Русская живопись XIX века представлена в собрании музея не только портретами, но и пейзажами, причем именитых русских пейзажистов: Ивана Айвазовского, Никанора Чернецова, Максима Воробьева. Четыре пейзажа Айвазовского, знаменитого российского художника-мариниста, самого крупного мастера русского романтического пейзажа, поступили в музейное собрание еще до Великой Отечественной войны. Пятую картину Айвазовского музей получил недавно.
Их можно видеть в разделе постоянной экспозиции «Русское церковное и светское искусство XVI — начала XX века».
Об Иване Константиновиче Айвазовском (1817–1900) следует рассказать подробнее. Уроженец Крыма Иван Айвазовский с детства был влюблен в морскую стихию и до конца своих дней оставался ее певцом. В больших и малых пейзажах развернулся его бурный художественный темперамент и врожденный инстинкт живописца. А его блестящую технику обеспечила учеба в Императорской Академии художеств, достигшей в эти годы своего апогея. С 1840 по 1844 год Айвазовский как пенсионер Академии провел в Италии. В 1844 году вернулся в Россию, где в 1847 году стал профессором Академии. Женившись в этом же году, на пике карьеры и творческих успехов художник покинул столицу и навсегда связал себя с Феодосией, с Крымом.
За свою долгую жизнь, а прожил Айвазовский 82 года, художник создал огромное количество произведений, а также провел более сотни персональных выставок.
Айвазовскому удалось создать новые для своего времени образы морской стихии, поражающие свежестью романтического настроения, как, например, хрестоматийно известный «Девятый вал» (1850), хранящийся в Русском музее. Картину «Девятый вал» с первой же выставки купил Николай I. Это монументальное полотно (2,2 × 3,3 м) показало всю величину и мощь художника: умение живописать воду и передавать световоздушные эффекты, строить драматические композиции и с размахом показывать величие природы и мизерность на ее фоне человека.
В пейзаже Айвазовский воплощал самые грандиозные сюжеты: «Хаос. Сотворение мира» (1841), «Всемирный потоп» (1864), «Ниагарский водопад» (1893). Его метод позволял развивать колоссальную производительность. Свои картины он писал в мастерской, опираясь на хорошую память, удивительное знание морской стихии и блестящую технику.
Айвазовский был кавалером многих отечественных и зарубежных орденов, почетным членом Петербургской, Римской, Флорентийской, Штутгартской и Амстердамской Академии художеств. В 1874 году Флорентийская академия удостоила редкой для художника чести предложила написать свой автопортрет для галереи великих художников в палаццо Уффици. Из русских художников такой чести ранее был удостоен только Орест Кипренский. Эти «итальянские лавры» знаменовали мировое признание Айвазовского. Его художественное наследие составляет около 6 тысяч полотен. На современном антикварном рынке картины Айвазовского являются одни из самых дорогих.
Произведения Айвазовского, представленные в музее, это небольшие по формату полотна с итальянскими и крымскими видами и сюжетами. Пейзаж «Часовня на берегу моря» написан в 1845 году после возвращения художника из Европы. Картина написана под впечатлением от пребывания в Италии. На ней изображено тающее в рассветной дымке рождающегося дня морское побережье итальянского юга: спокойное море, чуть виднеющиеся силуэты скал и парусных кораблей. На переднем плане справа узкая полоска каменистой земли, на берегу – часовня с фигурой святого в нише, перед которой остановилась женщина в красном платье. По дорожке движется осел с лежащим на нем младенцем, которого поддерживает молодая пара в традиционных итальянских нарядах. Слева виднеются зеленые купы деревьев. Позади – море, тающее в розовой дымке, силуэты кораблей, скал. Красочный слой на картине плотный, вода у берегов написана пастозно.
По всем приметам вроде бы благостный пейзаж на мотив итальянской песенки «О дольче Наполи!», если бы не часовня. Они строились в местах кораблекрушений или каких-либо других несчастий, в память о погибших. Айвазовский делает часовню центральным элементом всей композиции. Автор «Часовни на берегу моря» – пейзажа рождающегося дня – противопоставляет идее вечного обновления природы идею быстротечности времени, звучащую как «Мементо мори» («помни о смерти»), свойственную не столько романтикам, сколько христианскому религиозному сознанию.
Остальные пейзажи Айвазовского из собрания музея относятся к 60 годам XIX века и представляют собой крымские виды. По сравнению с сочиненной и идеологизированной «Часовней на берегу моря», мотив картины «Вид из Ливадийского парка на Ялту» предельно конкретен и натурален: горы, берег залива, вдали – белые дома Ялты, отражающиеся в воде. Все пространство картины заполнено воздухом, что особенно ценится в мастерстве живописца. Для оживления пейзажа художник изобразил движущуюся на зрителя по дороге мужскую фигурку. Соединяя верность натуре с должной мерой условности и обобщения, Айвазовский достигает предельной выразительности в изображении крымской природы.
Картину «Вид из Ливадийского парка на Ялту» из собрания музея «Новый Иерусалим» он написал в 1861 году. Этот пейзаж был не совсем типичен для художника-мариниста: здесь он изобразил море не на первом плане, а отвел ему лишь небольшую часть.
Сохранивший верность академизму, Айвазовский до конца своих дней оставался романтиком. Его романтизм сказывался в передаче эффектных состояний природы. Любовь художника к эффектам ощущается в пейзажах «Заход солнца на море» (1866) и «Окрестности долины ночью» (1866). В вечерних и ночных пейзажах, передающих ощущение переходности времени, построенных на тонких градациях цвета и световых эффектах, Айвазовскому удалось достичь состояния особой лирической погруженности в природу, даже раствориться в ней.
В 2016 году в музее проходила выставка работ художника «Айвазовский. Крым. Подмосковье».