С 1 октября в нашем городе (он входит во вторую территориальную зону, как и Черногорск, Усть-Абаканский район, большая часть Алтайского района) вопросами обращения с отходами занимается новый региональный оператор — АО «Экопарк», созданный правительством Республики Хакасия. Регоператор работает новый, однако правила остаются прежними. Вывоз мусора с площадок многоквартирных домов — строго по графику, все организации и предприятия, расположенные на первых этажах абаканских многоэтажек, должны заключить договоры с региональным оператором на вывоз мусора, а все жители частного сектора обязаны платить за вывоз своих бытовых отходов, даже если они вывозят их на площадки ТБО близлежащих многоэтажек. Так должно быть по закону, а как обстоят дела на практике? О сегодняшней ситуации в городе в «мусорном вопросе» «Абакану» рассказала заместитель начальника Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана Алена СУЕВАЛОВА.
Совещание в администрации
Напомним, в круг обязанностей регионального оператора входят сбор твердых коммунальных отходов в местах накопления, их транспортировка до мест обработки, утилизация и размещение отходов.
В связи со сменой регионального оператора у горожан было много вопросов. Глава города Абакана Алексей Лемин провел совещание с представителями Минприроды, МинЖКХ Хакасии и руководителем нового регионального оператора Андреем Мерзляковым.
Андрей МЕРЗЛЯКОВ ответил на вопросы журналистов:
— У нас есть текущие подрядные организации. Кроме этого, у нас есть резервная единица, которая в случае форс-мажора сможет подстраховать и осуществить вывоз ТКО. Мы уже в сентябре занимались этой работой, еще не будучи региональным оператором, — помогали действующим перевозчикам своей резервной единицей.
С юридическими лицами колл-центр работает по телефону 8-800-550-80-19. Для физических лиц номера телефонов — 24-98-98, 8-800-444-62-19. По этим телефонам жители Абакана могут обратиться, подать заявку, для обратной связи можно будет оставить свои пожелания, вопросы, мы будем рассматривать.
Мы будем для себя ставить минимальные сроки для выполнения заявок и работаем над оптимальным графиком вывоза мусора. Но есть момент, касающийся объема неисполненных обязательств, которые переходят к нам от предыдущего регионального оператора. В ближайший месяц мы будем работать исходя из этого объема, а затем оптимизируем график работы.
Есть вопросы по платежным документам. АО «Экопарк» стал регоператором с 1 октября. До этого времени предыдущий регоператор начисляет и выставляет платежные документы за предыдущие месяцы. За свою деятельность предыдущий регоператор выставляет счета, в том числе — по образовавшейся задолженности. Если вы получите в ноябре, например, две платежки, нужно смотреть, какой период включен в платежный документ. В подобном случае следует уточнять данные у предыдущего регоператора.
Алексей ЛЕМИН подчеркивает:
— Переходный период — всегда непросто, и в части работы подрядчиков, и в части платежей. Очень важно, чтобы не было сбоев, чтобы информация о новом региональном операторе была доведена до всех. Нужно отладить график вывоза с площадок ТКО от многоквартирных домов. В переходный период с частным сектором новый регоператор будет работать по заявкам. Контроль со стороны управляющих компаний по площадкам ТКО у многоквартирных домов должен быть действенным. Мы заинтересованы в нормальной работе регоператора, со стороны администрации города будет максимальная поддержка, нам нужен чистый город, а значит, стабильная, качественная работа регоператора.
Разъяснения специалиста
— Алена Ивановна, новый регоператор работает на территории города чуть больше недели. Возникли ли какие-то проблемы?
— Говорить о каких-либо результатах еще рано. Что касается многоквартирных домов (МКД), новый регоператор работает по графикам и маршрутам, которые были у «Аэросити». Подрядная организация также осталась прежней. В отношении с юридическими лицами также сохраняются предыдущие графики, от «Аэросити».
Наиболее сложная ситуация с вывозом мусора остается в частном секторе. На сегодняшний день на территории города неотработанными остаются порядка 1,5 тысячи заявок от жителей индивидуальных домов, причем заявки люди подавали еще «Аэросити». Часть заявок были поданы больше месяца назад и до сих пор не исполнены. Данные заявки жителям придется продублировать, либо по телефонам: 24-98-98, 8-800-444-62-19, либо на сайте АО «Экопарк» — заполнить форму заявки для физических лиц. На минувшей неделе мы выезжали в районы частного сектора города — так, на улице Бограда возле каждого дома стояли переполненные мусором контейнеры. Имеются ли у нового регоператора эти заявки, сейчас сложно выяснить — среди неотработанных полутора тысяч заявок, оставшихся от «Аэросити», могло быть по несколько от одного человека. Со стороны Управления коммунального хозяйства и транспорта ведется работа с обращениями граждан, мы стараемся помочь «Экопарку», чтобы регоператор как можно быстрее смог вывести мусор с территорий частного сектора.
— Алена Ивановна, главный вопрос, который волновал абаканцев, — как будет работать новый регоператор, если у него нет ни техники, ни рабочих…
— На сегодняшний день Госкомтарифом Хакасии для АО «Экопарк» тариф еще не установлен. Соответственно, регоператор не может заключать договоры, проводить конкурсы для определения подрядчиков. Как регулируются отношения между «Экопарком» и работающим с ним сегодня подрядчиком — этого мы не знаем, это их внутренние дела.
После опубликования регоператором договора публичной оферты, если горожане не обратятся к нему в течение 15 дней за включением каких-либо индивидуальных условий (график вывоза, объемы), документ будет считаться акцептированным, и жители будут обязаны оплачивать услуги, оказываемые АО «Экопарк», по указанным в оферте условиям.
— Не получится так, что услуги нового регоператора будут стоить дороже, чем у прежней организации?
— Цена на вывоз мусора складывается из норматива, умноженного на тариф. Норматив остался прежним, а чтобы повысить тариф, регоператору необходимо предоставить в Госкомтариф Хакасии все свои затраты, чтобы обосновать повышение тарифа. А «Экопарк» только начал работать, так что пока он будет действовать в рамках тарифа, установленного для прежнего оператора.
— Еще один вопрос от читателей: можно ли ожидать, что АО «Экопарк», учредителем которого является правительство РХ, будет работать лучше, чем частная компания?
— Мы на это надеемся. ООО «Аэросити-2000» является частной компанией, для нее главная задача — получение прибыли. АО «Экопарк», учредителем которого является правительство региона, ставит своей первоочередной задачей качественное оказание услуги по вывозу мусора. Для этого регоператору придется многое сделать. Прежде всего, требуется проведение инвентаризации на территории города всех мест накопления твердых коммунальных отходов. Также следует провести работу по ревизии контейнеров. Правительство РХ в настоящее время обсуждает вопрос об увеличении уставного капитала АО «Экопарк» на 12,5 млн руб. Данные средства планируется направить на создание и развитие инфраструктуры по обращению с ТКО в Хакасии. Так что будем надеяться на то, что новый регоператор будет оказывать услуги по обращению с ТКО более качественно, чем это делал его предшественник.
Пояснение директора АО «Экопарк» Андрея Мерзлякова:
— Мы сделаем все возможное, чтобы обеспечить плавный переход от одного регоператора к другому. Жители не должны ощутить негативных последствий. Предполагаем, что часть заявок от жителей частного сектора предыдущим регоператором не выполнена, поэтому постараемся в максимально сжатые сроки их все обработать, — рассказал генеральный директор АО «Экопарк» Андрей Мерзляков.
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Минприроды РХ, гражданам перезаключать договоры не нужно. Типовой договор разместят на сайте АО «Экопарк», он будет считаться заключенным по истечении 15 дней с момента его публикации. Новые платежные документы от АО «Экопарк» будут приходить после установления ему тарифа, которое планируется в ноябре.
— В настоящее время штат практически полностью укомплектован, техники достаточно, есть резервные единицы для оперативного решения форс-мажорных вопросов. Сейчас анализируем имеющийся контейнерный парк для того, чтобы понимать потребность. Средства на покупку новых пластиковых контейнеров есть. Основная задача, которую мы ставим перед собой, — это повышение качества предоставляемой услуги. Жители должны понимать, за что они платят деньги. Предстоит большая работа с абонентской базой, которая перешла к нам от предыдущего регоператора. Не полностью охвачен блок юридических лиц, и с этим тоже предстоит активно работать, — добавил Андрей Мерзляков.
Подготовила
Ольга ПЕТРОВА
Фото Минприроды РХ