Найти тему

«Штрафы выгоднее постоплаты»: в Казани ужесточают санкции за неоплату парковки

Оглавление
   Фото KazanFirst
Фото KazanFirst

В Татарстане меняют региональный КоАП, чтобы исключить возможность обжалования в судах санкций за неоплату муниципальной парковки. В разработанном по инициативе мэрии Казани проекте сказано, что штрафы в 2,5 тысячи рублей будут выписывать также за несвоевременную (в течение 15 минут) оплату. В Федерации автовладельцев говорят, что «штрафы приносят больше доходов, чем система постоплаты», которая действует, например, в Москве.

Комитет Госсовета РТ по законности и правопорядку подготовил изменения в КоАП Татарстана, предложив уточнить ст. 3.16. Она предусматривает штраф в 2,5 тысячи рублей за неуплату муниципальных парковок в Казани.
После внесения поправок штраф будет взиматься в том числе за «внесение платы позднее срока для оплаты за пользование парковкой, установленного муниципальным правовым актом», а также за «внесение платы в размере меньшем», чем это сказано в правилах. Сама статья будет называться «Нарушение порядка пользования платными муниципальными парковками (парковочными местами)».

«Парковочная сессия должна быть оплачена в первые 15 минут пользования парковкой», — напоминают депутаты в пояснительной записке к законопроекту. Однако сейчас сложилась «отрицательная судебная практика», когда автовладельцы оспаривают штрафы в том случае, если они оплатили парковку постфактум или внесли сумму меньше.
— Суды, отменяя постановления административной комиссии Казани, ссылаются на отсутствие состава административного правонарушения в действиях привлекаемых лиц, — указывают в профильном комитете Госсовета.
По словам депутатов, люди, «понимая свою безнаказанность, оставляют машины на неограниченное количество времени, оплачивая пользование парковкой постфактум либо не в полном объеме», тем самым «ограничиваются права добросовестных и законопослушных граждан на размещение транспортного средства на платной муниципальной парковке».

Председатель комитета Госсовета по законности и правопорядку Александр Чубаров («Единая Россия») рассказал, что с инициативой внести изменения в закон выступил мэр Казани Ильсур Метшин, который обратился по этому поводу к раису Татарстана Рустаму Минниханову.
— Неоднократно мы собирались по данному вопросу, и Государственным советом был организован, с привлечением всех заинтересованных лиц, ряд заседаний. Пришли к обоюдному мнению, что необходимо подготовить законопроект и внести его на ближайшую сессию Госсовета, — отметил Чубаров на заседании своего комитета.
При этом омбудсмен
Сария Сабурская высказала недовольство, что проект, затрагивающий интересы граждан, разрабатывался без ее участия.

-2

Фото KazanFirst

Как сейчас регулируют парковки

В Казани муниципальные парковки заработали еще весной 2015 года. Таким образом власти хотели упорядочить транспортную ситуацию в городе и разгрузить улицы. Сначала платные парковочные места были организованы только в центре татарстанской столицы, но затем их стали обустраивать практически во всех районах города.
Сейчас, по
информации сайта «Казанский паркинг», в городе действует 8 681 платное парковочное место на 345 территориях. Исполком города планирует расширить количество платных парковок до 9 968.
Плата за парковку варьируется от 30 до 100 рублей за час. Казанские парковки предлагают следующие условия пользования: в рабочие дни с 8:00 до 19:00 парковка функционирует в платном режиме, в оставшееся время, а также в выходные и праздничные дни оплата не взимается. Парковку, согласно муниципальным правилам, необходимо оплатить в течение первых 15 минут после размещения автомобиля.
В скором времени планируется повышение тарифов на парковку и некоторые участки могут достигнуть цены 130 рублей в час. Согласно проекту, который проходил антикоррупционную экспертизу, плата за парковку вырастет на 20 участках. На пяти она поднимется до 50 рублей в час, на девяти — до 70 рублей, на трех — до 100 рублей и на трех участках, включая площадь Свободы, а также улицы Театральную и Пушкина, — до 130 рублей в час.
Фиксация нарушений на муниципальных парковках осуществляется несколькими способами. Основной метод — использование камер фото- и видеофиксации, установленных на парковках. Эти камеры автоматически фиксируют автомобили, которые нарушают правила парковки, например, при неоплате стоянки. Также они могут распознавать случаи, когда водители намеренно скрывают регистрационные номера своих машин, что является частой проблемой.
Кроме того, в городе проводятся регулярные рейды по проверке автомобилей на парковках. В случае нарушения, например, если водитель не оплатил парковку, административная комиссия выписывает штраф в размере 2,5 тысячи рублей по ст. 3.16 КоАП РТ. Водитель может обжаловать решение в районных судах.

-3

Фото KazanFirst
Использование системы «Сова-М», которая прошла тестирование в Казани, так же помогает фиксировать нарушения. Система может автоматически фиксировать машины, с которых сняты номера на парковке, и передавать данные для дальнейшего административного разбирательства.
Кроме того, в Казани устанавливают блокираторы на колеса автомобилей. Это начали делать с декабря 2021 года. Их применяют на машинах без номеров, которые припаркованы на платных муниципальных парковках. За первое полугодие 2024 года в Казани установлено всего 69 блокираторов, что значительно меньше по сравнению с 269 случаями в прошлом году. Число поврежденных или украденных блокираторов так же снизилось почти в пять раз.
Кроме того, городские власти рассматривают возможность расширения практики применения блокираторов, например, для брошенных фур, которые мешают уборке улиц в зимний период.

«Цель — уменьшить количество машин, а не взять больше денег»

Замруководителя казанского городского исполкома Ильдар Шакиров сообщал, что в бюджет города от «Казанского паркинга» в 2023 году поступило в общей сложности около 400 млн рублей. Из этой суммы около 295 млн рублей было фактически взыскано по штрафам за нарушение правил парковки.
— Эти деньги направлены как на капитальный ремонт социальных объектов, так и на организацию дорожного движения в городе, — пояснял Шакиров.
По его словам, только в 2023 году на средства от оплаты парковок было, в частности, приобретено 2,5 тысячи дорожных знаков, 42 информационных табло ожидания общественного транспорта, установлено 36 светофоров и 164 опоры для улично-дорожной сети.

  📷
📷

Фото KazanFirst
— Бесплатно стоящие на дороге автомобили мешают движению, а платные парковки помогают его улучшить, — говорил мэр Казани
Ильсур Метшин.
Вопрос о введении системы постоплаты парковок в Казани неоднократно обсуждался, когда в Госсовете принимали закон «О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения». На тот момент депутат Госсовета Татарстана
Артем Прокофьев (КПРФ) предлагал узаконить возможность постоплаты, однако мэрия города и другие чиновники неоднократно выступали против. Их аргументы заключались в том, что постоплата может усложнить администрирование системы парковок и снизить доходы бюджета от штрафов.
В то же время в Москве система постоплаты уже действует, что позволяет водителям сначала припарковаться, а потом оплатить стоянку в течение ограниченного времени.

«Это скажется не только на кошельках граждан, но и на наших судах»

Согласно данным KazanFirst, в Вахитовском суде Казани зафиксировано 2 506 жалоб на решения по статье 3.16 КоАП РТ в 2022 году, а в 2023-м их количество возросло до 4 231. В течение первых восьми месяцев 2024 года было подано уже 5 379 заявлений оспаривания штрафов за платную парковку. Как и прежде, основные причины для оспаривания штрафов остаются прежними: это неправильный ввод номера государственного регистрационного знака автомобиля, номера парковочного места, оплата после окончания времени стоянки и частичная оплата.
Мэрия Казани предоставила KazanFirst информацию о работе автоматизированной системы «Казанский паркинг» и судебных делах, связанных с нарушениями правил парковки. Согласно статистике, в 2023 году было вынесено более 120 тысяч постановлений, из которых около 4,5 тысячи обжаловано, из них почт 3,8 тысячи отменено. За первые девять месяцев 2024 года количество постановлений выросло до 163 тысяч, при этом обжаловано 7,8 тысячи, а отменено 5,7 тысячи решений. В том числе 2,1 тысячи случаев отмены штрафов связаны с оплатой парковок.
В комитете по транспорту настаивают, что система «Казанский паркинг» безошибочно фиксирует оплаченные и неоплаченные парковочные сессии, но многие штрафы возникают из-за ошибок или сознательных нарушений со стороны пользователей.

  📷
📷

— Часто водители не успевают внести оплату в течение 15 минут после прибытия на место, хотя правилами предусмотрен этот интервал для бесплатной стоянки, — подчеркивают в комитете.
После этого времени парковка должна быть либо оплачена, либо место освобождено, иначе система автоматически накладывает штраф.
Помимо этого проблемы часто возникают из-за того, что водители ошибаются при вводе номера парковочной зоны или государственного номера автомобиля. Комитет по транспорту напоминает, что такие ошибки можно исправить в приложении «Горпарковки» или на сайте до конца дня, и более тысячи пользователей уже воспользовались этой функцией в первые два месяца её работы.
Система также фиксирует случаи, когда водители оплачивают только часть времени стоянки, например, первый и последний час, забывая оплатить промежуточные часы. В таких случаях, по словам представителей комитета, пользователи могут подать заявление в суд с аргументом, что они якобы уезжали с парковки. Однако суд может запросить промежуточные фотографии для подтверждения фактического времени нахождения автомобиля на месте.
Особое внимание комитет обращает на случаи, когда пользователи сознательно оплачивают парковку в зоне с меньшей стоимостью, чем фактическая зона стоянки.
— Были случаи, когда водители намеренно выбирали более дешевые зоны, находящиеся далеко от места фактической парковки, используя погрешность геолокации как оправдание, — утверждают представители мэрии.
Один из таких случаев произошел, когда водитель оплатил парковку в зоне стоимостью 50 рублей, хотя стоял в другой зоне, где парковка стоит 70 рублей.
К сожалению, как отмечает мэрия, суды не всегда запрашивают у комитета по транспорту дополнительные данные, что порой вводит их в заблуждение при рассмотрении дел и приводит к отмене штрафов.

-6

Фото KazanFirst
Депутат Казанской городской Думы
Динара Халимдарова (КПРФ) считает, что нововведения могут затронуть не только нарушителей, но и добросовестных граждан, которые могут оказаться оштрафованными за опоздание с оплатой парковки.
— Ведь мы знаем, что ситуации бывают разные, — отметила Халимдарова, — причины, по которым человек оплатил парковку невовремя или совершил постоплату, могут быть уважительными.
Она подчеркнула, что главное в этом вопросе — факт самой оплаты. Тем не менее новые правила подразумевают, что теперь бесплатный 15-минутный период практически исчезает для тех, кто планирует оставить машину на более длительное время, так как «оплачивать нужно сразу как приехали».

«Штрафы выгоднее, чем постоплата»

Халимдарова также указала на то, что количество платных парковочных мест постоянно увеличивается — они появляются не только в центре города, но и в других районах, а стоимость парковки растет. При этом, по ее словам, не создаются должные условия для того, чтобы люди могли пересаживаться на общественный транспорт.
— Мы знаем, какие проблемы с общественным транспортом в нашем городе, — заявила депутат, — по-прежнему нет необходимого количества перехватывающих парковок.
Она выразила мнение, что если мэрия действительно не ставит целью зарабатывать на парковках, а лишь стремится улучшить дорожную ситуацию, то необходимо ввести систему постоплаты, чтобы не создавать условий для увеличения числа штрафов. Халимдарова добавила, что «это скажется не только на кошельках граждан, но и на наших судах, которые и без того завалены делами».
— В свое время я был против введения платной парковки. Моя позиция остается прежней: я против того, что правила продолжают ужесточать, — заявил KazanFirst юрист Федерации автовладельцев России
Владлен Копвилль.
По его словам, пользователи могут не успевать вовремя оплатить парковку или делать это частично, что приведет к штрафам. Копвилль отметил, что «город постепенно увеличивает количество платных парковок», расширяя их не только в центре, но и в спальных районах. Он считает, что такие меры направлены на увеличение поступлений от штрафов:
— Штраф 2,5 тысячи рублей намного выгоднее, чем оплата за час парковки в размере 50 или 100 рублей.
Также юрист выразил недоумение, почему в Казани ее до сих пор не ввели, хотя в других городах, таких как Москва, эта система уже работает. Копвилль считает, что штрафы приносят больше доходов, чем система постоплаты, и предполагает, что именно по этой причине изменения не происходят:
— Начальство прямо заявляет, что план по сборам перевалил за 100 миллионов рублей и такие суммы за обычную оплату парковки не собрать — только за счет штрафов.