Что будет с уровнем жизни брянцев и экономикой? Вопросы возникли после публикаций о средней зарплате и состоянии экономики. Есть многолетние тенденции, которые позволяют дать некоторые ответы. Но есть и сверхсложный вопрос.
В последние годы объем валового регионального продукта Брянской области рост примерно на 8 − 10 процентов. Если в 2022 году он составил 549,3 млрд рублей, то в прошлом году − 599,5. Простому жителю область эти цифры почти ничего не говорят, хотя именно ими оценивается здоровье экономики. Однако на состоянии карманов они отражаются самым прямым образом.
В последние годы очень сильно росло производство лекарственных средств, на треть увеличился выпуск металлических изделий и электрического оборудования. Уверенно поднималось производство транспортных средств и оборудования, пищевых продуктов,
В 2023 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составил 154 млрд рублей, он увеличился на 12,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2022 года. Голод области явно не грозит. Более того, значительная часть продуктов продается за рубеж и в другие города России.
Ну, а дальше-то что? И можно ли ожидать, что кошельки брянцев будут пополняться? Или есть то, что не радует даже при полных кошельках? Есть, увы.
Здесь следует опираться на цифры, которые отражают вложения в основной капитал. Если предприятия хотят развиваться, они тратят деньги не только на техническое перевооружение, но и на многое другое. Будут жить они − будет расти благосостояние брянцев.
В 2019 году вложения в основной капитал составили 63,5 миллиарда рублей, в прошлом − уже 94,1. Это не кратный рост, но все же весьма заметный. То есть предприятия развиваются и намерены расширять производство. Не только в Брянске. Есть немало районных предприятий, которые не афишируют свою деятельность, поскольку не нуждаются в рекламе, но набирают обороты. Они покупают станки стоимостью десятки миллионов рублей, устанавливают автоматические линии. Зарплата обычных рабочих здесь достигает 80 − 100 тысяч рублей.
Разумеется, всегда найдутся плакальщики, которые не верят ни в эти цифры, ни в то, что вообще хотя бы один завод области работает. Послушать их − везде разруха и пыль. Однако из-за этого неверия цифры не пропадают, а станки на заводах не выключаются.
В 2014 году бюджет области составлял 46,9 млрд рублей, в 2023 году − 113,6, причем собственные доходы составили 65,9 млрд рублей − в 2,5 раза больше по отношению к 2014 году. Такие цифры из воздуха невозможно взять − должны работать производства, и вопреки неверию они работают.
Конечно, немало способствовали этому заказы, связанные с обороной страны. Но расширяют рынки сбыта и гражданские предприятия.
Брянская область не выпала из общих правил: можно опустить весла и ждать у моря погоды, а можно искать и трудиться. Пока одни ноют, злобствуют и мечтают о развале, другие брянцы работают, думают и снова работают. В выигрыше, как ни удивительно, обе партии. Только одна − созидательная, а другая − паразитирующая.
Однако есть беда, которая угрожает всей стране, в том числе и Брянской области. Если с некоторыми экономическими сложностями можно разобраться даже командным способом, то с этой бедой так не получится. И понадобятся десятилетия, чтобы выправить гнетущую линию. Речь о народонаселении, о рождаемости в русских областях. Страна теряет население каждый год, Брянская область не стала исключением. Экономические задачи ничтожны по сравнению с задачей повышения рождаемости.
Несколько лет назад представительница российского правительства с высокой трибуны доложила о том, что население России выросло на несколько десятков тысяч человек. Депутаты и чиновники радостно захлопали. Уже тогда подумалось: вы разве не видите, что страна подступила к демографической яме? Что за странная эйфория? Сейчас уже не хлопают.
Именно это холодное течение угрожает и Брянской области, и всей стране. И пока корабль плывет но нему.
Дмитрий Данилов