В некотором роде можно сказать, что автор — всегда рассказчик. Но как форма повествования это имеет свои определённые особенности. Рассказчик — это способ поведать историю как бы со стороны, дополняя события размышлениями «в сторону».
Повествование от лица рассказчика.
Такой тип повествования можно отнести к смешанному в каком-то смысле. Потому что автор сознательно вводит некоего закулисного персонажа, который рассказывает историю. Таким образом возникают условные отношения «рассказчик — слушатель». Сам рассказчик в тексте при этом чаще всего лицо нейтральное, не участвующее в событиях напрямую. Хотя мемуары тоже можно отнести к такому типу повествования, и там герой и рассказчик — одно лицо. Но разница между рассказчиком и повествованием от первого лица как раз в том, что в первом случае это «история, которая произошла, и теперь она будет пересказана», а во втором — «история, которая происходит, и мы в ней участвуем». Только при использовании рассказчика уместно обращение ко второму лицу. Например, как в книге Джерома К. Джерома «Трое в лодке, не считая собаки»:
И вот вам снится, что на вас сел слон и что извержение вулкана бросило вас на дно моря вместе со слоном, который спокойно спит у вас на груди.
Введение рассказчика будет большим плюсом, если автору требуется периодически делать лирические или философские отступления, не относящиеся к основной линии повествования. Это могут быть краткие экскурсы в историю, размышления, заметки или воспоминания. Или обращения напрямую к читателю.
Минусом введения рассказчика будет опять же узость взгляда — то есть всё повествование будет производиться именно с точки зрения рассказчика и именно его. Лирические отступления и размышления тоже будут принадлежать именно рассказчику, соответственно, и читатель будет воспринимать происходящее с героем именно через призму восприятия рассказчика.
Разбор примеров.
Пример первый, неудачный
Мальчик шагал по лесу, угрюмо пиная сухие иголки. Родители его ушли немного вперед, и он чувствовал себя несколько одиноким в этой глуши. Мохнатые лапы елей ласково трепали его по голове, но мальчику не нравилось такое внимание леса к себе. Он хотел, чтобы так его трепала по волосам мама, и не только когда он молодец или рядом с ней, но всегда. Мальчик со злостью пнул мухомор, подвернувшийся под ногу, и поднял глаза. Впереди мелькнула красная куртка отца. Глаза мальчика чуть расширились, и он побежал к отцу, испугавшись самого худшего. Но всё обошлось.
Почему мальчик испугался? Эту историю мне хотелось бы рассказать отдельно.
Было повествование от третьего лица, почти что глазами мальчика, который шел по лесу. И тут внезапно, без перехода, влезает рассказчик. Рассказчик либо есть, либо нет, он не должен периодически неожиданно всплывать.
Пример второй, лучше
Эта история случилась много лет назад, одним весенним утром, когда птицы щебетали свои утренние песни, а солнце робкими лучами пробиралось в окна графского замка. После плотного завтрака — а завтраки в аристократических семьях такого достатка другими не бывают — граф и графиня, захватив своего маленького сына, отправились в лес на прогулку. Мальчик, казалось, шел неохотно, постоянно отставая и блуждая среди елей, но каждый раз он догонял отца, и мама трепала его по волосам.
Рассказчик нейтрален, он лишь повествует историю. История может быть смешной, и ему будет смешно, может быть страшной, и ему будет страшно. Но от истории, а не внутри нее.
Выбор рассказчика.
Безусловно, такой формат повествования тоже интересен и более чем имеет право на существование в художественной литературе. Однако в куда большей мере он используется в публицистическом и эпистолярном жанре, где действительно есть место обращению к читателю.
Ещё по теме: Первое лицо, Третье лицо, Смешанный тип