Недавняя ситуация заставила многих россиян задуматься о будущем своих детей. В России объявили о планах предоставить 500 бесплатных учебных мест для студентов из Туркменистана в следующем учебном году. На первый взгляд, это отличная новость, но сразу возникает вопрос: а как же российские школьники?
«Разве стоит радоваться тому, что 30 000 студентов из Туркменистана учатся у нас? Что с нашими детьми?» — с горечью замечает один родитель, который пытается устроить сына в престижный вуз с запредельной конкуренцией.
Забота о других или о своих?
Конечно, никто не против расширения международного образования. Однако стоит задуматься: когда в российских учебных заведениях появляется так много иностранных студентов, возникает вопрос о распределении ресурсов.
«Скоро в России будут править не наши выпускники, а те, кто приехал учиться по квотам, — говорит другой родитель, чьи дети уже третий год пытаются получить бюджетное место. — Почему не резервировать 500 мест для местных школьников, особенно для тех, кто в этом нуждается?»
Человеческий потенциал: для кого?
Российские власти активно поддерживают развитие «человеческого потенциала» Туркменистана — стратегического партнера. Но при этом создается впечатление, что местные кадры начинают уходить на второй план.
В то время как десятки туркменских студентов получают бесплатное образование по востребованным специальностям, русские школьники часто стоят в очередях за платными местами или уезжают в другие страны, где условия обучения могут быть гораздо лучше. «Мой сын учится в Чехии и получил грант, — делится одна мать. — К сожалению, в родной стране такая поддержка оказывается гораздо менее значимой».
Обещания без изменений
Каждый год родители надеются на обещания властей об улучшении условий для студентов, увеличении бюджета в вузах и повышении качества образования. Но вместо этого поток иностранных студентов продолжает расти, получая бесплатные места и доступ к ресурсам.
«Это напоминает шутку о пчелах, которые добывают мед для чужих ульев, — усмехается преподаватель одного из московских вузов. — Мы вкладываем деньги в иностранное образование, тогда как наши дети оставляются без возможностей. В итоге мы экспортируем знания, забывая о своих».
Пора подумать о своих
И хотя такие разговоры могут показаться эмоциональными, факты говорят сами за себя. 500 мест — это не просто цифра, а судьбы молодежи, которые могли бы стать частью образования тех, кто родился и вырос в России и хочет сделать свою страну лучше.
«Если так будет продолжаться, через десять лет мы получим специалистов из Туркменистана, которые будут управлять нашими компаниями, ведь они получили образование здесь, — говорит другой преподаватель. — А наши ребята будут наблюдать это сквозь стекло своих домов или экраны компьютеров».
Итог миграционной политики в образовании
На глобальном уровне такое сотрудничество может показаться хорошим. Но стоит ли оно того, когда российские дети остаются за пределами этого процесса? Вопросы остаются открытыми, и, как говорится, «проблема не в помощи другим, а в забвении своих».