Вуди Аллен – хороший режиссёр.
Не зря в Калининграде поставили памятник его очкам.
Хотя, конечно, причина в том, что город и режиссер однофамильцы. Настоящая фамилия Вуди Аллена – КОНИГСБЕРГ.
На отдыхе в Суздале мы пересмотрели «Фестиваль Рифкина».
Главный герой у разбитого корыта. Старенький, плюгавенький, как он сам себя называет «еврей из Бронкса» (Вуди Аллен тоже родился в Бронксе!).
Но в фильме вообще нет места пессимизму.
Действие происходит в Испании, в Стране Басков.
Главный герой Морт Рифкин приезжает на кинофестиваль в САН-СЕБАСТЬЯН. Всё солнечно, зелено, ярко, красиво, по-курортному.
И фестивалей в фильме по сути два.
Второй фестиваль – это сны Рифкина, каждый из которых снят с намёком на сцену из известного культового фильма. Вуди Аллен переосмысливает фильмы Орсона Уэллса, Ингмара Бергмана, Клода Лелуша, Жан-Люка Годара, Франсуа Трюффо и других…
С Франсуа Трюффо мы вообще не знакомы. «Гражданин Кейн» (О.Уэллс), «На последнем дыхании» (Годар), «Земляничная поляна» и «Седьмая печать» (оба И.Бергман) – то, что мы знаем и то, что увидели в этом фильме… Полный список использованных фильмов, наверно, значительно больше…
Рифкин – киновед. Когда-то он вёл курсы по европейскому кино. Сейчас пишет роман. Хочет создать шедевр достойный Достоевского и Джойса, но ничего у него не выходит. Он только пишет и рвёт написанное…
Когда-то ему нравилась девушка (он и сейчас не забыл её, Дорис). Он водил её в кино («Красная пустыня» Антониони, «В прошлом году в Мариенбаде» Рене…), но его вкусов она не разделяла и вышла замуж за его брата.
Потом были его курсы. Он сумел очаровать студентку филфака (КОЛЛЕДЖ САРЫ ЛОУРЕНС, на момент встречи с Рифкиным она была уже замужем). Они поженились. У жены пиар-компания. Она пиарит молодого французского режиссёра Филиппа (в Википедии он просто Филипп, без фамилии). Его антивоенный фильм очень успешен.
Вуди Аллен - провидец. Его Филипп в 2020г хочет помирить евреев с арабами (до 7 окт 2023г всё было более-менее тихо)…
На фестиваль в Сан-Себастьян Рифкина привозит его жена. Здесь у неё работа: продвигать Филиппа… Его фильм успешен. Он получает только учрежденный приз имени Луиса Бунюэля. У Филиппа постоянные интервью… Репортеры из «Пэри Мэтч» и другие…
Филипп уже встречался с Рифкиным. И беспардонно назвал его «Гринчем».
«Гринч - похититель Рождества» - это комедия с Джимом Керри.
В Сан-Себастьяне Сью, жена Рифкина не отрывается от Филиппа и страстно влюбляется в него. Они постоянно вместе и в разговорах уже не обращают внимания на Рифкина.
СЬЮ И ФИЛИПП
А ниже весь любовный треугольник.
Запомнился момент, когда Рифкин сам для себя выражает своё мнение. Его никто не слушает. И он говорит: «Закажу-ка я скумбрию».
Теперь у нас с Риммой скумбрия будет символом невнимания. «Закажу-ка я скумбрию» у нас будет означать «удели мне внимание».
Вернемся к Рифкину. От ревности и безвыходности у него защемило сердце.
Он пошел к местному врачу, доктору Рохас. Она оказалась женщиной. И не просто женщиной, а очень симпатичной…
Она училась и жила в его Нью-Йорке. Она знакома с кинематографом. Она смотрела последний фильм Филиппа. Её оценка близка Рифкину: «Претенциозно. Блокбастер, притворяющийся искусством».
Рифкин влюбился с первого взгляда. Он ищет повод для нового визита. Прыщ на руке!
Он приходит к доктору уже после работы. Её телефонный разговор с мужем. Ссора.
Рифкин ведет докторшу в ресторан и помогает бокалом вина снять стресс. А на следующий день доктор Рохас вызвалась показать Рифкину Сан-Себастьян…
Красиво, душевно пообщались, но у её машины лопнуло колесо. А запаски нет. Они на попутках едут к ней за другой её машиной.
Её муж - художник. Они познакомились в Гринвич-Вилладж (район художников). Это он стал причиной того, что она вернулась в Испанию…
Он постоянно изменяет… и в этот раз они застают его в постели с натурщицей… Испанские страсти!
Любопытно, что когда докторша и Рифкин подвезут натурщицу на машине, выходя, она скажет: «Простите меня, пожалуйста. Он Вас любит!».
Рифкин хотел бы продолжать встречаться с докторшей, но она не видит смысла. Зачем?!
Сью, жена Рифкина, просит развода. Комичный монолог: «Я была тебе верной женой. Изменила с Филиппом всего три раза, но совесть мучила меня».
И вот Рифкин у разбитого корыта. Такое впечатление. В его возрасте можно было бы и о Боге, и о вере подумать. Но он ведёт себя как безбожник. Отсылает Бога к своему адвокату. И выражает крамольную мысль, что Иисусу как плотнику нужно было воскреснуть в день международной солидарности трудящихся.
Вот такой он своеобразный оптимист!
Меня в фильме затронул японский момент.
В одном из своих снов Рифкин рекомендует к просмотру японский фильм (ИСИНГУРА ИНОГАКИ) и называет поимённо и актеров, и композитора этого фильма. Но я такого фильма не нашёл в интернете.
И есть такой диалог Рифкина и Сью.
Рифкин жалуется на боль в сердце по приезду в Сан-Себастьян.
Жена: «Никакой это не инфаркт. Ты просто переел ТАКО в самолёте».
А Рифкин отвечает: «Это были не тако, а какие-то гири».
И я подумал, а может речь о японской кухне. Может не тако, а ТАКОЯКИ. Не гири, а ОНИГИРИ.
Такояки – это шарики, которые готовят в вот такой сковороде.
Моя версия!
И после того как я её выдвинул, мы сели в поезд. Девчонки-попутчицы вынули из сумок, что вы думаете? Треугольные ОНИГИРИ!!!
А ещё в фильме были БОНГО
КУБИНСКИЕ ПАРНЫЕ БАРАБАНЫ
Филипп играл на них, и Сью была в восторге от его игры.
Филипп со Сью хотят под парусом плыть на «остров КА(О)РОНГ в Южных морях». Может быть, это остров РОНГ в Камбодже?!
Ещё мельком упомянули «ЛИСИСТРАТУ С ОДНИМИ ЖЕНЩИНАМИ». Почему-то в университете я не запомнил «Лисистрату», комедии Аристофана, где гречанки по инициативе Лисистраты объявляют «сексуальную забастовку», чтобы остановить бесконечные войны…
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ