смогли одержать уверенную победу, которая никем не оспаривается. Группа примерно из 250 спартаковцев на выходе из метро «Китай-Город» атаковала превосходящее почти в два раза количество болельщиков ЦСКА и нанесла им чувствительное поражение.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, если вам понравилась или оказалось полезной эта статья. Так же автора можно поддержать рублем на карту Т-Банка: 2200 7008 7299 2382