7 октября 2024 года состоялась онлайн-конференция «Экспортные гиды 2024: новые рынки и возможности», организованная Федеральным центром «Агроэкспорт» при поддержке Министерства сельского хозяйства России. В мероприятии приняли участие более 170 представителей федеральных и региональных ведомств, а также участников из отраслевого, научного и бизнес-сообществ.
Во время конференции были презентованы экспортные гиды, выпущенные в 2024 году, обсуждены актуальные изменения в их содержании, текущие результаты проекта и планы по созданию новых справочников. Представители ведущих компаний отечественного агропрома поделились своими достижениями в области экспорта и рассказали, как гиды могут помочь в выходе на международные рынки и укреплении позиций на них.
Руководитель «Агроэкспорта» Дмитрий Краснов отметил, что экспортные гиды являются ключевым проектом для Федерального центра. Проект реализуется с 2019 года, и на данный момент выпущено 160 справочников, структурированных по принципу «продукт – страна». В настоящее время разрабатываются еще 23 путеводителя, охватывающих 15 стран и 18 продуктов.
«Российскому экспорту предстоит серьезная задача – развивать поставки и продвижение продукции к глубокой переработке. Мы наблюдаем изменение акцентов, появление новых продуктов и ранее считавшихся экзотическими направлений. По некоторым из них сейчас отсутствуют поставки, и гид – это инструмент, который может мотивировать и предоставлять необходимые сведения тем компаниям, которые изучают экспортные возможности», – подчеркнул Дмитрий Краснов.
Гиды являются важными аналитическими инструментами не только в России, но и в ряде других стран, занимающихся развитием зарубежных поставок. По словам одного из экспертов, «экспортные гиды созданы в Австралии, Канаде, США, и мы адаптировали лучшие практики. Гид разработан так, чтобы предоставлять максимально точные и обширные данные для экспортеров».
С 2022 года гидами занимаются «Агроэкспорт» и Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов отметил, что при создании справочников проводится всесторонний анализ текущей ситуации на внешних рынках агропромышленного комплекса. Каждый документ включает прикладную аналитику, которая помогает российским экспортерам снижать затраты на организацию продаж за границей. «В разработку гидов участвуют около 70 отраслевых экспертов – специалисты ВШЭ, представители профильных ассоциаций, ведущих компаний и партнеров из других стран. Это уникальная работа, и сейчас многие другие сектора российской экономики обсуждают, как применить этот опыт», – добавил Александр Соколов.
Благодаря активному сотрудничеству с участниками рынка структура экспортных гидов постоянно обновляется и улучшается. «В результате, мы считаем, что наши гиды стали более сложными и целенаправленными, ориентированными на экспорт конкретных товаров, чем их зарубежные аналоги», – отметила директор Центра промышленной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Нина Тарасова. Она привела примеры изменений в содержании гидов, произошедших в текущем году, включая расширение информации о предпочтениях иностранных потребителей, торгово-распределительной сети, конкурентной среде, логистике и ключевых факторах успеха на рынке. Обновлен также раздел «Карта действий экспортера», который теперь представляет собой полноценную пошаговую инструкцию для компаний, охватывающую все задачи при организации поставок в ту или иную страну.
Идея создания гидов возникла десять лет назад, и сегодня они стали для компаний важной дорожной картой для выхода на зарубежные рынки. Гиды также активно применяются в обучении специалистов агропромышленного комплекса.
Президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев выразил уверенность в том, что настало время внедрить их в работу региональных министерств сельского хозяйства, инвестиционных комитетов и банков — организаций, которые взаимодействуют с производителями, чья продукция имеет потенциал для экспорта. Он отметил, что за последние 2-3 года наблюдается значительная диверсификация экспортного портфеля, что позволяет не только крупным, но и средним и мелким российским производителям задуматься о получении валютной выручки. Гиды предлагают возможность заранее разработать цепочку добавленной стоимости с учетом пошлин, налогов, логистики и оценить конкурентоспособность продукции. Кроме того, в этих справочниках отражен опыт других российских компаний-экспортеров, а также представлены наиболее эффективные схемы работы на целевых рынках.
«Динамичные изменения в внешней среде привели к тому, что направления, которые еще вчера не пользовались спросом, стали актуальными. Это придаёт дополнительную ценность гидам», — отметил исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. Он подчеркнул важность расширения географии поставок для масложировой отрасли и необходимость работы над экспортом продукции более высокого передела.
Практическим опытом использования экспортных гидов поделились действующие экспортеры из различных секторов агропромышленного комплекса.
Заместитель директора по экспорту ГК «Дамате» Дмитрий Терехин отметил, что специалисты компании, занимающиеся аналитикой, логистикой, маркетингом, а также вопросами выхода продукции на зарубежные рынки и взаимодействия с клиентами, тщательно изучают эти справочники. «В 2025 году мы планируем выпустить гид по экспорту мяса птицы в Гонконг. В разработке данного гида мы участвуем и предоставляем свои знания о том, что представляет собой рынок Гонконга, его особенности и уникальность в контексте глобального мясного рынка», – сообщил Дмитрий Терехин.
По словам руководителя экспортного подразделения ООО «Брянский сыродельный завод» Евгении Леоновой, в последние годы российские экспортеры начали осваивать рынки, которые ранее казались недоступными, и производители опасались на них выходить из-за их специфики. В настоящее время компания взаимодействует со всеми странами Северной Африки и рассматривает возможность выхода на рынок Центральной Африки. «Мы всегда начинаем с изучения экспортных гидов, что позволяет нам сэкономить время и средства. Мы внимательно анализируем рынок по всем аспектам, включая политическую ситуацию и даже военные конфликты. После изучения гидов «Агроэкспорта» мы обратили внимание на защиту интеллектуальной собственности и сейчас занимаемся патентованием нашей торговой марки в Алжире и других странах Африки», – рассказала Евгения Леонова.
Информация, содержащаяся в гидах, особенно важна для поставщиков товаров с высокой добавленной стоимостью, таких как кондитерские изделия, подчеркнула заместитель генерального директора АО «Волшебница» Ирина Астахова. «Для нас ключевым является практическое применение гидов, так как они позволяют узнать предпочтения потребителей, выявить так называемые ценовые мосты и наценки в каналах сбыта, а также ознакомиться с выкладкой товаров в магазинах», – отметила она. Благодаря анализу гидов и участию в деловых миссиях «Агроэкспорта» компания пересмотрела свою стратегию продаж в Китай и смогла заключить контракт с иранским партнером.
Источник и фото: Управление внешних коммуникаций Федерального центра «Агроэкспорт».
Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа Вконтакте | Дзен.новости.