Найти тему

Картины и факты. Иван Айвазовский в музее «Новый Иерусалим»

И. Айвазовский. «Заход солнца на море». 1866 год. Из постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим».
И. Айвазовский. «Заход солнца на море». 1866 год. Из постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Русская живопись XIX века представлена в собрании музея не только портретами, но и пейзажами, причем именитых русских пейзажистов: Ивана Айвазовского, Никанора Чернецова, Максима Воробьева. Четыре пейзажа Айвазовского, знаменитого российского художника-мариниста, самого крупного мастера русского романтического пейзажа, поступили в музейное собрание еще до Великой Отечественной войны. Пятую картину Айвазовского музей получил недавно.

Их можно видеть в разделе постоянной экспозиции «Русское церковное и светское искусство XVI — начала XX века».

Об Иване Константиновиче Айвазовском (1817–1900) следует рассказать подробнее. Уроженец Крыма Иван Айвазовский с детства был влюблен в морскую стихию и до конца своих дней оставался ее певцом. В больших и малых пейзажах развернулся его бурный художественный темперамент и врожденный инстинкт живописца. А его блестящую технику обеспечила учеба в Императорской Академии художеств, достигшей в эти годы своего апогея. С 1840 по 1844 год Айвазовский как пенсионер Академии провел в Италии. В 1844 году вернулся в Россию, где в 1847 году стал профессором Академии. Женившись в этом же году, на пике карьеры и творческих успехов художник покинул столицу и навсегда связал себя с Феодосией, с Крымом.

За свою долгую жизнь, а прожил Айвазовский 82 года, художник создал огромное количество произведений, а также провел более сотни персональных выставок.

Айвазовскому удалось создать новые для своего времени образы морской стихии, поражающие свежестью романтического настроения, как, например, хрестоматийно известный «Девятый вал» (1850), хранящийся в Русском музее. Картину «Девятый вал» с первой же выставки купил Николай I. Это монументальное полотно (2,2 × 3,3 м) показало всю величину и мощь художника: умение живописать воду и передавать световоздушные эффекты, строить драматические композиции и с размахом показывать величие природы и мизерность на ее фоне человека.

В пейзаже Айвазовский воплощал самые грандиозные сюжеты: «Хаос. Сотворение мира» (1841), «Всемирный потоп» (1864), «Ниагарский водопад» (1893). Его метод позволял развивать колоссальную производительность. Свои картины он писал в мастерской, опираясь на хорошую память, удивительное знание морской стихии и блестящую технику.

Айвазовский был кавалером многих отечественных и зарубежных орденов, почетным членом Петербургской, Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской Академии художеств. В 1874 году Флорентийская академия удостоила редкой для художника чести предложила написать свой автопортрет для галереи великих художников в палаццо Уффици. Из русских художников такой чести ранее был удостоен только Орест Кипренский. Эти «итальянские лавры» знаменовали мировое признание Айвазовского. Его художественное наследие составляет около 6 тысяч полотен. На современном антикварном рынке картины Айвазовского являются одни из самых дорогих.

И. Айвазовский. Часовня на берегу моря. 1845.  Из постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим».
И. Айвазовский. Часовня на берегу моря. 1845. Из постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Произведения Айвазовского, представленные в музее, это небольшие по формату полотна с итальянскими и крымскими видами и сюжетами. Пейзаж «Часовня на берегу моря» написан в 1845 году после возвращения художника из Европы. Картина написана под впечатлением от пребывания в Италии. На ней изображено тающее в рассветной дымке рождающегося дня морское побережье итальянского юга: спокойное море, чуть виднеющиеся силуэты скал и парусных кораблей. На переднем плане справа узкая полоска каменистой земли, на берегу – часовня с фигурой святого в нише, перед которой остановилась женщина в красном платье. По дорожке движется осел с лежащим на нем младенцем, которого поддерживает молодая пара в традиционных итальянских нарядах. Слева виднеются зеленые купы деревьев. Позади – море, тающее в розовой дымке, силуэты кораблей, скал. Красочный слой на картине плотный, вода у берегов написана пастозно.

По всем приметам вроде бы благостный пейзаж на мотив итальянской песенки «О дольче Наполи!», если бы не часовня. Они строились в местах кораблекрушений или каких-либо других несчастий, в память о погибших. Айвазовский делает часовню центральным элементом всей композиции. Автор «Часовни на берегу моря» – пейзажа рождающегося дня – противопоставляет идее вечного обновления природы идею быстротечности времени, звучащую как «Мементо мори» («помни о смерти»), свойственную не столько романтикам, сколько христианскому религиозному сознанию.

И. Айвазовский. Вид из Ливадийского парка на Ялту. 1861.  Из постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим».
И. Айвазовский. Вид из Ливадийского парка на Ялту. 1861. Из постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Остальные пейзажи Айвазовского из собрания музея относятся к 60 годам XIX века и представляют собой крымские виды. По сравнению с сочиненной и идеологизированной «Часовней на берегу моря», мотив картины «Вид из Ливадийского парка на Ялту» предельно конкретен и натурален: горы, берег залива, вдали – белые дома Ялты, отражающиеся в воде. Все пространство картины заполнено воздухом, что особенно ценится в мастерстве живописца. Для оживления пейзажа художник изобразил движущуюся на зрителя по дороге мужскую фигурку. Соединяя верность натуре с должной мерой условности и обобщения, Айвазовский достигает предельной выразительности в изображении крымской природы.

Картину «Вид из Ливадийского парка на Ялту» из собрания музея «Новый Иерусалим» он написал в 1861 году. Этот пейзаж был не совсем типичен для художника-мариниста: здесь он изобразил море не на первом плане, а отвел ему лишь небольшую часть.

И. Айвазовский. Окрестности долины ночью. 1866. Из постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим».
И. Айвазовский. Окрестности долины ночью. 1866. Из постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим».

Сохранивший верность академизму, Айвазовский до конца своих дней оставался романтиком. Его романтизм сказывался в передаче эффектных состояний природы. Любовь художника к эффектам ощущается в пейзажах «Заход солнца на море» (1866) и «Окрестности долины ночью» (1866). В вечерних и ночных пейзажах, передающих ощущение переходности времени, построенных на тонких градациях цвета и световых эффектах, Айвазовскому удалось достичь состояния особой лирической погруженности в природу, даже раствориться в ней.

В 2016 году в музее проходила выставка работ художника «Айвазовский. Крым. Подмосковье».

И. Айвазовский. Горный пейзаж с фигурами. 1869. Из постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим».
И. Айвазовский. Горный пейзаж с фигурами. 1869. Из постоянной экспозиции музея «Новый Иерусалим».