Найти тему
Монах Тук

О славянских, греческих и еврейских именах на Руси. Остальном православном мире. И чуток о Светках и Фотинках.

Ответ - в нашем случае поляки и хорваты. Они хоть и славяне но католики. Сегодня о православной традиции имянаречения.
Ответ - в нашем случае поляки и хорваты. Они хоть и славяне но католики. Сегодня о православной традиции имянаречения.

Какие народы здесь лишние, на фото выше? Поляки и хорваты. Они католики. Так же лишними здесь были бы чехи, словаки и например исповедующие ислам славяне-босняки. Сегодня не о славянах - а о православных славянах. Их именах. Судя по публикациям в сети многих интересует вопрос о именах. Почему мы - большинство русских, носим имена по природе греческие или еврейские, в то время как у соседних православных народов (не толь ко славянских - православные грузины тому пример) основной массив имен составляют именно автохтонные имена, изначально возникшие именно в среде данных народов.

Много об этом на том же Дзене писано, много читано. В статьях встречаются как и достойные пера писателя фантаста измышления. Так и версии разумные, те которые авторы пытаются питать фактами и какой никакой (а часто вполне похвальной) логикой. Версии как правило этнографические, геополитические а порой, к счастью не часто, шизофренические - как то теории заговора, и злые церковники (почему то именно русские, но ни как не сербские и болгарские, а эти страны приняли христианство ранее Руси) всех сожгли.

Исходя из того что нынешний корпус имен государств православной культуры, сложился из тех имен которыми в течении многих веков, представителей данных народов получали при крещении в церкви, считаю как минимум не лишним, рассмотреть этот вопрос именно с православной точки зрения. Как минимум с одной из них. Наиболее уважаемой.

На Руси

Начать следует с того, что в православной традиции, в момент Таинства Крещения, ребенка нарекали не абы как, а исключительно именем уже существовавшего в истории церкви святого, который и становился святым покровителем (Бог есть не Бог мертвых, а Бог живых - у Господа все живы) новокрещенного.

При крещении в православии, крещаемый нарекается именем святого - своего небесного покровителя.
При крещении в православии, крещаемый нарекается именем святого - своего небесного покровителя.

Соответственно с приходом христианства на Русь, в крещении все наши бывшие Людославы, Шибенцы и Твердилы, начали принимать имена святых чьим отечеством были Греция и Иудея. Отчасти из значимости своего служения перед Богом, отчасти от того что среди славян... своих святых попросту не было.

Но традиция, она такая традиция. Еще очень долгое время наши пращуры носили два имени. Традиционное имя, или прозвище заменявшее имя и имя полученное при крещении. Многие из нас сегодня и не подозревают, что Владимир Святой был крещен именем Василий, равноапостольная княгиня Ольга - Еленой, а Ярослав Мудрый при причастии и в молитвах звучал Георгием.

Но любая традиция когда нибудь заканчивается. Особенно если в ней нет какого то практического смысла. То ли это историческая закономерность против которой не попрешь, то ли наши предки решили что излишество вредит, или возможно они поголовно стали почитателями философа Оккама, утверждавшего что "сущностей не стоит плодить сверх необходимости", скорее всего первое. Но двойные имена постепенно сошли на нет, и заменились единственным. Оно же крестильное и оно же мирское.

Нави Йоханан - Иоанн Креститель, он же Джон Баптист, он же Хуан эль Батиста, он же Иоганн дер Тауфер. Предтеча не только, Господа нашего Иисуса Христа, но и всех русских Иванов
Нави Йоханан - Иоанн Креститель, он же Джон Баптист, он же Хуан эль Батиста, он же Иоганн дер Тауфер. Предтеча не только, Господа нашего Иисуса Христа, но и всех русских Иванов

Но... вы спросите, а как же распространенные имена имеющие явно не греческое и не иудейское звучание, которыми вполне таки покрестят и возьмут за оного записочку в любом православном храме? Те же Владимиры и Ольги, Борисы и Глебы, да и отечественный священномученик Кукша Печерский, вряд ли был так наречен в память о древнем еврее или греке?

А вот тут еще одна особенность православия. Человек имевший одновременно и светское и крестильное имя, сподобившись стать святым, входил в святцы под своим первым именем.

Примеры? Жила себе девочка по имени Ольга/Хельга, судьба распорядилась так, что в будущем она стала властительницей Руси - Княгиней Киевской. Затем приняла христианство под именем Елена, и одной из первых начала его насаждение в нашем отечестве. И в итоги мы имеем равноапостольную княгиню Ольгу, а не Елену. И право крещение наших дочерей под именем Ольга, которого не имели до этого

А как у них

Практика православного крещения в близлежащих государствах, прежде всего славянских, ни чем не отличалась от практики Крещения в наших палестинах. Откуда же спросите вы преобладающая масса вполне православных Бранимиров, Весен, Драганов, Асенов, Боянов, Выцъек, Джумберов и Алико?

От того вот история наших стран разнилась. В том числе и церковная история. И Сербия и Болгария и не славянская но православная Грузия, столкнулись во времена оные с событиями которые мы можем смело назвать геноцидом. Не только по национальному, но и по религиозному принципу. Если наша страна пережила изначально языческое татаро-монгольское иго, язычники толерантны, им все равно какого "бога" уважать, а лучше всех - лишь бы от этого польза была. Ласковый теленок у двух маток сосет. То наши соседи подвергались нашествию исламских завоевателей, относившихся к христианству зачастую жестко и агрессивно. Отсюда сонмы и сонмы безымянных христианских мучеников, напрямую канонизированных церковью, или первоначально попавших под "народную канонизацию" против которой церковь не протестовала. То есть среди этих тысяч и тысяч людей, наверняка были носители абсолютно всех народных имен, а следовательно этими именами можно уже было крестить и новорожденных младенцев.

Битва на Косовом поле - 1389 год. Сколько там полегло за свою Веру и за свою православную Родину, неведомых нам Златко и Предрагов, Милошей и Немань.
Битва на Косовом поле - 1389 год. Сколько там полегло за свою Веру и за свою православную Родину, неведомых нам Златко и Предрагов, Милошей и Немань.

Иными словами условный "русский алгоритм" отличался от условного "сербского/болгарского/грузинского" так.

Где нибудь в Новгороде наши Несдилы называли своих сыновей Борятоми, Твердилами и Зубцами, одновременно крестя их Алексеями, Иванами и Петрами.

А где то в Болгарии местные Калины и Борисы называли своих сыновей Любянами и Добрянами, крестя их Костами (Константинами), Христо и Симеонами, до тех пор (а времена эти настали рано) пока Борисы, Любяны и Добряны, сами не стали крестильными именами, благодаря подвигу их носителей - христианских мучеников.

О Вере, Надежде, Любви, Светланах и Фотинах.

Какие имена не укладывающиеся в вышеизложенную схему по вашему не укладываются? Первым делом на ум приходят звучащие по славянски и имеющие не вызывающее сомнение имена Вера, Надежда, Любовь. А так же всплывает из подсознания созвучное имя Светлана, с которым отчего то в церкви было не все так гладко.

Первые три это имена исключения. Изначально и традиционно, церковь поминает трех римских мучениц 2го века от Р.Х. Их так и звали в древнем городе Риме? Не совсем так. Звали их Пистис, Элпис и Агапе. Вера, Надежда, Любовь, это прямой перевод их имен, а так же имена трех главных христианских добродетелей. И укоренились они в русских святцах именно в этом, способствующим пониманию значения переводе.

А что не так со Светланами? До сравнительно недавнего времени, всех Светлан, а имя это было более чем популярно, крестили строго Фотинами и Фотиниями, в честь древних святых - Фотины Самаряныне и Фотинии Палестинской. От чего не произошла казалось бы логичная замена? А вот от того что что Фотины и Фотинии появились в России гораздо ранее чем Светланы. Светлана пришла к нам вовсе не из былых, украшенных благородными сединами веков. Это имя... новодел 19 века. Неожиданно? Да? Самому не верится. И это прекрасное имя, как всякий популярный новодел, естественно вызвало некое неприятие и настороженность в кругах, привыкших опираться не на моду, а на вечность.

А имя прижилось. И среди нас появились десятки тысяч Светлан, в миру и по паспорту, но с именем Фотина в свидетельстве о Крещении.

- Фотинья! Фотинка!!!! ...                                                                                                                     - - -Тьфу на тебя Любка - сама ты Агапка! Светка я! Светка!
- Фотинья! Фотинка!!!! ... - - -Тьфу на тебя Любка - сама ты Агапка! Светка я! Светка!

А что сейчас?

Успокойтесь уважаемые Светланы. Ваще имя реабилитировано. И не только ваше. Имя Светлана начало входить в богослужебный обиход, сначала постепенно, а теперь повсеместно. Каноническими причинами к этому послужили канонизации святых новомучениц Фотин (бывшими в миру Светланами), а главное решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 2019 года, позволяющий, по мимо прочего,производить крещения "именами в иных национальных звучаниях". Собственно на практике, в меньших формах ведь это применялось всегда. Иоанны - крещенные Иванами, Софии - Софьями, Иакинфы - Акинфеями и т.п.

По мимо прочего? "Прочее" еще более кардинально, в сравнении с нашими Светланами. В первую очередь Синод принял решение о возможности беспрепятственного Крещения "по усмотрению родителей — наречения младенцев (и последующего их крещения) именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей". Поклон Златам, Джумберам и Добранам.

Помимо этого в последние годы регулярно реабилитируются имена святых, которые мы ранее считали "католическими" и недопустимыми при Крещении. Поклон Эдуардам и Патрикам. Речь идет о западных святых, совершавших и прославившихся в своем служении, до великой схизмы (разделении церкви на православную и католическую).

-6

За сим, с уважением. Ваш монах Тук.

P.S. Бонус. Встречающиеся в берестяных грамотах дохристианские славянские имена.

Гостило (Новгород, грамота 2), Черт (грамота №4), Гостята (Новгород, грамота 9), Вигуй (Новгород, грамота 25), Зуберь (новгород, грамота 84), Завид (Новгород, грамота 103), Кулотка (Новгород, грамота 105), Жизномир (Новгород, грамота 109), Чернек, Людьслав (Новгород, грамота 113), Богша (Новгород, грамота 114), Рознег (Новгород, грамота 119), Вигарь, Валит (Новгород, 130), Репех (Новгород, 134), Домажир (Новгород, 149), Полчак, Домаслав (Новгород, 155), Ростих (Новгород, 160), Храрь, Шибенец (Новгород, 198), Радослав, Местятко (213), Твердила (Новгород, 231), Нажир (Новгород 233), Жироша (Новгород, 237), Жадок (Новгород, 239), Ждан (241), Кощей (Новгород, 242), Стоян (Новгород, 246), Наум (Новгород, 281), Вышеня, Воронец (Новгород, 332), Мирослав, Ратмир (Новгород, 334), Волчок, Нустуй, Рожнет, Даньша (Новгород, 336), Полюд (Новгород, 350), Мара (Новгород, 357), Стойнег (Новгород 384), Лихоча (Новгород, 412), Панок (Новгород 420), Братята, Нежил (Новгород, 421), Местята, Сдил (Новгород, 422), Жаден (Новгород, 433), Нежка (новгород 644), Хотеславк (Новгород, 654), Тверьша, Сбыслав (Новгород, 621), Радила (Новгород, 442), Несдила (Новгород, 443), Боян (Новгород 516), Вышок (Новгород, 525), Моислав (Новгород 548), Воюта, Радогость (Новгород, 571), Имоволож (Новгород 573), Орешек (Новгород 581), Милята (Новгород, 583), Нежата (Новгород, 586), Жила (Новгород, 589), Неган (Новгород, 600), Смолиг (Новгород, 603), Волос (Новгород, 604), Жизнобуд (Новгород, 607), Русил (Новгород, 615), Черень (Новгород, 624), Станимир (Новгород, 626), Кур, Боран (Новгород, 690), Доброшка (Новгород, 710), Душила (Новгород, 723), Селята (Новгород, 731), Дристив (Новгород, 736. , Ревята (Новгород, 743), Братонежк (Новгород, 745), Зубец, Потка (Новгород, 750), Малята (Новгород, 769), Дрочила (Новгород, 775), Бездед (Новгород, 788), Марена (Новгород, 798), Незнанок (Новгород, 804), Шишак (Новгород, 805), Борята (Новгород, 819), Жирок (Новгород, 824), Борз, Путьша (Новгород, 850), Негл, Говен (Новгород, 867), Полуд (Новгород,878), Радята (Новгород, 879), Добрил (Новгород, 889), Домагость, Хотен (Новгород, 902), Тютка (Новгород, 904), Ретка, Хвалис, Тешата (Новгород, 905), Сдеслав (Новгород, 940), Носок (Новгород, свинцовая грамота 1), Дедила (Ст. Русса, 6), Сольмир (Ст. Русса, 7), Ярило (Ст. Русса, 9), Жирошка (Ст. Русса 17), Неговит (Ст.Русса, 19), Сбыня (Торжок, 2), Рожнега (Торжок, 18)

Россия которую мы потеряли. А как бы эпично звучало бы коли не
жидомасоны с рептилоидами греки с евреями и прочими латинянами - "Идет Шишак в мокроступах по гульбищу"! Лепота!

Мое фото из личного дела. Архив МВД. Фас - профиль
Мое фото из личного дела. Архив МВД. Фас - профиль