Найти в Дзене
Без цензуры

Wildberries возвращают нас в 90-е. Где твердая рука государства?

Продолжает развиваться корпоративный конфликт вокруг компании Wildberries. Хотя корпоративным конфликтом его уже назвать сложно, потому что ситуация давно вышла из-под контроля. Так, стало известно, что один из основателей компании – Владислав Бакальчук – подает в суд иск на общую сумму в 325 млрд рублей (якобы половина от балансовой стоимости компании). Ответчик – его бывшая жена. Теперь она Татьяна Ким – решила вернуть девичью фамилию.

На самом деле, может быть, и забавно было бы за всем этим наблюдать со стороны, но только в том случае, если бы подобное происходило в другом государстве, а не у нас, в России. О том, какую роль должно играть государство в таких вопросах, мы сейчас и поговорим.

Вообще, когда мы уже на протяжении нескольких месяцев смотрим за этой настоящей войной за контроль над Wildberries, возникает вполне логичный вопрос Где было наше государство? Причем с самого начала – наверное, еще с того момента, когда все только зарождалось, еще в начале 2024 года. Мало кто знает эту историю, но Татьяна – тогда еще Бакальчук – просто взяла и отписала 35% компании акционерам предприятия Russ. Масштабы заведомо несопоставимы.

Во сколько можно оценить Wildberries? Очень сложно дать точные цифры по той причине, что компания не является публичной и ее акции не торгуются на бирже. Но если сравнить, например, с капитализацией "Озона" – второго крупнейшего маркетплейса в стране – то можем сделать вывод, что стоимость Wildberries выше примерно на 1 трлн рублей. И 35% от этой суммы, то есть 350 млрд –акционеры Russ получили ни за что.

Соответственно, уже изначально возникают вопросы, как государство вообще допустило проведение такой сделки. Ведь если у нас крупнейшие компании – неважно, государственные или частные – будут так распоряжаться своим имуществом и долями, то мы очень быстро вернемся обратно в 90-е. Где было антимонопольное ведомство? Где были регуляторные проверяющие органы? Почему такая сделка прошла, не имея на то особых оснований? Я понимаю, что можно заявить аргументацию, что это якобы частный бизнес и якобы согласно букве закона сами акционеры должны решать, как им поступать со своими долями.

Нет. У нас существуют антимонопольные структуры, правительственные комиссии, которые как раз отслеживают и одобряют крупнейшие сделки. Ведь если мы посмотрим опыт последних 2-3 лет, то именно правкомиссии согласовывали подобные операции. Да, в основном с иностранным капиталом – но, тем не менее.

Я уже молчу про то, что было дальше. Эти события все прекрасно знают: и стрельбу в центре Москвы, и двое трупов, которые появились в результате данного, мягко говоря, инцидента. Что это такое и где здесь государство? Если у нас продолжится такое попустительство со стороны органов федеральной власти, то я боюсь, что те цели, которые у нас ставятся, в том числе в экономике, не говоря уже о других сферах, достигнуты не будут. Потому что несмотря на то, что найдутся и те, кто скажут, якобы какой-то Wildberries – это всего лишь маркетплейс, представляет собой непонятно, что, какая-то интернет-торговля, что в ней серьезного – это одна из крупнейших компаний России в интернете, и через 3 года она уже будет продавать 20-25% всех товаров потребительского рынка.

Если государство здесь будет попустительствовать, если оно не будет регулировать эту сферу – у нас же правила по регуляторике маркетплейсов до сих пор окончательно не разработаны – о чем дальше вообще можно говорить? Это в чистом виде повторение 90-х годов. Хочет ли кто-то оказаться вновь в этих временах? Я глубоко сомневаюсь.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!