Во имя светлой памяти Николая Генриховича Булакина я решил поделиться своими воспоминаниями об этом талантливом руководителе, про себя я его называл не иначе как «человек-город». Ведь именно в годы, когда у руля Абакана стоял Николай Генрихович, наш город расцвел, стал комфортнее и удобнее для проживания, работы и отдыха. А сам градоначальник был всегда на виду у жителей: отвечал на самые злободневные вопросы посредством городского телевидения, газеты «Абакан», лично участвовал во всех мероприятиях, всенародных праздниках.
Скромность и рабочий настрой
Полагаю, что не одному мне импонировали такие его человеческие качества, как скромность, внимание к рядовым людям, отцовская забота о благоустройстве города и его красоте, полное отсутствие стремления порисоваться перед абаканцами… У нашего народного мэра всегда были рабочий настрой, отличное владение ситуацией в городе, внимание даже к мелким, казалось бы, проблемам и вопросам абаканцев. Этим, думаю, и объясняется тот факт, что Николай Булакин пользовался заслуженным уважением и авторитетом у подавляющего числа жителей республиканской столицы.
И еще: нахождение на протяжении стольких лет во главе администрации Абакана не испортило, как это нередко бывает, характер Николая Генриховича, а его заслуги не прибавили ему самодовольства и желания почивать на законных лаврах. Нет! Меня, человека уже пожившего и знающего не понаслышке скользкую дорожку человеческих слабостей, такая завидная стабильность его характера и поведения во власти очень даже подкупала.
В своем рассказе о Николае Генриховиче мне дорого показать его как человека и отчасти как руководителя города. Отчасти — потому что о его деятельности знают практически все абаканцы, ибо своими глазами каждый день видели зримые итоги его не выставленной напоказ работы, а работы постоянной, последовательной и непременно приводящей к задуманной им цели.
…Он всегда аккуратно, с иголочки был одет, любил ходить пешком, а в последнее время приезжал к администрации города даже на… самокате. Своей уже одной только внешностью и спортивным телосложением этот человек не мог не вызывать уважения. Интеллигент, всегда подтянут и собран. Четок в рассуждениях (ведь бывший научный работник!), хозяйственник (он заботился о порядке и уюте в городе, как многие из нас — в собственной квартире), и свою административную команду, подобранную не за один год, ценил не меньше, чем любящие родители — своих детей.
Уважение к сотрудникам
Интересная, много говорящая о человеке деталь: вряд ли кто его видел когда-либо раздраженным, вскакивающим с места и распекающим того или иного человека за допущенные промахи (у кого их не бывает?!). Все просто потому, что Николай Генрихович был духовно здоровым человеком, всегда трезво оценивавшим ту или иную обстановку или ситуацию, уравновешенным в принятии сложных решений. А это, согласитесь, совсем-совсем непросто! Да, он всегда держал себя исключительно добропорядочно, не унижая собеседника, а тем более подчиненных своей полномочной властью — не унижал как отдельно взятую личность… А это лучше всего говорило о его умении взвешенно, без нервотрепки решать городские задачи и проблемы.
Но тем не менее его строгость, высказываемая спокойным, деловым тоном и непременно подкрепленная весомыми аргументами, — она дорогого стоила для успеха предстоящего дела! На этом строились все его, завидные по продолжительности, взаимоотношения со своей проверенной делами и временем командой, где вы даже при детальном рассмотрении не могли встретить непродуманного подбора кадров, что говорило о единстве взглядов мэра, старост микрорайонов и руководителей муниципальных организаций и учреждений в деле развития города, его дальнейшего процветания.
Наш мэр, при всей его ответственной работе, тем не менее успевал побывать везде лично: на закладке фундамента или открытии очередного детсада, памятника Пушкину или другого украшения любимого города, выступить на Дне здоровья или перед выпускниками школы, представить знаменитых заезжих артистов на центральном стадионе или сказать добрые слова в адрес родителей и участников республиканского конкурса бальных танцев… Да что: этот всегда обращенный сердцем к людям человек мог запросто проехать перед многотысячной толпой празднующих День города людей, приветствуя гостей, вместе с теми же, например, удалыми байкерами!..
Словом, он был по-настоящему неутомимым и близким нам…
Нелюбовь к выходным
Представьте, наш мэр не любил выходных!.. Да-да, был вот такой человек в нашем городе. Нет, Николай Генрихович вовсе не был черствым человеком и совсем даже, представьте, не чурался праздных выходных! Но, увы (или к счастью горожан), когда он был «заряжен на работу», то просто тяготился невольными праздниками и выходными и, не имея привычки (и правила!) в такое время беспокоить, привлекать к работе свою команду, занимался решением текущих проблем и обдумыванием перспективных дел. А на работу он, право слово, был заряжен всегда, и не только потому, что за ним стоял целый город. Не только! Просто он другим себя не мыслил на этом ответственном посту. Будь иначе, сейчас мы не имели бы перед своими глазами такого замечательного города — с парками и аллеями, видными памятниками, скульптурами и журчащими фонтанами, роскошными цветами и зелеными газонами, местами культурного отдыха и развлечений — города, в котором хочется жить!
…Мне не так давно довелось держать в руках список наименований объектов, построенных в городе за все время нахождения Н.Г. Булакина во главе Абакана. Десять страниц мелким шрифтом, сотни введенных в строй больших и малых объектов — тех, которые (по своей значимости) на слуху у горожан, и тех, появление которых мы с вами даже не подразумеваем. А ведь каждый из этих сотен и сотен объектов не мог появиться в нашем городе без его взвешенных за и против — то есть решения главы администрации республиканского центра, выражавшегося в окончательном росчерке его пера на документе.
Мне не скучно было читать, причем совершенно наугад, названия этих объектов: я словно заново открывал для себя такой мне знакомый, родной Абакан. Так вот… Более чем за двадцать лет в нашем городе были построены (в исключительно подавляющем большинстве!) или капитально отремонтированы, реконструированы… Впрочем, перечислять все это нет никакой необходимости, достаточно просто прогуляться по Абакану — и все можно увидеть собственными глазами…
Свой век он прожил для людей
Скажите, положа руку на сердце, в чьих интересах проводилась такая вот обширная, исключительно социальной направленности, градостроительная политика в Абакане? Такая заботливая политика мэра города была направлена абсолютно на все его население. Преимущество при этом давалось разве что молодости, юности и детству. Так кто из родителей, а также бабушек и дедушек был и будет против этого?! Да и старшее поколение — оно тоже ведь не обижено вниманием: в нашем уютном и компактном городе есть где провести свободное время с пользой для здоровья или душевного покоя всем, кому за…
И вот сейчас я спрашиваю сам себя: откуда у Николая Генриховича была такая, можно сказать, неизбывная воля облагородить родной Абакан, сделать жизнь его горожан достойной, комфортной? Почему он не только в рабочие дни, но зачастую и в выходные посвящал свое время не столько своей семье, сколько городу?
Ответ на этот вопрос неожиданно для себя я нашел, когда в один из майских дней, накануне Дня Победы, беседовал с нашим мэром о ветеранах, об отношении к священному для всех нас празднику и слушал его личные воспоминания-впечатления на этот счет… И вот что рассказал мне тогда Николай Генрихович:
— Я родился после окончания войны, спустя почти десять лет. В юности любил читать стихи поэтов-фронтовиков. Приходил в библиотеку и часто снимал с полки поэтические сборники Константина Ваншенкина, Ярослава Смелякова, Константина Симонова... Мне нравились эти не надуманные, а пропущенные через собственное сердце стихи.
Впервые наткнувшись, сразу прочитал всего Георгия Суворова, нашего воина-сибиряка, — он погиб, когда ему было всего 25 лет! Самое последнее его стихотворение, помню, заканчивалось так:
В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустью ясность дней?
Свой добрый век мы прожили как люди
И для людей.
На последней фразе он, прекрасно помню, остановился, и взгляд его как бы ушел в себя… О чем в эти мгновения думал Николай Генрихович, словно (я увидел это) примеряя на себя строчки Георгия Суворова? Примеряя к своей жизни, судьбе, своей непростой служебной стезе, наконец? Наверняка думал о том, что он не забывает ни на минуту, что на своем посту по долгу и по призванию живет ДЛЯ ЛЮДЕЙ.
Николай Генрихович регулярно встречался с жителями, а также отвечал на все их вопросы с экрана городского телевидения. И заметьте: любую просьбу, предложение или просто пожелание абаканцев Николай Генрихович никогда не оставлял без ответа. Если ему не хватало эфирного времени на ТВ «Абакан», ответы обязательно публиковались на страницах городской газеты. А за всем этим, согласитесь, тоже ведь стояла большая работа команды единомышленников. И как совершенно правильно считал Николай Булакин, если есть у тебя единомышленники — значит был, есть и непременно всегда будет реальный результат. Сегодня проверенная, сработанная годами в своей основе команда продолжает созидательный курс в деле управления столицей Хакасии.
Валерий ПОЛЕЖАЕВ
Фото из открытых источников