Найти тему

Игра в Историю 3. Наши предки Фатьяновцы

Итак, мы установили, что гаплогруппа R1a прибыла на юг и север Европы примерно в одно и то же время 11 – 10 тыс. лет назад. Была ли в те времена заселена Европа, и если там жили люди, то кем они были?

Да, Европа уже была заселена. По крайней мере – юг Европы. Обитали там люди гаплогрупп I и J, которых в последующем назовут истинными европейцами.

Гаплогруппы I и J разделились уже в Месопотамии около 25 тыс. лет назад, а ещё раньше они входили в состав сводной гаплогруппы IJK (образовалась примерно 50 – 40 тыс. лет назад), которая двигалась в Малую Азию через Индию. Самое интересное, что гаплогруппа К отделившись пошла в Китай и дала жизнь сводной гаплогруппе NOP, а от гаплогруппы Р отделились родственные гаплогруппы R1a (Арии) гаплогруппа R1b (Эрбины).

Для чего я это повторяю? Я хочу сконцентрировать ваше внимание, что в составе сводной гаплогруппы IJK (40 тыс. лет назад) люди говорили на общем односложном «зверином» языке. В последствии они разделились, каждый род пошел своим путём, создавая новые слова для своего языка, но этот процесс протекал очень медленно, и ещё 10 тыс. лет назад гаплогруппы R1a, R1b, I1, I2, J имели большой процент совпадения языковой базы и обрядов. По крайней мере, крупных конфликтов на уничтожение других родов в то время в Европе не отмечено, да и людей было не так много, и площадь Европы? и нетронутая природа позволяла расселиться всем. Легче уйти в сторону на 30 км, чем вступать в войну рискуя всем своим родом.

Очевидно, что племена, пришедшие с севера Европы (R1a) и пережившие эпизод Гетеборг были малочисленны и ослаблены. Максимумом их продвижения оказалось освоение южного побережья Балтийского моря и Финского залива, а также новгородчины. Племена того же рода (R1a), но двигающиеся с юга были более успешны. Они смешались с родственными племенами (далёкие, но всё же родственники) гаплогрупп (I и J), быстро расселились по Западной Европе и упершись в берега Атлантического океана около 6 тыс. лет назад стали продвигаться на восток осваивая Русскую равнину (см. рис. 6).

Рис. 6. Первичное расселение гаплогруппы R1a в Европе
Рис. 6. Первичное расселение гаплогруппы R1a в Европе

Если русские люди разговаривают на русском, языке, немцы – на немецком, испанцы – на испанском, то на каком языке разговаривали 6 тыс. лет назад арийцы рода R1a? Ответ очевиден: этот язык должен быть назван арийским, а не как не праиндоевропейским. Именно 6 тысяч лет назад наступило время, которое лингвисты определили как время расхождение индоевропейского праязыка на ветви.

Где жили эти люди? Эти племена жили в Центральной и Восточной Европе с дальнейшим, 5 тысяч лет назад, охватом Русской равнины. Их культуру археологи назвали культурой «Шнуровой керамики» или культурой «Боевых топоров», а на Русской равнине данная культура получила название «Фатьяновская археологическая культура».

На рисунке 7 показан ареал распространения культуры Шнуровой керамики в Европе.

Рис. 7. Ареал распространения культуры Шнуровой керамики (культуры Боевых топоров) в Европе
Рис. 7. Ареал распространения культуры Шнуровой керамики (культуры Боевых топоров) в Европе

Как видим, эта культура занимает огромные площади, а по времени её можно проследить на глубину 2 тыс. лет (от 6 тыс. лет назад до 4 тыс. лет назад). Только на основании этого её следует называть культурно-исторической общностью. Археологи выделили в этой культурно-исторической общности около 25 отдельных культур с разными ареалами и отличающимся временем развития, но имеющие схожие черты.

Что до территории России, то нас должна интересовать Волосовская археологическая культура, существовавшая в 6-м – 5-м тысячелетии, расположенная на территории центральной России и Поволжья (см. рис. 8)

Рис. 8. Ареалы древних культур предков КШК и Фатьяновской культуры на территории России.
Рис. 8. Ареалы древних культур предков КШК и Фатьяновской культуры на территории России.

Возникает вопрос: Как волосовцы (R1a) 6 тыс. лет назад оказались на территории граничащей с Финским заливом и Ладожским озером?

Наиболее вероятным предположением является то, что они пришли с севера Европы, с Балкан они придти не могли – слишком длинная дорога.

Рис. 9. Глиняные изделия и топоры фатьяновской и балановской культур (ГИМ)
Рис. 9. Глиняные изделия и топоры фатьяновской и балановской культур (ГИМ)

Основным занятием населения было лесное скотоводство, особенно свиноводство. Как в современных деревнях пасут коров в лесу я наблюдал лично, правда свиней пасти не приходилось, но фольклор сохранил такие мотивы. В ранних могильниках в каждом погребении находят части туш свиней[1]. В поздних московско-клязьминских и ранних верхневолжских могильниках наряду с тушами свиней появляются части туш овец или коз, а также изделия из костей овец и коз[2]. В самых поздних балановских могильниках (то есть на востоке ареала) находят кости также коров[3] и лошадей[4]. Помощником человека в хозяйстве была собака (лайка).

Фатьяновцы были достаточно развиты в техническом отношении. Они широко использовали четырёхколёсные телеги для перевозки грузов, при этом изобретение телеги не обязательно связывать с одомашниванием лошадей. Мы ведь не утверждаем, что приобретению садовой тачки современным дачником обязательно предшествовало приобретение им мини трактора, так и здесь, первоначально телеги использовались для облегчения перемещения тяжёлых и крупногабаритных грузов и в отсутствии лошадей.

Фатьяновцы были знакомы с подсечно-огневым земледелием. На сезонных поселениях были обнаружены костяные и каменные мотыги, а при просевке почвы на стоянках были найдены зёрна проса и полбы[5], а также следы культурных злаков, выявленные в нагарах на горшках. Согласно источнику, для лесной полосы восточной Европы был свойственен следующий природно-хозяйственный цикл:

1. На деревьях сдиралась кора, которая шла на обустройство жилищ (кровля), изготовление посуды и прочие хозяйственные нужды. При этом за два года деревья высыхали на корню.

2. Деловой лес срубался и вывозился в поселение. Остатки мелкого леса и кустарник сжигался на корню. Возможно производилась раскорчёвка участка, но это вряд ли (слишком трудоёмкая работа).

От 1 – 3 до 5 – 7 лет на расчищенном участке производились посевы.

[1] Свиньи – результат одомашнивания диких кабанов 8 – 7 тыс. лет назад. Это могла произойти и на территории Европы и очень с малой долей вероятности в южном Закавказьи и Месопотамии (подтверждается северный маршрут миграции).

[2] Овец и коз одомашнили около 10 тыс. лет назад в Месопотамии (район южного маршрута Ариев в Европу).

[3] Одомашнивание коров происходило в треугольнике Алтай – Индия – Передняя Азия 10 тыс. лет назад. (подтверждается северная дуга южного маршрута миграции Ариев).

[4] Одомашнивание лошади продолжалось более 1 тыс. лет (начало 6 тыл. лет назад). Как регион одомашнивания лошади может рассматриваться западная часть евразийских степей в целом (территория от современной Украины до запада современного Казахстана). Подтверждение миграции Ариев через Балканы в южно-украинские степи и далее на север.

[5] Полба – одна из первых культурных пшениц (двузернянка).

3. Потом его использовали 10 – 12 лет как сенокос или пастбище. Потом участок забрасывался.

4. После прекращения хозяйственной деятельности через 40 – 60 лет восстанавливался лес.

Подспорьем в хозяйстве фатьяновцев служили охота, рыболовство, собирательство. Как и у всех народов лесной зоны особой популярностью пользовался мёд.

Если посмотреть на рис. 7, то можно увидеть, что с востока КШК (культура Шнуровой керамики), и в частности Фатьяновская и Абашевская культуры, граничит с Ямной археологической культурой, которую основали представители другого рода, а именно R1b. Как то не сложились отношения между братскими народами Ариями и Эрбинами. Именно это обстоятельство послужило причиной строительства на востоке ареала обитания Ариев укреплённых рвами и валами постоянных поселений.

Строительство укреплённого поселения в раннем бронзовом веке является признаком крайней опасности. Попробуйте каменными топорами и мотыгами построить даже простенькую крепость! В глубине территории проживания Фатьяновцев и Шнуровиков укреплённых поселений не было, а сами поселения были не большими, 30 – 50 человек, по сути одна большая семья: патриарх и взрослые дети со своими семьями. Укреплённые поселения вновь появляются на границе между Центральной и Западной Европой, и опять это граница пролегала между Ариями и Эрбинами.

Почему рассказывая о строительстве Ариями крепостей мы утверждаем, что строились они каменными орудиями труда?

Всё достаточно просто. На территории Русской равнины медью и оловом был богат Урал, а это территория эрбинов, а в среднерусской полосе, так же как в лесной полосе, там где проживали Фатьяновцы, не было ни меди, ни олова. Так, что если у Фатьяновцев и были медные или бронзовые инструменты, то они были большой редкостью и использовались исключительно как оружие, зато каменные боевые топоры наши предки делали на уровне произведений искусства.

Глиняные сосуды у фатьяновцев – шаровидные, круглые с маленьким донышком с штампованным и нарезным узором в виде солярных знаков (свастик), ёлочек и зигзагов. Находки глиняных ложек свидетельствуют о наличии у фатьяновцев цветной металлургии. Известно погребение литейщика, куда поместили использовавшийся им при жизни инвентарь.

Ознакомившись с материальными основами жизни наших предков необходимо ознакомиться и с основами их духовной культуры, верованиями, обрядами. Эти знания помогут нам в дальнейшем даже спустя тысячи лет отличать их от людей других культур.

Больше всего знаний можно получить изучая погребения этих людей.

Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях. Очевидно, что при этом преследовалась цель оградить могилы умерших предков от затопления в период весеннего половодья. Это правило могло найти религиозное объяснение в приближении умерших к царству верхового солнечного божества – Ярилы или Коляды. Заботясь об умершем, его оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму (до 2 метровглубиной) с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетёнки и т.д. Сверху его покрывали легким настилом, т.е. устраивали «домовину», а вот кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Особое внимание необходимо обратить, что покойника хоронили всегда в скорченном положении (в позе эмбриона). При этом мужчин укладывали, как правило, на правом боку головой на запад, юго-запад или северо-запад, а женщин на левом боку головой на восток, северо-восток или юго-восток. Иногда покойника присыпали красной краской. Часто находимые в погребениях около черепа и ног остатки кострищ и отдельные угли, указывают, предположительно, на домашний культ огня. В фатьяновском могильнике калининской группы Новинки 2 выявлен семейный погребальный комплекс из двух перпендикулярно расположенных погребений со столбовой оградой из 7 столбов и следами кострищ, который более характерен для абашевской культуры. Могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря.

Рис. 10. Захоронение фатьяновского времени
Рис. 10. Захоронение фатьяновского времени

Фатьяновцы клали в могилу весь необходимый для загробной жизни инвентарь: шаровидные сосуды видимо с пищей, рабочие и боевые сверлённые каменные топоры (длиной до 13 см, а также топоры из меди и бронзы), кремнёвые ножи, наконечники стрел и дротиков (что характерно главным образом для Подмосковья), украшения из зубов медведя[1] (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и янтаря[2], даже куски мяса, на которые указывают находки костей. Особенно интересно наличие в фатьяновской культуре тотемизма, на который указывает захоронение животных, особенно медведей. Отсюда можно сделать вывод о наличии медвежьего культа особенно на территории Ярославской области, что дошло до наших дней в виде изображения медведя на гербе области.

[1] Вряд ли это были украшения. Скорее всего – это свидетельства успешности их обладателя как охотника и добытчика.

[2] А кусочки янтаря действительно были украшением, так как доставляли их из дальнего далёка с берегов Балтики или Украины (Ровенский янтарь).

Рис. 11. Портреты мужчины и девушки из Тимофеевского могильника (Ивановская область). Реконструкция Г. В. Лебединской
Рис. 11. Портреты мужчины и девушки из Тимофеевского могильника (Ивановская область). Реконструкция Г. В. Лебединской

Пережитки фатьяновской культуры прослеживаются в Волго-Окском междуречье вплоть до исторических времён, особенно в культуре ярославской мери.