Найти тему
MICROPOLIS

Убывающие города в контексте развития системы расселения в Российской Федерации. Проблемы, прогнозы, пути решения.

В цикле статей, опубликованном ранее на канале, нами была приведена статистика депопуляции городов и целых регионов на территории Российской Федерации. Традиционным методом решения таких глобальных проблем выступали градостроительные стратегии, принимаемые в качестве доктрин пространственного развития страны. Последний из таких документов предлагал план территориального регулирования России до 2025 года и был разработан коллективом экспертов в области градопланирования и регулирования. Рассмотрим коренные положения этого документа. Какой выход из сложившейся ситуации в нем предложен?

Авторы документа: Э.Ф. Мавлютов, Г.С. Юсин, Ю.В. Раев.
Авторы документа: Э.Ф. Мавлютов, Г.С. Юсин, Ю.В. Раев.

Итак, для экспозиции взаимосвязи убывания городов с положением поселенческой сети Российской Федерации, обратимся к документу “Предпосылки Доктрины пространственного развития системы расселения Российской Федерации до 2025 года”, авторы которого отмечают принципиальную диспропорцию в существующем положении системы расселения Российской Федерации. Анализируя тенденции в развитии поселенческой сети, создатели этого документа выделяют ряд факторов, указывающих на «географическое сжатие» хозяйственно освоенных, экономически активных и социально обустроенных территорий в Российской Федерации:

  • Уменьшение числа городских населённых пунктов с числом жителей менее 500 тыс. чел. на 22 % и соответственное «сжатие» территории, охваченной зонами влияния таких населенных пунктов;
  • Увеличение с 47,1 до 55,6 тыс. (на 19 %) количества сельских населенных пунктов «без населения» и с числом жителей до 10 чел. и соответственное «сжатии» сельских территорий.

Другой стороной “географического сжатия” освоенных и обустроенных территорий Российской Федерации становится концентрация населения в крайне ограниченном числе ареалов и точек: Из 20 субъектов Российской Федерации, численность населения которых увеличилась, более 80 % (более 2,2 млн. чел.) увеличения численности населения этих субъектов Российской Федерации приходится на город Москву и Московскую область. Таким образом, существующие тенденции, обусловленные связанной с “городским убыванием” диспропорцией расселения, дают возможность реализации “экстраполяционного прогноза”, последствия которого несут катастрофический для социально-экономического развития страны характер:

1. По оценкам авторов документа, “произойдет необратимая деградация поселенческой сети, которая охватит в разной степени более 98 % территории страны” и прежде всего:

  • Значительную часть приграничных районов запада Европейской части, юга Сибири и Дальнего Востока;
  • Расположенные вне крупнейших агломераций и зон влияния крупных городов – административных центров субъектов Российской Федерации периферийные, «глубинные» районы средней, наиболее освоенной полосы расселения в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах;

2. Процессы деградации и депопуляции в той или иной степени затронут большую часть расположенных в указанных выше районах сельских, малых и средних городских населённых пунктов, отдельные большие города, часть которых полностью утратит свои экономические и социальные функции, станет необитаемой. Утрачены будут и созданные в этих населенных пунктах жилищный фонд, объекты социальной и коммунальной инфраструктуры, производственные предприятия. Под угрозой исчезновения окажется значительная часть культурного ландшафта России;

3. Высока вероятность «распада» экономического и социокультурного пространства страны на автономные, слабо взаимосвязанные друг с другом группы территориальных «анклавов».

Проблемы и прогнозы
Проблемы и прогнозы

В то же время, авторами “Предпосылок Доктрины пространственного развития системы расселения Российской Федерации до 2025 года” отмечаются цели, препятствующие реализации “экстраполяционного прогноза”:

1. Повышение качества жизни и преодоление негативных демографических тенденций:

  • Обеспечение экологически безопасной для жизни и здоровья человека окружающей среды;
  • Обеспечение доступности для населения жизненно необходимых и социально значимых благ – достойного жилища, качественных образования, здравоохранения, условий труда и досуга, культурных ценностей;
  • Повышение мобильности населения и расширение многообразия возможностей самореализации человека – выбора и смены мест жительства и типов жилища, профессии, работы, досуга.

2. Развитие диверсифицированной экономики, основанной на инновациях и всестороннем использовании конкурентных преимуществ Российской Федерации:

  • Повышение качества и конкурентоспособности «человеческого потенциала» России как базового ресурса и движущей силы инновационной экономики;
  • Развитие инновационных высокотехнологичных секторов экономики, основанных на интеграции науки, образования и производства;
  • Капитализация природно-экологического, историко-культурного и туристско-рекреационного потенциалов России;
  • Диверсификация экономики на базе использования собственных конкурентных преимуществ, потенциалов и ресурсов регионов и населенных пунктов и расширения между ними экономических и социально-культурных связей.

Ключевые характеристики пути формирования единой системы расселения
Ключевые характеристики пути формирования единой системы расселения

Наконец, создатели документа указывают путь формирования единой системы расселения. Они подчеркивают, что “системы расселения государств – мировых экономических лидеров, сопоставимых с Россией по численности населения и (или) по площади территории, таких как США, ФРГ, Канада отличают значимые общие признаки”, такие как:

1. Высокая степень охвата всей национальной территории (за исключением районов с экстремальными природно-климатическими условиями) сетью устойчиво и надежно взаимосвязанных между собой населенных пунктов;

2. Развитость иерархически организованной сети «центральных мест» – малых, больших, крупных и крупнейших населенных пунктов - системообразующих центров локальных, региональных и межрегиональных систем расселения и рынков товаров и услуг;

3. Разветвленность и «многослойность» межселенной транспортно-коммуникационной сети и связующих ее в единое целое транспортных узлов, обеспечивающих высокую транспортную связность населенных пунктов как «по вертикали» – между населенными пунктами разных иерархических уровней, так и «по горизонтали» – между населенными пунктами одного иерархического уровня;

4. Типологическое многообразие населенных пунктов и пространственных форм расселения – разных по величине и месту в иерархии систем расселения многофункциональных и специализированных (монопрофильных) населенных пунктов, автономных, групповых, агломерационных и надагломерационных (конурбация, мегалополис) пространственных форм расселения;

5. Пропорциональность и сбалансированность системы расселения, устойчивость всех ее элементов и звеньев, в том числе с одной стороны – высокая жизне- и конкурентоспособность даже самых малых населенных пунктов. В частности, в США доля населения крупнейших агломераций не превышает 30 % населения страны, в ФРГ и Канаде – 25% населения страны.

Возможный путь формирования единой системы расселения, предложенный авторами документа, позволяет выделить фундаментальные характеристики как непосредственно самой системы расселения, способной противостоять “убыванию городов”, так и перспективных элементов каркаса этой сети, составляющих развитую иерархически организованную единую систему “центральных мест”.

НЭР "Сибстрим" как модель единого каркаса расселения: проект "Линейный город Петербург - Владивосток". Авторы проекта: Лежава И. Г., Шубенков М. В., Хазанов М. Д., Р. Мулагильдин, при участии: Л. Молдавской, Д. Размахнина, социолога Г. Дюментона, эколога М. Плец, энергетика Э. Сарандского.
НЭР "Сибстрим" как модель единого каркаса расселения: проект "Линейный город Петербург - Владивосток". Авторы проекта: Лежава И. Г., Шубенков М. В., Хазанов М. Д., Р. Мулагильдин, при участии: Л. Молдавской, Д. Размахнина, социолога Г. Дюментона, эколога М. Плец, энергетика Э. Сарандского.

Именно указанные характеристики могут лечь в основу продуктивной модели будущих центров притяжения, планомерное внедрение которых сгладит процессы убывания городов, и, таким образом, будет способствовать выравниванию сложившейся диспропорции в системе расселения Российской Федерации.