В цикле статей, опубликованном ранее на канале, нами была приведена статистика депопуляции городов и целых регионов на территории Российской Федерации. Традиционным методом решения таких глобальных проблем выступали градостроительные стратегии, принимаемые в качестве доктрин пространственного развития страны. Последний из таких документов предлагал план территориального регулирования России до 2025 года и был разработан коллективом экспертов в области градопланирования и регулирования. Рассмотрим коренные положения этого документа. Какой выход из сложившейся ситуации в нем предложен?
Итак, для экспозиции взаимосвязи убывания городов с положением поселенческой сети Российской Федерации, обратимся к документу “Предпосылки Доктрины пространственного развития системы расселения Российской Федерации до 2025 года”, авторы которого отмечают принципиальную диспропорцию в существующем положении системы расселения Российской Федерации. Анализируя тенденции в развитии поселенческой сети, создатели этого документа выделяют ряд факторов, указывающих на «географическое сжатие» хозяйственно освоенных, экономически активных и социально обустроенных территорий в Российской Федерации:
- Уменьшение числа городских населённых пунктов с числом жителей менее 500 тыс. чел. на 22 % и соответственное «сжатие» территории, охваченной зонами влияния таких населенных пунктов;
- Увеличение с 47,1 до 55,6 тыс. (на 19 %) количества сельских населенных пунктов «без населения» и с числом жителей до 10 чел. и соответственное «сжатии» сельских территорий.
Другой стороной “географического сжатия” освоенных и обустроенных территорий Российской Федерации становится концентрация населения в крайне ограниченном числе ареалов и точек: Из 20 субъектов Российской Федерации, численность населения которых увеличилась, более 80 % (более 2,2 млн. чел.) увеличения численности населения этих субъектов Российской Федерации приходится на город Москву и Московскую область. Таким образом, существующие тенденции, обусловленные связанной с “городским убыванием” диспропорцией расселения, дают возможность реализации “экстраполяционного прогноза”, последствия которого несут катастрофический для социально-экономического развития страны характер:
1. По оценкам авторов документа, “произойдет необратимая деградация поселенческой сети, которая охватит в разной степени более 98 % территории страны” и прежде всего:
- Значительную часть приграничных районов запада Европейской части, юга Сибири и Дальнего Востока;
- Расположенные вне крупнейших агломераций и зон влияния крупных городов – административных центров субъектов Российской Федерации периферийные, «глубинные» районы средней, наиболее освоенной полосы расселения в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах;
2. Процессы деградации и депопуляции в той или иной степени затронут большую часть расположенных в указанных выше районах сельских, малых и средних городских населённых пунктов, отдельные большие города, часть которых полностью утратит свои экономические и социальные функции, станет необитаемой. Утрачены будут и созданные в этих населенных пунктах жилищный фонд, объекты социальной и коммунальной инфраструктуры, производственные предприятия. Под угрозой исчезновения окажется значительная часть культурного ландшафта России;
3. Высока вероятность «распада» экономического и социокультурного пространства страны на автономные, слабо взаимосвязанные друг с другом группы территориальных «анклавов».
В то же время, авторами “Предпосылок Доктрины пространственного развития системы расселения Российской Федерации до 2025 года” отмечаются цели, препятствующие реализации “экстраполяционного прогноза”:
1. Повышение качества жизни и преодоление негативных демографических тенденций:
- Обеспечение экологически безопасной для жизни и здоровья человека окружающей среды;
- Обеспечение доступности для населения жизненно необходимых и социально значимых благ – достойного жилища, качественных образования, здравоохранения, условий труда и досуга, культурных ценностей;
- Повышение мобильности населения и расширение многообразия возможностей самореализации человека – выбора и смены мест жительства и типов жилища, профессии, работы, досуга.
2. Развитие диверсифицированной экономики, основанной на инновациях и всестороннем использовании конкурентных преимуществ Российской Федерации:
- Повышение качества и конкурентоспособности «человеческого потенциала» России как базового ресурса и движущей силы инновационной экономики;
- Развитие инновационных высокотехнологичных секторов экономики, основанных на интеграции науки, образования и производства;
- Капитализация природно-экологического, историко-культурного и туристско-рекреационного потенциалов России;
- Диверсификация экономики на базе использования собственных конкурентных преимуществ, потенциалов и ресурсов регионов и населенных пунктов и расширения между ними экономических и социально-культурных связей.
Наконец, создатели документа указывают путь формирования единой системы расселения. Они подчеркивают, что “системы расселения государств – мировых экономических лидеров, сопоставимых с Россией по численности населения и (или) по площади территории, таких как США, ФРГ, Канада отличают значимые общие признаки”, такие как:
1. Высокая степень охвата всей национальной территории (за исключением районов с экстремальными природно-климатическими условиями) сетью устойчиво и надежно взаимосвязанных между собой населенных пунктов;
2. Развитость иерархически организованной сети «центральных мест» – малых, больших, крупных и крупнейших населенных пунктов - системообразующих центров локальных, региональных и межрегиональных систем расселения и рынков товаров и услуг;
3. Разветвленность и «многослойность» межселенной транспортно-коммуникационной сети и связующих ее в единое целое транспортных узлов, обеспечивающих высокую транспортную связность населенных пунктов как «по вертикали» – между населенными пунктами разных иерархических уровней, так и «по горизонтали» – между населенными пунктами одного иерархического уровня;
4. Типологическое многообразие населенных пунктов и пространственных форм расселения – разных по величине и месту в иерархии систем расселения многофункциональных и специализированных (монопрофильных) населенных пунктов, автономных, групповых, агломерационных и надагломерационных (конурбация, мегалополис) пространственных форм расселения;
5. Пропорциональность и сбалансированность системы расселения, устойчивость всех ее элементов и звеньев, в том числе с одной стороны – высокая жизне- и конкурентоспособность даже самых малых населенных пунктов. В частности, в США доля населения крупнейших агломераций не превышает 30 % населения страны, в ФРГ и Канаде – 25% населения страны.
Возможный путь формирования единой системы расселения, предложенный авторами документа, позволяет выделить фундаментальные характеристики как непосредственно самой системы расселения, способной противостоять “убыванию городов”, так и перспективных элементов каркаса этой сети, составляющих развитую иерархически организованную единую систему “центральных мест”.
Именно указанные характеристики могут лечь в основу продуктивной модели будущих центров притяжения, планомерное внедрение которых сгладит процессы убывания городов, и, таким образом, будет способствовать выравниванию сложившейся диспропорции в системе расселения Российской Федерации.