Единственный выстрел голландского корабля "Дельфин" поразил супницу (очевидно с супом?) на имперском судне "Ле Луи", и этого оказалось достаточно для победы!
Этот военный конфликт, уложившийся в один день 8 октября 1784 года (сегодня празднуем — супом!) неизменно входит в топ и подборки типа "Самые дурацкие (глупые, странные, курьёзные, бескровные) войны", и произошёл он между Голландией и Священной Римской империей, точнее — одной из имперских провинций Австрийские Нидерланды.
Эту войну одного дня, а точнее даже — одного выстрела, называют по-разному: австрийцы — Война супника, Война супницы, Война из-за котелка с супом, голландцы называют её Войной котла и Войной мармитов: Marmite War (мармит — ёмкость для супа, сохраняющего его в горячем виде по принципу термоса).
Но самое удачное, на мой взгляд, название было предложено англичанами: Война чайников (Kettle War), учитывая дополнительную коннотацию в русском языке.
"Чайником" мы называем не разбирающегося в каком-либо вопросе человека, профана.
Также стоит подумать о фразеологизмах "чайник свистит" — в значении "кукушка поехала", "чайник не варит" — "дурак" и т.д.
Причины войны — деньги!
Нет, повод у войны был серьёзный и весьма почтенный — деньги.
Голландская республика перегородила плотиной судоходную реку Шельду — для того, чтобы их в порты на Северном море — Амстердам и Роттердам — поступал весь торговый траффик морским путём. Речной путь по Шельде оказался закупорен, и находящиеся вниз по реке порты Антверпен и Гент во владениях Священной Римской империи — попросту захирели, в то время как морские порты Голландии — напротив, богатели и процветали.
Начавший войну король Австрии Иосиф II — был инициативным болваном.
Венценосец изнурял себя работой и придумывал бесконечные реформы, очевидно подражая Петру Великому, о деятельности которого был хорошо осведомлён, тесно общаясь с русской императрицей Екатериной II.
Если наш Пётр работал на голландских верфях простым плотником, строя корабли, то Иосиф Бестолковый — пахал, например, землю — на глазах у изумлённых крестьян, которых он решил во что бы то ни стало облагодетельствовать.
Однако для того, чтобы монарх не выглядел смешным при занятии физическим трудом, он должен обладать харизмой, а при проведении реформ — талантом, но ни того, ни другого у австрийского короля не наблюдалось.
Совершенно случайно, из-за поражения Испанской ветви Габсбургов в Войне за испанское наследство — австрийским Габсбургам отошли южные провинции, Нидерланды. Также случайно Иосифу достался трон Священной Римской империи.
Вообразивший себя великим монархом, король-император решил наказать молодую и агрессивную буржуазно-торговую республику за блокирование реки Шельды, и с этой целью послал для прорыва плотины всего три небольших корабля, в том числе торговый Le Louis. Венценосец встал в красивую позу и начал угрожать войной тем, кто с успехом противостоял могущественной Испании на суше и на море в ходе Нидерландской революции.
Голландцы посмеялись и решили, что довольно будет ответить одним военным кораблём Dolfijn ("Дельфин").
Так началась курьёзная однодневная Война супницы — Война чайников.
Самое короткое описание войны
Далее, друзья, последует самое короткое описание морского сражения и одновременно — и всей войны.
Голландский корабль выстрелил в австрийско-имперский, единственный выстрел попал в супник, и имперцы сдались.
Два остальных корабля австрийцев — даже не приняли участие в "сражении".
А был ли суп?
По правде говоря, друзья, если бы я дополнительно не рассказал о бестолковом Иосифе II, рассказ о Войне супницы представлял бы крохотную заметку.
Разумеется, у меня, как и у вас — возникают вопросы. Прежде всего, почему из-за такой мелочи, как разбитый супник произошла капитуляция трёх кораблей перед одним, а вместе с этим курьёзом — оказалась проиграна эта бескровная война?
Ценная супница? Очень вкусный суп? Для кого он, кстати, предназначался? Для капитана или команды? Если второе, то голодные матросы, не отведав супца, отказались воевать?
У меня есть всего одно предположение.
Я долго искал фамилию капитана, командующего имперско-австрийкой флотилией. Нашёл. Его звали Ливен ван Иссегем.
Фамилия голландская.
Я предполагаю, что у сухопутных австрийцев были проблемы с кадрами на флоте, и они наняли голландского капитана. А он — просто не пожелал сражаться со своими соотечественниками и сдал корабль вместе с двумя другими, чтобы не проливать кровь своих. Должно быть и матросы были голландцами?
А был ли суп в котелке, кто знает? Может никакой супницы и супа и не было! Суп в супнике придумали как повод для дезертирства?
Все бы войны так заканчивались! Пойду, супешника похлебаю...
Друзья, подписывайтесь на наш канал, комментируйте, ставьте лайки! Общение с вами автора — вдохновляет!