В последние годы на российский экран потоком хлынули фильмы-сказки и сказочное фэнтези. Видимо, отечественные продюсеры наконец-то отыскали жанр, способный обеспечить гарантированный кассовый успех. Фильмы-сказки пользуются неизменной любовью зрительской аудитории всех поколений. Сказочные сюжеты благоприятствуют созданию визуально красивой картинки, в них действуют положительные герои и колоритные «злодеи». Вот только художественные достоинства современных киносказок часто вызывают сомнения.
«Конек-горбунок» - экранизация знаменитой сказки
Фильм Олега Погодина «Конек-горбунок», вышедший на экран в 2021 году, представляет собой экранизацию классической литературной сказки Петра Павловича Ершова. Экранизация получилась достаточно вольной: поэтическую сказку пересказали прозой, сюжетную линию и характер героя – Ивана-дурака – заметно преобразили.
Иванушка в исполнении Антона Шагина необычайно простодушен и обаятелен. Он настолько добр и сострадателен ко всему живому, что, помогая всевозможным сказочным животным (волшебная кобылица, жар-птица, чудо-юдо-рыба-кит), постоянно забывает о себе, отцовском поручении и царевых приказах. В результате, великолепные кони, перо жар-птицы, колечко Царь-девицы становятся здесь не результатом сделки Ивана с волшебными силами или помощи конька, а наградой за доброту и бескорыстие.
Достойным партнером Антона Шагина в фильме является Павел Деревянко в роли Конька-горбунка. Поскольку персонаж выполнен с помощью голливудской технологии захвата, Деревянко не просто озвучивает его, а наделяет собственной мимикой и пластикой.
К сожалению, удачи фильма исчерпываются образами главных героев. В остальном, он получился довольно скучным, а сказочный мир, созданный с помощью компьютерной графики, - полностью искусственным и лишенным душевного тепла, отличавшего лучшие сказочные ленты советских времен. Отдельно следует сказать о Царь-девице в исполнении превозносимой критиками Паулины Андреевой. В этой весьма современной эмансипированной особе, разгуливающей по царским покоям в мужском костюме, который она не постеснялась в буквальном смысле снять с иностранного кутюрье, нет ничего от героини русской сказки. Глядя на нее, хочется лишь посочувствовать простодушному Ивану, которого она явно будет держать «под каблуком».
«Летучий корабль» - игровой ремейк популярного мультфильма
Российские кинематографисты перенимают опыт западных коллег не только в погоне за спецэффектами, но и в создании ремейков популярных анимационных лент. Так, одна из новинок 2024 года – «Летучий корабль» (режиссер – Илья Учитель) - представляет собой полнометражный ремейк одноименного 19-минутного рисованного мультфильма Гарри Бардина, снятого еще в 1979 году. Правда, сюжет знаменитого мультика претерпел здесь существенные изменения.
Главный герой картины Иван (Александр Метелкин) из трубочиста превратился в матроса, мечтающего отправиться с Забавой в «кругосветку». Царевна Забава (Ксения Трейстер) здесь действительно юная (в отличие от умудренной опытом Царь-девицы из «Конька-горбунка»), при этом довольно-таки взбалмошная и непостоянная: то Ивана любит, то на заграничного жениха заглядывается.
Царь-отец (Леонид Ярмольник) более гуманен по отношению к дочери, чем его анимационный прототип: хочет выдать девушку не за немолодого Полкана, а за его симпатичного, чем-то похожего на молодого Ральфа Файнза сына Поля (Андрей Бурковский). Но на поверку приехавший из-за границы красавчик оказывается жестоким и коварным негодяем.
Помимо Поля, в фильме появился еще один новый персонаж – иностранная ведьма леди Джейн (Полина Гагарина), которую злодей заточил в клетку и с помощью колдовских чар заставляет помогать ему в темных делах.
В выборе актеров на роли родной русской «нечисти» наблюдается явный гендерный дисбаланс. Соловья-разбойника играет загримированная до неузнаваемости Анна Уколова, а всех Бабок Ежек сразу – Данила Козловский. Единственным персонажем, похожим на свой мультипликационный прототип, стал смоделированный на компьютере Водяной.
Едва ли не главным достоинством оригинального мультфильма были песни Максима Дунаевского и Юрия Энтина в исполнении Татьяны Шабельниковой, Михаила Боярского, Анатолия Папанова и др. В новой версии они перепеты в современных ритмах и безнадежно испорчены. Счастливым исключением стала лишь песня Водяного в исполнении Сергея Гармаша – все же старая актерская школа дает себя знать.
Фильм сияет и переливается яркими красками, но не радует. Создатель культового мультика Гарри Бардин смотреть его не захотел, и в этом он совершенно прав.
«По щучьему велению» - сказочное фэнтези
Фильм Александра Войтинского «По щучьему велению», вышедший на экран в 2023 году, показал, что в российском сказочном кинематографе не все так плохо. Правда, по жанру он ближе к фэнтези, чем к традиционному фильму-сказке.
От знакомой всем с детства русской народной сказки в картине осталась только завязка, да и та претерпела значительные изменения. Лентяй Емеля отправился на замерзшую речку, нежданно-негаданно поймал в проруби огромную щуку, оказавшуюся волшебницей. Уже здесь начинаются разночтения: если Емеля из сказки после встречи со щукой получает все, что пожелает, то в фильме волшебная рыба может исполнить только три желания. Это порождает многочисленные проблемы, поскольку неразумный Емеля сразу растранжиривает два из них на то, чтобы прокатиться на печке и превратить зиму в лето. Третьим и последним могло бы стать желание жениться на царской дочери Анфисе, но Емеля решает сам добиться ее любви.
Если у героев «Конька-горбунка» и «Летучего корабля» была единственная любовь (как и полагается в сказке, с первого взгляда), то рядом с Емелей (Никита Кологривый) находятся две девушки – скромная Василиса-щука (Мила Ершова) и своенравная царевна Анфиса (Алина Алексеева). При этом герой далеко не сразу отличает истинную любовь от ложной, упорно продолжая добиваться руки и сердца капризной, жестокой и не любящей его Анфисы и словно не замечая доброй, преданной, самоотверженной Василисы. По ходу действия фильма Емеля проходит процесс взросления, превращаясь из инфантильного юноши в мужчину, способного на любовь и сострадание. Правда, из трех заданий царевны Емеле удается самостоятельно выполнить только одно: найти общий язык с оказавшимся не таким уж злым котом Баюном (Сергей Бурунов) и доставить его вместе с баяном-самоиграном во дворец. Два других задания за него, по сути, выполняет Василиса. Она же спасает его от смерти, добровольно поступив в услужение к Анфисе.
Емеля во многом близок Ивану из «Конька-горбунка» - прежде всего, своим стремлением защитить все живое. Он не думает о себе, когда нужно спасти от разбойников щуку (хотя еще не знает, что это заколдованная девушка), отказывается забирать баян-самоигран у кота, хотя невыполнение задания грозит ему смертью. О коте Баяне стоит сказать отдельно: наряду с Коньком-горбунком, это один из самых симпатичных компьютерных персонажей новых российских киносказок.
Большое внимание создатели фильма уделили проблеме отцов и детей, посвятив ей сразу три сюжетные линии: взаимоотношения Емели с отцом, Анфисы с царем Феофаном и Василисы с Кощеем. Емеля поначалу обманывает отца (Константин Тополага), пользуясь его слепотой, и отлынивает от работы. Лишь после того, как юноша проходит испытания и по-настоящему взрослеет, отец и сын обретают полное взаимопонимание. Добродушный Феофан (Роман Мадянов) избаловал свою дочь и сам не может справиться с ней, едва не лишившись престола. Самым строгим отцом оказался Кощей Бессмертный (Федор Лавров), «в воспитательных целях» превративший Василису в щуку, но именно ему удалось вырастить достойную во всех отношениях дочь.
В финале сказки каждый получает желаемое: Емеля и Василиса обретают личное счастье, царь Феофан возвращается на трон, Анфиса становится невестой царя Водовика (Егор Бакулин). Не везет лишь злополучному английскому послу лорду Ротману (Юрий Колокольников), пытавшемуся обмануть царя и жениться на его дочери.
А как вы относитесь к новым версиям русских сказок?